Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника завершающего этапа консультирования




И практика общения консультанта с клиентом

По окончании консультации

Завершающий этап психологического консультирования вкл чает в себя следующие моменты: подведение итогов консультац и расставание с клиентом. Подведение итогов в свою очередь соде жит краткое повторение результатов консультации, сути проблем ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению пр лемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предл жены ему не только в устной, но и в письменной форме.

Важно также, подводя итоги проведенной психологической ко сультации, совместно с клиентом наметить продуманную програм-реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующ что, как, к какому конкретному сроку и в какой форме должно бы сделано клиентом. Желательно, чтобы время от времени клиент с общал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решает его проблема.

Все это отмечается психологом-консультантом в регистрацион ной карточке клиента, причем даже в том случае, если в процесс реализации полученных клиентом рекомендаций у него самого н возникает каких-либо особенных проблем и он фактически допол нительно не обращается в это время к психологу консультанту.

При расставании с ним клиента обычно просят о том, чтобы он гулярно сообщал в психологическую консультацию (лучше всего своему психологу- консультанту), как ему удается выполнять полу ченные рекомендации и каким является результат их практическо выполнения.

Получение обратной информации от клиента можно стимули ровать, в частности, обещанием ему провести с ним дополнитель ную, бесплатную консультацию, если он выполнит указанную вы ше просьбу.

В практике работы для успешного проведения психологическо консультирования важна не только правильно организованная ветре ча клиента в консультации и хорошая, продуктивная, профессиональ ная работа с ним, но также и продуманная процедура расставания клиентом по завершении консультации. Весьма существенно, чтоб клиент покинул психологическую консультацию в хорошем настрое нии, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реа лизации полученных рекомендаций будет успешно решена.

Безусловную уверенность в этом, прощаясь с клиентом, прежд всего должен продемонстрировать сам психолог-консультант. Ему,


1.1 >< >ме того, следует проводить клиента до выхода из помещения пси-\(логической консультации. Хорошее завершающее впечатление на мшента обычно производит ситуация, в которой психолог-консуль-1.ШТ, расставаясь с ним, дарит клиенту что-нибудь на память, на­пример свою визитку или какой-либо сувенир, напоминающий о тиместной работе в психологической консультации.

Наконец, очень важны самые, последние слова, произносимые ж ихологом-консультантом в тот момент, когда он расстается с кли-пп ом. Вот примерные начала некоторых подходящих для этого слу-•1.1 я фраз, которые соответствуют принятым нормам русского рече­нию этикета:

• Я вполне удовлетворен нашей встречей.

• Мы с вами приятно провели время.

• Мне было интересно с вами общаться.

• Хорошо, что мы обо всем договорились.

• Прекрасно, что мы нашли общий язык.

• Я доволен тем, что мы с вами добились взаимопонимания.

• Спасибо, что вы прислушались к моим советам.

• Спасибо за то, что вы согласились встретиться и побеседовать

Го МНОЙ.

• Спасибо за доставленное удовольствие общения с вами.

• Не могу больше вас задерживать.

• До свидания.

• До встречи!

• Всего хорошего!

• Всего доброго!

• Будьте здоровы!

• Счастливо!

• Всего!

• Пока!

• Мы еще с вами увидимся!

• Я с вами не прощаюсь!

• Не забывайте нас!

• Приходите!

• Заходите!

• Не пропадайте, дайте о себе знать!

• Милости просим к нам еще раз!

Последующее общение психолога-консультанта с клиентом, ес-I и оно необходимо, организуется и также проводится по заранее про­думанному, определенному плану, который должен быть своевре­менно оговорен и согласован между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане обычно фиксируются место, время и воз­можные темы (вопросы) для бесед психолога-консультанта с кли-


 




ентом после завершения консультации. Эти беседы не обязательн должны проходить в очной форме, иногда достаточно бывает пого ворить с клиентом по телефону или же обстоятельно ответить н его вопросы в письменной форме.

