Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминальные учеты как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности




Учеты оперативно-розыскных органов, в которые входят криминалистический, криминологический, оперативный, оперативно-справочный, розыскной, профилактический и административный, являются одним из средств ОРД. Каждый из них имеет свой характер, свои объекты и обеспечивает необходимыми сведениями правоохранительные функции различных подразделений и служб оперативно-розыскных органов. Однако наиболее полно удовлетворяют информационные потребности ОРД оперативно-справочные, розыскные, криминалистические учеты, их можно интегрировать под общим названием «криминальные учеты».

Таким образом, криминальные учеты - это систематизированные особым образом информационные массивы данных (сведений) о лицах, фактах (событиях), предметах по их признакам, предназначенные для эффективного информационного обеспечения задач оперативно-розыскной деятельности; они формируются в виде картотек (в т.ч. фото-, кино-, видеотек), коллекций, дел, автоматизированных банков данных (АБД).

Положения ч.3 ст.6, ч.1 ст.10 и др. Закона об ОРД конкретизируют конституционное положение о том, что хранение определенных сведений о личной жизни граждан без их согласия возможно только на основании федерального закона. Порядок формирования и пользования информационными системами определяется ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных органов.

Назначение криминальных учетов принято рассматривать в трех направлениях:

- управленческое, обеспечивающее руководителей всех уровней информацией о структуре и динамике преступности, результатах борьбы с ней, силах и средствах, участвующих в этой деятельности;

- оперативно-розыскное, необходимое для повышения эффективности работы по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проведению профилактических мероприятий, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников и похищенного имущества;

- оперативно-служебное, обеспечивающее сбор, обработку, хранение и выдачу справочной информации.

К ведению учетов предъявляются такие требования, как:

- точность – каждый объект должен быть подробно описан по всем присущим ему одному признакам;

- своевременность – необходимо своевременно выявлять и регистрировать объекты, подлежащие учету;

- полнота – должны быть учтены все объекты, подлежащие учету;

- простота и удобство – наличие унифицированных, несложных для заполнения, но охватывающих все признаки объекта учета документов, карточек; широкое применение автоматизированно-поисковых систем;

- целенаправленность – четкое разграничение сведений в зависимости от информационной потребности субъектов ОРД и выбор оптимального управленческого уровня для организации учета.

К объектам криминального учета относится информация:

- о лицах (в т.ч. неопознанных трупах);

- событиях (фактах, явлениях);

- предметах (вещах и имуществе).

Наибольший массив учета занимают лица, совершившие правонарушения и представляющие в связи с этим оперативный интерес; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учете органов здравоохранения); без вести пропавшие, преступники, объявленные в розыск, больные и дети, которые в силу болезненного состояния или возраста не могут сообщить о себе сведений; неопознанные трупы граждан.

События как объекты учета – это факты зарегистрированных (в любом виде) правонарушений (в т.ч. преступлений), факты блокирования объектов оперативного обслуживания (установки специальных средств, расстановки специальных сил) и др.

Предметы – вещи и иное имущество, похищенное, изъятое, выявленное в ходе следственных, оперативно-поисковых и иных мероприятий (утраченные документы, оружие, предметы антиквариата, орудия преступления, автомототранспорт, грузы, домашние животные, имеющие индивидуальные номера или отличительные особенности).

Рассмотрим систему организации криминальных учетов на примере органов внутренних дел, которая соответствует трехуровневой системе построения большинства оперативно-розыскных органов.

1. На уровне городских и районных ОВД – местные учеты, ведущиеся аналитической группой или специально выделенным сотрудником и экспертом-криминалистом (экспертно-криминалистические учеты).

2. На уровне ОВД субъектов федерации – региональные учеты, которые ведутся, соответственно, в информационном центре (ИЦ) и экспертно-криминалистическом подразделении (ЭКП).

3. На уровне МВД России – федеральные учеты.

Практика регистрации информации выработала следующие основные формы ведения учетов:

- картотеки;

- фото(видео)теки (видеобанки);

- дела;

- коллекции и следотеки;

- автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС), АБД (или банк криминальной информации - БКИ).

Особенности некоторых видов учета обусловливают использование на местном уровне устаревшей формы учетов – журналов.

Структура местных учетов представлена следующими объектами и формами.

