Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные налоговые режимы и их роль в современных условиях




В настоящее время в России актуальными являются вопросы развития малого предпринимательства, которое имеет особое значение для экономики страны, регионов и муниципальных образований. Хозяйствующие субъекты малого предпринимательства, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость, поэтому в современном финансовом реформировании РФ важную роль играет преобразование системы налогообложения, особое место в которой занимают специальные налоговые режимы, применяемые в отдельных отраслях экономики и оказывающие значительное влияние на выполнение бюджетных задач государства и финансовое положение субъектов малого бизнеса. В НК РФ (ч.1 ст.18) понятие «специальный налоговый режим» было введено с 1.01.99 г.

Специальный налоговый режим – система мер налогового регулирования, включающую совокупность взаимосвязанных мероприятий, имеющих определенное единство и направленных на достижение установленных целей налоговой политики.

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Он устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложении: принцип бюджетной эффективности, экономической нейтральности и простоты.

К отличительным особенностям специальных налоговых режимов относятся: простота расчета налогов, сокращение числа налогов, избирательность в применении режима и налоговое благоприятствование.

Специальный налоговый режим характеризуется рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета.

Нельзя однозначно оценить тот или иной режим налогообложения как наилучший. Выбор налогового режима должен основываться на особенностях зарегистрированной организационно-правовой формы, размеры бизнеса,, специфике планируемой к осуществлению деятельности. При этом необходимо учитывать достоинства и недостатки каждого из режимов и провести предварительные прогнозные расчеты суммы налоговых платежей по различным режимам.

При выборе режима налогообложения налогоплательщик должен обратить внимание на ряд моментов:

1) режимы налогообложения могут применяться как юр.лицами, так и ИП, за исключением упрощенной системы налогообложения на основе патента, которая применяется только ИП;

2) переход с одного налогового режима на другой является добровольным, за исключением обязательного к применению ЕНВД, который налогоплательщик будет обязан использовать при ведении отдельных видов деятельности, указанных в НК РФ и в нормативно-правовом акте субъекта РФ, регламентирующего введение ЕНВД на определенной территории;

3) все специальные налоговые режимы имеют установленные законодательством условия и ограничения их применения, например, ЕСХН могут использовать только сельхозтоваропроизводители, соответствующие установленным в НК РФ критериям;

4) для перехода на спец.режим налогообложения необходимо в установленные НК сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление. Если налогоплательщик этого не сделал, то он должен осуществлять налогообложение своей предпринимательской деятельности в соответствии с общим режимом, за исключением ЕНВД, который может совмещаться как с общим режимом, так и УСН, и с ЕСХН.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в направлениях:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий;

- создание условий для развития малого предпринимательства, в том числе льготного налогообложения;

- установления упрощенного порядка регистрации суъектов малого предпринимательства, упрощенной схемы налогообложения и отчетности;

- организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

- оказания финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства через федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Одним из действенных методов государственного стимулирования малого предпринимательства является система льгот по налогообложению, а также законодательно приняты специальные налоговые режимы, упрощающие исчисление, уплату и отчетность по налогам и сборам.

 

69. ЕСХН: сущность, назначение и основные элементы.

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливает льготный порядок налогообложения для субъектов малого бизнеса, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Переход к ЕСХН осуществляется добровольно и предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, в виде дивидендов и процентов по ряду долговых обязательств), НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров через таможенную границу), налога на имущество организаций, НДФЛ, в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых, по ставкам 35%, 9%, налога на имущество физ.лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

В целях налогообложения и применения главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;

2) рыбохозяйственные организации и ИП при соблюдении ими следующих условий:

а) если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;

б) если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;

в) если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Деятельность по ведению личного подсобного хозяйства не является предпринимательством, поэтому граждане, ведущие ее, подлежат налогообложению как физические лица и не могут использовать систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставки процентная доля налоговой базы. Налоговая ставка равна 6%.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по нему, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. Уплата ЕСХН и авансового платежа по нему производится налогоплательщиками по местонахождению организации (месту жительства ИП).

По итогам налогового периода, ЕСХН уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. Налоговая декларация по итогам налогового периода предоставляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

70. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: содержание и механизм исчисления.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, который

должен применяться налогоплательщиками в обязательном порядке, если этот режим введен на соответствующей территории.

При введении ЕНВД в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов или отдельных услуг, подлежащих переводу на уплату ЕНВД.

Уплата ЕНВД предполагает освобождение oт обязанности no уплате следующих налогов: налога на прибыль oорганизаций, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество.

ЕНВД и упрощенную систему налогообложения на основе патента можно совмещать с другими системами, как с общей, так и с упрощенной, и с ЕСХН, при осуществлении налогоплательщиком тех видов деятельности, которые не могут быть переведены на указанные режимы.

Объектом налогообложения признается вмененный доход
налогоплательщика — его потенциально возможный доход, рассчитываемый с
учетом совокупности факторов, влияющих на получение указанного дохода.

Налоговая база — величина вмененного дохода, рассчитываемая как
произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, харак­теризующего некоторый вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Базовая доходность корректируется (умножается) на корректирующие
коэффициенты К1, К2. Субъект Российской Федерации не вправе вводить
дополнительные коэффициенты. Корректирующие коэффициенты базовой
доходности показывают степень влияния того или иного условия на результат деятельности, облагаемой ЕНВД.

Коэффициент К1 устанавливается на календарный год. Коэффициент –дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

При определении величины базовой доходности субъекты Российской

Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2. Посредством этого коэффициента учитывается совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в томчисле ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и размещения рекламы, и иные особенности.