План возможных бесед консультанта и клиента после консуль­тации намечается психологом-консультантом совместно с клиентом Иногда этот план готовится в письменном виде в двух экземплярах; Один из них остается у психолога-консультанта, а другой вручает ся клиенту.

Типичные технические ошибки, допускаемые

В процессе консультирования,

Способы их устранения

В силу самых разных причин, иногда заранее не предвидимых и трудно устранимых, в процессе проведения психологического кон­сультирования могут возникать ошибки, снижающие его результа­тивность. Знание сути и источников этих ошибок, способов и предупреждения и устранения позволяет свести данные ошибки к минимуму, хотя, вероятно, полностью исключить их из практик проведения психологического консультирования невозможно.

Ошибки, часто появляющиеся в процессе консультирования, мо­гут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже типов ошибок указывается также и их вероятная причина):

1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути пробле­
мы клиента.

Это тот случай, при котором психолог-консультант или не ви­дит реальной проблему у клиента (хотя на самом деле такая пробле­ма существует), или приписывает клиенту проблему, которой у не­го в действительности нет.

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-кон­
сультантом клиенту.

В данном случае психолог-консультант может, в общем, правиль­но воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничег полезного не даст клиенту.

3. Неправильные действия клиента по выполнению рекоменда­
ций, полученных от психолога-консультанта.

Это тот тип ошибок в психологическом консультировании, ко­торый обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была оп-


I и-делена правильно и которому были даны верные рекомендации по (Ч! решению, приступая к практическому решению своей пробле­мы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

Заметим, что каждый из названных выше основных типов оши­бок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные I пп ы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это пред­упредит психолога-консультанта от возникновения подобных и дру-111 х ошибок в его деятельности.

Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультиро-Н.ШИИ можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Ошибки пер-(Ц)/о типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

1,а. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу не­достаточно точной информации, получаемой им от клиента в про­цессе проведения консультирования, особенно на стадии диагности­ки и исповеди.

В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, пси-чолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщае­мых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточно­сти их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе невер­ной информации, которой его снабдил клиент.

Данный тип ошибок невозможно ни полностью исключить из практики психологического консультирования, ни стопроцентно за­ранее предупредить. Единственное, что здесь можно сделать, — это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он дол­жен сообщать психологу-консультанту «правду и только правду», го есть только такие данные и факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен. Консультант со с моей стороны время от времени может проверять клиента, повтор­но прося его сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало со­мнение.

1,6. Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой кли­ент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди,.| психолог-консультант — даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также не-иозможно полностью исключить из практики психологического кон-


 




сультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к ми­нимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

1,в. Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причи­не его собственной склонности делать преждевременные выводы еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

Психолог-консультант — это обыкновенный живой человек, ко­торому присущи многие, в том числе не всегда положительные, черты характера. Среди них, например, могут оказаться такие, как повышенное самомнение, нетерпение, спешка и другие, которые не­редко приводят к возникновению подобной ошибки.

Заметить и предупредить ее можно по реакции клиента. Если он сомневается в правильности выводов и решений, предлагаемых пси­хологом-консультантом, значит, консультант, по-видимому, пото­ропился, не приняв во внимание всего того, что уже сказал, а быть может, еще и не досказал, клиент. Если клиент не выговорился пол­ностью и продолжает свой рассказ после того, как психолог-консуль­тант уже пришел к определенному решению, это значит, что психо­лог-консультант поспешил, и ему следует отложить принятие свое­го решения и продолжать внимательно слушать клиента.

1,г. Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообще­ны клиентом.

Основная причина этих ошибок — недостаточность практическо­го опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда — просто забыва­ние) того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, — единствен­ный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в об­суждаемую подгруппу ошибок. Рассмотрим их:

• ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подго­товленностью психолога-консультанта,

• ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант лично-стно идентифицирует себя с клиентом, начинает, сам тоге не заме­чая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого,

• ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком по­ложительным или, напротив, явно выраженным отрицательным лич­ным отношением психолога-консультанта к клиенту.