1. Картотека лиц, представляющих оперативный интерес (формируется из алфавитно-справочных карточек - АСК):

а) взятых на учет по розыскным делам;

б) разыскиваемых по ориентировкам других органов;

в) взятых на учет по делам оперативного учета;

г) требующих оперативного контроля, наблюдения и предупредительных мер:

- привлекаемых к уголовной ответственности, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;

- осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;

- осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- освобожденных от уголовной ответственности по амнистии;

- освобожденных из мест лишения свободы;

- находящихся под административным надзором;

- сбывающих наркотические вещества;

- психически больных, представляющих опасность для окружающих (состоящих на учете в органах здравоохранения);

- несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН);

- иных лиц, учет которых предусмотрен нормативными актами МВД России.

Алфавитно-справочные карточки заполняют сотрудники, принявшие решение о постановке указанных лиц на учет. Одновременно они же составляют информационно-поисковую карточку (ИПК), а на особо опасных рецидивистов и квалифицированных преступников – идентификационную карту (ИК) для направления в ИЦ оперативно-розыскного органа регионального уровня (постановка на централизованный учет), а также материальный носитель в фотовидеотеку горрайлиноргана.

Фототека (видеотека) используется для опознания преступников и установления лиц, представляющих оперативный интерес.

2. Картотека нераскрытых преступлений позволяет выявлять преступления, совершенные аналогичным способом, а также проверять причастность к преступлениям лиц, проходящих по оперативным и иным материалам, доставленных задержанных и арестованных.

Картотека формируется из справочных карточек на нераскрытое преступление.

3. Картотека похищенных, бесхозных, изъятых, выявленных вещей и имущества (оружия, автомототранспортных средств, скота и др.) дает возможность устанавливать их принадлежность, что способствует раскрытию преступлений.

Картотека формируется из карточек «на вещь».

4. Картотека огнестрельного (в т.ч. охотничьего) оружия, находящегося в организациях (предприятиях, учреждениях), а также у граждан на законном основании, позволяет целенаправленно проводить предупредительные мероприятия, устанавливать принадлежность изъятого и выявленного оружия; ведется в ОВД инспекторами разрешительной системы и состоит из карточек на зарегистрированное оружие.

Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены в двух формах:

- дактилокарты лиц, представляющих оперативный интерес (картотека);

- следов рук (пальцев, ладоней) с мест нераскрытых преступлений (следотека).

Структура региональных учетов представлена оперативно-справочными, криминалистическими и розыскными учетами.

Оперативно-справочные учеты:

1. Учет лиц (пофамильный и дактилоскопический):

- совершивших преступления, материалы на которых без возбуждения уголовных дел направлены для применения мер общественного воздействия;

- совершивших общественно опасные деяния, помещенных по решению суда в психиатрические больницы для принудительного лечения;

- проходящих по делам оперативного учета (в соответствии с Законом об ОРД и нормативными актами МВД России);

- иностранцев, проживающих за границей, находящихся под следствием; арестованных и отбывающих наказание в России.

Объектами учета являются граждане России, иностранцы и лица без гражданства, обвиняемые в совершении преступлений и осужденные за их совершение.

2. Учет преступлений и правонарушений:

- преступлений с участием иностранцев лиц без гражданства;

- административных правонарушений иностранцев и лиц без гражданства;

- дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации, а также информации, введенной в АБД.

Криминалистические учеты:

1. Учет лиц (антропофизиологические, социально-психологические и криминальные портреты):

- особо опасных и квалифицированных преступников;

- без вести пропавших, неизвестных больных и детей;

- неопознанных трупов граждан.

2. Учет преступлений (обстоятельства и способ совершения) с окраской:

- межрегиональная и международная направленность;

- особая жестокость и серийность;

- в отношении детей.

3. Криминалистический учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей ведется в ГИЦ МВД России, УВД субъектов федерации и ГИЦ МВД России в виде картотек и АБД.

Учету подлежат граждане России, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России:

- исчезнувшие без видимых на то причин, место нахождения и судьба которых неизвестны;

- потерявшие связь с родственниками;

- несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, других учреждений, бежавшие из детских приемников-распределителей, специальных школ и училищ;

- психически больные, а также находящиеся в беспомощном состоянии, ушедшие из дома или медицинских учреждений;

- неопознанные трупы граждан;

- лица, находящиеся в психоневрологических диспансерах и иных медицинских учреждениях, не могущие сообщить о себе сведений.

В экспертно-криминалистических подразделениях (управлениях, отделах) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) регионального уровня ведутся:

- коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений (пулегильзотеки);

- картотеки поддельных денежных знаков и ценных бумаг;

- картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;

- дактилоскопические картотеки;

- фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.

По усмотрению руководителей ЭКП могут вестись и иные коллекции и картотеки. Например:

- коллекция поддельных медицинских рецептов на наркотикосодержащие и сильнодействующие лекарственные средства;

- картотека следов рук (пальцев, ладоней), изъятых с мест совершения преступлений.