Значения коэффициента 2 уславливаются в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Вмененный доход рассчитывается по следующей формуле:

ВД=БД*К1*К2*ФП,

где ВД - вмененный доход;

БД - базовая доходность в месяц;

ФП –физический показатель в зависимости от вида деятельности за налоговый период (налоговым периодом по ЕНВД признается квартал).

Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% вмененного дохода.

Налогоплательщик уплачивает налог по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего периода.

Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий повременной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНФД не может быть уменьшена более чем на 50%.

 

71. Упрощенная система налогообложения: содержание, порядок применения.

Упрощенная система налогообложения (УСН) регламентируется главой 26.2. НК РФ, и региональные органы власти не вправе каким-либо образом уточнять элементы единого налога. Организации и предприниматели добровольно переходят к упрощенной системе налогообложения или возвращаются к общему режиму в порядке, предусмотренном НК РФ. Переход на упрощенную систему налогообложения уведомительный, а не разрешительный.

Переход к УСНО означает, что уплачивается единый налог, который
предусматривает освобождение от обязанности по уплате нескольких налогов,
взимаемых при общем режиме налогообложения: налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, налог на имущество организации и физических лиц.

С 1 января 2010 года в связи с отменой ЕСН организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут платить страховые взносы отдельно в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Однако на 2010 год для плательщиков единого «упрощенного» налога установлены специальные правила.

Они, как и в предыдущем году, должны перечислять только взносы в ПФР по прежней ставке 14 процентов, а с 2011 года перейдут на общие тарифы,
предусмотренные пунктом 2 статьи 12 Закона J№ 212-ФЗ. Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Согласно изменениям, внесенным ФЗ от 19 июля 2009г. №204-ФЗ в пункт 2.1. статьи 346.12 НК РФ, перейти на упрощенную систему налогообложения в 2010 году смогут те организации, которые имеют доход за девять месяцев 2009 года не более 45 млн. рублей.

Также с года изменился предельный дохой для сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения и составил 60 млн. руб. Корректироваться на коэффициент-дефлятор этот лимит тоже не будет. Об этом сказано в пункте 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, который вступил в силу с 1 января 2010 года. Действовать этот показатель будет до 31 декабря 2012 года.

Объектом налогообложения признаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае выбора объекта налогообложения «доходы» налоговая ставка в соответствии ст. 346.20 равна 6%.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Кроме того, законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налоговый период - календарный год. Отчетный период - первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период:

- организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода;

- индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Предприниматель вправе выбрать другой вариант упрощенного налогообложения — упрощенную систему па основе патента. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке (6%) процентная доля установленного по каждому виду деятельности потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода Годовая стоимость патента рассчитывается по формуле:

ГСП=ПВД*6%

где ГСП — годовая стоимость патента;
ПВД — потенциально возможный годовой доход.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения по патенту, производят оплату стоимости патента не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. При нарушении условий применения УСН на основе патента он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения в периоде, на который был выдан патент. То же произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем трети стоимости патента в срок, установленный ст. 346.25 НК РФ. В этом случае предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом уплаченная стоимость (часть стоимости) патента не возвращается. Оплата оставшейся части стоимости патента производится плательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания пе­риода, на который был получен патент. Период, на который выдается патент, не может переходить на следующий календарный год.

 

Содержание системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недрами. Согласно данному соглашению право на пользование недрами может быть ограниче­но, приостановлено или прекращено. Соглашение о разделе продукции (СЙТ) является договором, по которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор обязуется осуществить проведение работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении СРП.

Доля государства в общем объеме произведенной продукции по условиям такого соглашения должна составлять не менее 32% от общего количества произведенной продукции. Так же соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Налогоплательщик должен представить в налоговые органы соглашение о разделе продукции и решение об утверждении результатов аукциона на
предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Режим СРП предусматривает:

ограниченный срок действия (в течение срока действия СРП);

ограниченный круг лиц, на которые он распространяется (инвесторы по СРП):

особый перечень уплачиваемых налогов и особый порядок их исчисления. Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению.

Для правильного расчета налога на добычу полезных ископаемых ставку, составляющую 419 руб, за 1 т добытой обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти, умножают на 2 коэффициента. Первый из них характеризует динамику мировых цен на нефть, второй - степеньвыработанностиконкретного участка недр.

Значение коэффициента выработки налогоплательщики определяю самостоятельно.

Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (в единицах массы или объема). при этом налоговая ставка установлена в размере 340 руб. за 1т с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть — Кц.

Коэффициент ежемесячно рассчитывается налогоплательщиком по формуле:

Кц= (Ц - 8) * Р/252; 2 ЛШ"

где Ц — средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки Юралс в долларах за 1 баррель;

р — среднее значение за налоговый период курса доллара к рублю,устанавливаемого ЦБ РФ.

При выполнении соглашений о разделе продукции налоговые ставки установлены в размерах, как это приведено по ставкам налога на добычу полезных ископаемых, кроме нефти и газового конденсата, с коэффициентом 0,5. Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата с коэффициентом 0,5 ус­танавливается соглашением только до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата. Если соглашением установлен предельный уровень коммерческой добычи нефти и газового конденсата, то при достижении такого уровни налоговая ставка применяется с коэффициентом К = 1, который не изменяется в течение всего срока действия соглашения.

Налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, но каждому соглашению отдельно от другой деятельности. Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации но налогам в налоговые органы по его местонахождению.

Налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год. По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год.

В случае внесения изменений и (иди) дополнений в программу работ и смету расходов налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...