<)шибки второго типа делятся на следующие подгруппы: V/. Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом Мигнту.

11< >:ШОЖНЫХ ПрИЧИН ВОЗНИКНОВеНИЯ ЭТОЙ ОШибкИ МОЖеТ быТЬ ДО­РН ИМИ) много. В ее основе может лежать практически любая другая мжиГжа, совершенная психологом-консультантом, и следствием та-*нП ошибки будет то, что рекомендации, полученные клиентом, не принесут ему никакой пользы и даже пойдут во вред.

Для того, чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту |*гм>мсндуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого «упгрнизорства, а также время от времени приглашать к сотрудни­ки I ну и работать вместе с другими психологами-консультантами, промеряя по их заключениям правильность своих собственных вы-•и >д< щи рекомендаций.

')(). Односторонние рекомендации, данные психологом-консуль-•мнтом клиенту.

!)та ошибка может произойти по одной из следующих причин:

• и силу неполноты информации, полученной психологом-кон-г V м мантом от клиента,

• по причине невнимания психолога-консультанта к деталям то-н», о чем ему говорит клиент,

• нследствие поспешности психолога-консультанта в выводах от­носительно проблемы клиента,

• из-за недостаточной теоретической подготовки и односторон­ней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерп­ретации исповеди клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического ним сультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Иг­норирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

2,в. В целом правильные, но практически полностью не выпол­нимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-крн-гультанта клиенту.

Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, •I к), предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учи-|ынает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным пре­пятствием на пути практической реализации полученных от кон­сультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и ныяснить условия его жизни.


Шшт


Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на след щие подгруппы:

3,а. Неправильные действия клиента, порождаемые его неверны пониманием или недопониманием того, что ему советует делать пс холог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практич ские рекомендации клиенту по решению его проблемы, психоло консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенное" клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуал ного развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстат ся с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая клиентом, на каждом этапе психологического консультирован проверять правильность понимания клиентом того, что ему гов рит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сфо мулированных вопросов.

3,6. Неправильные действия клиента, порожденные его нежел нием поступать именно так, как ему рекомендует поступать псих лог-консультант.

Эту ошибку можно предупредить следующим способом. Внима тельно наблюдая за клиентом в тот момент времени, когда он полу чает практические рекомендации по решению его проблемы, по ре зультатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к эти рекомендациям относится. Если отношение клиента отрицательно то лучше отказаться от этих рекомендаций и далее выяснить, поче му клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что то иное, более подходящее для него.

3,в. Неправильные действия клиента, вызванные объективной н возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психо лог-консультант, в силу, например, изменившихся условий жизн или каких-либо других, объективных жизненных обстоятельств.

Данная ошибка может быть исключена из практики психологи ческого консультирования, если консультант, прежде чем давать р~ комендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и лич ным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполни полученные рекомендации.

Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенн снизить эффективность психологического консультирования, по этому их следует всячески избегать.

Для того чтобы исключить или свести к минимуму болыиинст названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придер


V11 наться следующих общих правил ведения психологического кон-уи>тирования:

1. Психолог-консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и. жизни.

2. Психологу-консультанту не следует давать клиенту никаких практических рекомендаций до тех пор, пока не будут оцене­ны его индивидуальные поведенческие особенности и пока достоверно не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций консультанта.

3. Проводя психологическое консультирование и ставя психо­логический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-кон­сультант не должен рассматривать клиента как объект бесстра­стного изучения или как-то пытаться манипулировать или экс­периментировать с ним.

4. Психолог-консультант не должен рассматривать клиента так, как, например, следователь рассматривает своего под­следственного, то есть пытаться его «расколоть» или «пе­реиграть».

5. В психологическом консультировании за редким исключени­ем не должно быть места личным воспоминаниям и собствен­но исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.

