Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая оценка эффективности мероприятий




 

Экономическая оценка мероприятий - основа для принятия любых управленческих решений, нацеленных на повышение производительности и безопасности транспортной инфраструктуры при обеспечении оптимального компромисса целей безопасности дорожного движения с другими целями общества, предъявляемыми к дорожным сетям, которая позволяет:

устанавливать конкретные цели для программ и проектов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

принимать оптимальные решения для достижения компромисса между целями государства, общества и бизнеса;

обосновывать наиболее эффективные способы достижения целей с минимальными затратами и максимальной отдачей от использования ресурсов общества;

объективно исследовать результативность принятых мер, предупреждать опрометчивые, субъективные или политические приемы решения ответственных задач обеспечения безопасности дорожного движения, недостаточно обоснованных с точки зрения рационального использования ресурсов общества.

Для определения эффективности мероприятий по организации и безопасности дорожного движения используют метод сравнительного анализа изменения числа ДТП, численности погибших, раненых и размера социального и материального ущерба за определенный период до и после внедрения мероприятий и рассчитывают средний показатель снижения числа ДТП в результате проведения этих мероприятий. При этом учитывают изменения средней интенсивности движения на участке улицы или автомобильной дороги.

Таким образом, на основе статистических исследований может быть определен ожидаемый эффект от снижения числа ДТП в результате внедрения различных мероприятий, которые были эффективны в аналогичных местах. Расчетные значения по каждому мероприятию носят вероятностный характер. Их используют при планировании мероприятий и определении ожидаемой эффективности мероприятий. Для повышения достоверности данных наиболее приемлемым предыдущим и последующим периодом считается период от 1 до 3 лет.

Число ДТП, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, ΔА определяется по формуле:

ΔА = ΔkВ,

где Δk - показатель сокращения числа ДТП; В - среднее число ДТП до проведения мероприятий.

В случае прогнозного изменения интенсивности движения должна быть сделана соответствующая поправка.

Для обоснования экономической эффективности планируемых мероприятий рассчитывают ожидаемую величину сокращения ущерба от ДТП:

ΔС = С д – С п,

где С д, С п - годовые потери от ДТП соответственно до и после проведения мероприятий, руб.

Коэффициент экономической эффективности мероприятий k э определяют следующим образом:

к э= ΔC / S м,

где S м - приведенные затраты на мероприятия с учетом эксплуатационных расходов, руб.

Величина, обратная коэффициенту эффективности, определяет срок окупаемости затрат в конкретное мероприятие:

Т ок= S м / ΔC,

где Т ок - срок окупаемости, лет.

Средние значения показателя сокращения ДТП типовых мероприятий по сокращению аварийности на опыте зарубежных стран представлены в Приложении 4.

Показатель ущерба от ДТП закладывается в экономические расчеты при принятии решений о целесообразности внедрения мероприятий по безопасности дорожного движения, а, значит, о целесообразности спасения жизни людей. Отражая приоритет безопасности дорожного движения как политической цели государства, оценка потерь от ДТП направлена на внедрение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Согласно Методике оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП Р-03112199-0502 - 00 (М.: НИИАТ, 2000), величина ущерба в результате ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных потерь (рис. 2.16):

• прямые потери (включающие в себя потери владельцев транспортных средств):

затраты служб по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП;

потери грузоотправителя в результате ДТП;

затраты ГИБДД МВД России и других служб, связанные с расследованием причин ДТП;

затраты медицинских учреждений, связанные с лечением потерпевших в результате ДТП;

затраты предприятий, сотрудники которых стали жертвами ДТП;


 

Рис. 2.16. Социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий

 


затраты государственных органов социального обеспечения, страховые выплаты.

• косвенные потери:

потери экономики вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства;

потери, связанные с нарушением производственных связей, и моральные потери.

В 2005 г. усредненные показатели ущерба составили для ДТП со смертельным исходом 3,817 млн. руб., для ДТП с ранением - 824 тыс. руб.

Некоторые мероприятия, например, введение ограничения скорости, увеличивают время в пути, поэтому необходимо учитывать потери времени в денежном выражении.

Например, мероприятие изменяет режим ограничения скорости движения с 60 до 50 км/ч. Согласно расчетам снижение скорости движения каждого автомобиля на 10 км/ч вызывает потери времени, равные 1,2 сек на каждые 100 м. Ежегодные потери зависят от интенсивности движения на каждом конкретном участке.

Анализ соотношения затрат, связанных с реализацией мер по ограничению скорости движения, и выгод от сокращения числа ДТП показывает хороший эффект при быстрой окупаемости средств, направляемых на эти мероприятия.

Методика общей и экономической оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения состоит из следующих этапов:

• разработка нескольких вариантов мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

• определение числа случаев гибели и ранения в результате ДТП, которые можно избежать ежегодно в случае реализации мероприятия, т.е. разница между среднегодовой прогнозируемой численностью погибших и раненых до и после реализации мероприятия;

• определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП в стоимостном выражении;

• определение затрат на реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

• определение срока окупаемости мероприятий (деление затрат на величину ежегодной экономии ущерба в результате предотвращения ДТП). Если в расчетах учитывается стоимость времени, затрачиваемого на поездку (например, увеличение времени проезда перекрестка), необходимо определить затраты, связанные с потерей времени, и вычесть их из величины ежегодной экономии затрат;

• выбор оптимального варианта с позиции общества из числа возможных решений.

Например, прогнозируемый суммарный эффект для предлагаемых мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участке концентрации ДТП составляет 10 % (Δk = 0,1).

 

Таблица 2.8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...