Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения занятий по дисциплине




 

Первая тема «Биосфера и человек: структура биосферы» предназначена для получения основных представлений о курсе. В ней излагается краткая история предмета, его цели, задачи, предмет и основное содержание, место и роль учебной дисциплины в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Даются основные положения, определения и термины.

Тема №2 «Экосистемы» включает в себя сведения об их составе, структуре и разнообразии. Рассматривается классификация экосистем. Даются понятия о популяции и её свойствах, сукцессии экосистем и ее видах.

Подробно рассматриваются природные типы экосистем: экологические ниши, биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы и биосфера Земли. Приводится концепция биосферы В.И. Вернадского, обсуждаются вопросы ее функционирования и развития. Преподаватель доводит студентам материал о глобальной эволюции биосферы и влияние экосистем человека (антропосистем) на природные процессы.

В процессе изложения материала 3 темы подробно рассматриваются взаимоотношения организма и среды, среда обитания и экологические факторы. Обсуждаются основные среды жизни, экологические факторы среды, основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы, адаптация организмов к факторам окружающей среды и к изменениям экологических факторов.

Тема 4 «Экология и здоровье человека» раскрывает биосоциальную природу человека.

Описываются норма и патология у человека и их взаимосвязь с условиями существования, защита здоровья человека в условиях экологических угроз и опасностей, борьба с результатами радиации, аллергиями, последствиями катастроф.

В теме №5 обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды.

К ним относят загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение гидросферы, воздействия на почвы, горные породы и недра,«парниковый эффект», «озоновые дыры», кислотные осадки, энергетическую проблему, «демографический взрыв», проблемы народонаселения и продовольствия, сокращение биоразнообразия, антропогенное воздействие на окружающую среду.

Рассматриваются экстремальные воздействия на биосферу.

Тема 6 «Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы» посвящена вопросам загрязнения антропосистем и путям их предупреждения. Рассматриваются создание экологических отраслей промышленности и экологически чистых технологий, биологически подобные технологии и перспективы экологической перестройки промышленности, пути решения экологических проблем.

Тема №7 раскрывает основы экономики природопользования.

Подробно рассматриваются система регуляции и контроля социоприродной деятельности, взаимодействие экономики и экологии, экологический менеджмент и его составляющие, эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей, концепция устойчивого развития, экологический контроль и экспертиза.

Восьмая тема рассказывает об экозащитной технике и технологии

Рассматриваются особо охраняемые природные территории, охрана животного и растительного мира, социально-экономические аспекты экологии, основы экологического права и профессиональная ответственность.

В теме 9 излагаются основные нормы экологического права.Обсуждаютсяправовые системы регуляции взаимодействия общества и природы, проблемы экологической психологии и экологическое сознание.

Тема №10 «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» посвящена рассмотрению различных аспектов права окружающей среды стран — членов СНГ и других государств Центральной и Восточной Европы, США, Великобритании и континентальной Европы.

Дается информация о комплексе особо охраняемых природных территорий в мире, международном праве окружающей среды, специальные принципы современного международного права окружающей среды.

 

Заключение

 

Преподаватель должен уделить особое внимание проблеме экологического образования, которое рассматривается как важнейший фактор ориентации молодежи на проблему будущего развития человечества. Следует также обсудить вопрос о роли средств массовой информации (СМИ) в разрешении многочисленных последствий кризисных ситуаций в области взаимоотношения общества и природы.


Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра коммерции

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________________Е.А. Торгунаков

«____» _____________ 2012 г.

 

Фонд оценочных средств

Учебной дисциплины

ЭКОЛОГИЯ

Для специальностей подготовки: 080500.65 «Менеджмент организации»

Финансы и кредит»

Социальная работа»

Документоведение и документационное обеспечение управления»

Перевод и переводоведение»

Социальный сервис и туризм»

Менеджмент»

Музейное дело и охрана памятников»

Для направлений подготовки: 080100. 62«Экономика»

Прикладная информатика»

Менеджмент»

Социальная работа»

Туризм»

Лингвистика и межкультурные коммуникации

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр, Специалист

Форма обучения Очная, Очно-заочная, Заочная

Санкт-Петербург


Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра коммерции

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________________Е.А. Торгунаков

«____» _____________ 2012 г.

 

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (зачету)

Учебной дисциплины

ЭКОЛОГИЯ

Для специальностей подготовки: 080500.65 «Менеджмент организации»

Финансы и кредит»

Социальная работа»

Документоведение и документационное обеспечение управления»

Перевод и переводоведение»

Социальный сервис и туризм»

Менеджмент»

Музейное дело и охрана памятников»

Для направлений подготовки: 080100. 62«Экономика»

Прикладная информатика»

Менеджмент»

Социальная работа»

Туризм»

Лингвистика и межкультурные коммуникации

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр, Специалист

Форма обучения Очная, Очно-заочная, Заочная

Санкт-Петербург


1. Предмет экологии: природная экология.