6. Психологу-консультанту не следует стремиться понимать кли­ента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — по­стараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникаль­ную личность, отличную от него самого.

7. Занимаясь толкованием исповеди клиента, психолог-консуль­тант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположительной, но не в безапелляционно-утвердитель­ной форме. Правильным будет высказывать их клиенту в ви­де гипотез, которые со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть клиент.

8. Опровержение толкования исповеди, предложенного психо­логом-консультантом, со стороны клиента не всегда есть до­статочное основание для того, чтобы консультант полностью отказался от такого толкования. Нередко опровержение или протест со стороны клиента по поводу заключений консуль­танта является не более чем защитной реакцией и признаком того, что психолог-консультант думает правильно, что на са­мом деле предложенное им толкование верное.


 




Выявите и опишите ошибки, которые в процессе проведения консуль­тирования совершил этот психолог-консультант или вы сами в рол консультанта.

Ключевые слова

Техника психологического консультирования.

Формы речевого этикета.

Психологическое напряжение. Вербальная поддержка. Зеркализа-ция. Парафраза. Обобщение. Эмоциональная поддержка клиента. При­ем постановки консультантом перед клиентом открытых вопросов. Прием овладения и использования консультантом языка клиента.

Интерпретация исповеди клиента. Ошибки в интерпретации испове­ди. Противоречия в фактах. Односторонность в интерпретации фактов. Комплексная, разносторонняя теоретическая интерпретация исповеди.

Мимика. Невроз. Невротик. Средства самоконтроля психокор-рекционных действий клиента в отношении себя самого.

Программа реализации клиентом рекомендаций, полученных в про­цессе консультации. Обратная связь между консультантом и клиентом. Постконсультационное общение психолога-консультанта и клиента., Технические ошибки, допускаемые в психологическом консуль­тировании. Супервизорство. Ошибки, связанные с неправильным заключением психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Ошибки неправильности рекомендаций, даваемых психологом-кон­сультантом клиенту. Ошибки, связанные с неверными действиями клиента по реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Ошибка неточной интерпретации психологом-кон­сультантом информации, полученной от клиента. Ошибка в интер­претации исповеди клиента, вызванная неполнотой информации, по­лученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента по причине склонности психолога-консультанта делать преждевре­менные выводы. Ошибка» в интерпретации исповеди клиента, вызванная недостаточной теоретической подготовленностью пси­холога-консультанта. Ошибка в интерпретации исповеди по причине недостаточного опыта практической работы у психолога-консуль­танта. Ошибка в интерпретации исповеди в силу предвзятого, субъ­ективного отношения психолога-консультанта к клиенту. Ошибка односторонности рекомендаций, предлагаемых психологом-кон­сультантом клиенту. Ошибка получения клиентом от психолога-консультанта практически не выполнимых рекомендаций. Ошибка недопонимания клиентом предлагаемых ему рекомендаций. Ошиб­ка объективной невозможности клиента выполнить полученные им практические рекомендации.


ГЛАВА VII

ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Какую роль психологическое тестирование выполняет
в практике проведения психологического консультиро­
вания?

2. В каких случаях рекомендуется применять психологи­ческие тесты в психологическом консультировании?

3. Почему психологическое тестирование, если в нем есть необходимость, желательно проводить дважды: до на­чала консультации и после того, как она закончилась и клиент выполнил полученные от психолога-консультан­та рекомендации?

4. В чем состоит психотерапевтическое воздействие пси­хологического тестирования на клиента?

5. Каким требованиям должны отвечать психологические тесты и тестирование, проводимое в рамках практи­ки психологического консультирования?

6. Как следует проводить тестирование во время психо­логического консультирования?

7. Какие тесты рекомендуется применять в психологиче­ском консультировании?

8. Почему в психологическом консультировании не следу­ет использовать сложные, трудоемкие, в частностипроективные, тесты?

9. Каким требованиям должны отвечать вопросники, при­меняемые в психологическом консультировании для те­стирования клиентов?


 




Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...