2. Место человека и общества в отношении окружающей среды.

3. Стихийная регуляция природных процессов и становление человека.

4. Биосфера как внешний регулятивный фактор эволюции природы.

5. Природные типы экосистем.

6. Комплексность становления биосферы.

7. Системный подход к социоприродным комплексам.

8. Основные формы экосистем человека (антропосистем).

9. Натуралистичная и социокультурная модели экосистем человека.

10. Новые экологические модели социоприродных экосистем.

11. Становление человека как процесс ноогенеза (возникновение разума).

12. В.И. Вернадский и П. Тейар де Шарден о ноосфере.

13. Человек как биосоциальное существо.

14. Норма и патология человека и их связь с условиями его существования.

15. Борьба с результатами радиации, аллергии и последствия катастроф.

16. Социальная экология и деятельность людей.

17. Глобальные аспекты экологии.

18. Региональные и национальные аспекты экологии.

19. Правовые аспекты регуляции взаимодействия общества и природы.

20. Становление и сущность экологической психологии.

21. Экологическое сознание и его особенности.

22. Восприятие мира природы человеком.

23. Рациональность взаимоотношений природы и общества.

24. Управление как единство сознания и действия и его значение для оптимизации социоприродных систем.

25. Фазы управления в регуляции социоприродной деятельности.

26. Оптимизационные модели в экологии.

27. Особенности городской экологической среды.

28. Качество жизни и качество окружающей среды.

29. Экологическая политика и ее роль в охране окружающей среды.

30. Экология и проблема народонаселения.

31. Статистические и динамические показатели популяций.

32. Продолжительность жизни.

33. Развитие организма как целостной системы.

34. Системы организмов и биота Земли. Взаимоотношения организма и среды.

35. Среда обитания и экологические факторы.

36. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы.

37. Лимитирующие факторы. Адаптация организмов к факторам.

38. Видовая и пространственная структуры биоценоза.

39. Взаимоотношения организмов в биоценозе.

40. Экологическая ниша.

41. Концепция экосистемы.

42. Продуцирование и разложение в природе.

43. Системный подход и моделирование в экологии.

44. Экосистема: состав, структура, разнообразие.

45. Популяции в экосистеме.

46. Биотические связи организмов в биоценозах.

47. Трофические взаимодействия в экосистемах.

48. Продукция и энергия в экосистемах.

49. Экологические пирамиды.

50. Динамика экосистем.

51. Понятие биосферы, ее структура.

52. Живое вещество биосферы, его функции.

53. Круговорот веществ в природе.

54. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ.

55. Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе.

56. Пресноводные и морские экосистемы.

57. Основные направления эволюции биосферы. Понятие о ноосфере.

58. Природные факторы окружающей среды. Их регулятивные механизмы.

59. Природные типы экосистем: биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы.

60. Биосоциальная природа человека.

61. Антропогенные экосистемы.

62. Экология и здоровье человека.

63. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека.

64. Натуралистическая и социокультурная модели экосистем человека.

65. Разработка глобальной экологии (работы М.И. Будыко и К.Я. Кондратьева).

66. Новая экологическая парадигма "экологического оправданного поведения".

67. Место и роль в экологии концепций "нулевого роста" и "органического роста", "устойчивого развития" и синергетической модели "порядка из хаоса".

68. Глобальные проблемы окружающей среды.

69. Парниковый эффект.

70. Озоновые дыры.

71. Проблема кислотных осадков.

72. Энергетическая проблема.

73. Проблемы народонаселения и продовольствия.

74. Сокращение биоразнообразия.

75. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

76. Мониторинг окружающей среды.

77. Загрязнение атмосферного воздуха.

78. Экологические последствия загрязнения атмосферы.

79. Загрязнение гидросферы.

80. Экологические последствия загрязнения гидросферы.

81. Истощение подземных и поверхностных вод.

82. Воздействия на почвы, горные породы и недра.

83. Значение леса в природе и жизни человека.

84. Экологические последствия воздействия человека на растительный и животный мир.

85. Шумовое и электромагнитное воздействие на биосферу.

86. Биологическое загрязнение.

87. Экстремальные воздействия на биосферу.

88. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей.

89. Механизмы финансирования охраны окружающей среды.

90. Экологический контроль и экспертиза. Экологические нормативы и стандарты.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...