Розыскные учеты:

1. Учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск, формируется данными:

- о совершивших преступления и скрывающихся от дознания, следствия и суда;

- бежавших из-под стражи и мест лишения свободы;

- исчезнувших без видимых на то причин (без вести пропавших);

- уклоняющихся от выплат денежных сумм предприятиям и гражданам.

2. Учет похищенных и изъятых предметов содержит несколько самостоятельных массивов.

а) утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие:

- боевое, служебное, гражданское (охотничье, спортивное) нарезное огнестрельное (стрелковое) оружие всех моделей;

- гранатометы и огнеметы;

- портативные ствольные и реактивные артиллерийские системы;

- взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления.

б) похищенный и бесхозный автотранспорт учитывается в зависимости от его класса и делится по объектам федерального и регионального учетов.

в) предметы антиквариата и культурные ценности - утраченные и выявленные предметы, представляющие историческую, художественную, научную и культурную ценность.

г) номерные вещи и документы общегосударственного обращения.

Объектами учета являются:

- похищенные и изъятые (выявленные) номерные вещи;

- документы и ценные бумаги общегосударственного обращения (ваучеры, акции, сертификаты акций и пр.) в связи с совершенными преступлениями, подлежащими регистрации в банках криминальной информации.

В подразделениях транспортной милиции (УВДТ-ОВДТ) ведутся картотеки, имеющие как криминалистический, так и розыскной характер:

- преступников-гастролеров, совершивших характерные для транспорта преступления, и лиц, подозреваемых в их совершении (криминалистические);

- нераскрытых преступлений, совершенных в подвижном составе (криминалистические);

- похищенных у пассажиров вещей и грузов, имеющих индивидуальные номера или отличительные особенности (розыскные).

Учеты федерального уровня:

Федеральные учеты составляют дубликаты оперативно-справочных, розыскных и криминалистических региональных учетов с незначительными изменениями в объектах регистрации и их объемах, необходимых для этого уровня системы учетов.

Так, если оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, практически, составляют сумму информации региональных ИЦ, то экспертно-криминалистические учеты ЭКЦ МВД России содержат только следующие коллекции:

- пуль, гильз и патронов, изъятых с мест совершения преступлений;

- поддельных бумажных денег;

- поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом.

Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих криминальный (оперативный) интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (видеобанки и видеотеки).

В ГИЦ МВД России может вестись федеральный учет таких категорий преступников, как «воры в законе», авторитеты преступной среды, и других лиц, представляющих оперативный интерес. Такой учет информационно связан (интегрирован) в ГИЦ с федеральной картотекой особо опасных преступников, разыскиваемых лиц и неопознанных трупов. Видеотеки регионального уровня могут создаваться инициативно в экспертно-криминалистических или розыскных подразделениях МВД, УВД, имеющих соответствующие технические возможности.

Значение криминальных учетов состоит в том, что они имеют возможность не только обеспечивать справочной информацией многократно множество субъектов правоохранительной деятельности о конкретных объектах учета, но и выдавать аналитические данные на базе прикладных программ стратегического (прогностического) и тактического характера.

Решение проблем информационного обеспечения деятельности служб и подразделений, занимающихся предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений и розыском преступников, в современных условиях зависит от их технической оснащенности, компьютеризации, реализации новых информационных технологий и связано с ростом профессионального мастерства всех служб, участвующих как в сборе необходимой информации, так и в насыщении информационных систем и использовании этих сведений в решении задач ОРД.

 

3. Учеты иных государственных и негосударственных
организаций, учреждений, используемые в информационном обеспечении оперативно-розыскной деятельности

Для организации оперативно-розыскной деятельности может быть использована информация других российских правоохранительных органов, а также правоохранительных органов зарубежных стран, что осуществляется на основе межведомственных нормативных актов и межгосударственных договоров о правовой помощи. Информационные массивы других государственных и негосударственных организаций могут быть использованы на основе п.4 ст.11 Закона «О милиции», а также на договорной основе.

Общие интересы в борьбе с преступностью международного характера органы внутренних дел имеют с таможенными органами, которые также являются частью правоохранительной системы Российской Федерации и наделены оперативно-розыскной функцией.

Содействуя осуществлению мер по защите законных прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, охране общественного порядка, таможенные органы обязаны в установленном порядке обеспечивать «иные» государственные органы информацией, которой они располагают. Они, в свою очередь, наделены правом использовать в таможенных целях их информацию, соблюдая требования защиты государственной, коммерческой, банковской тайны и иных конфиденциальных сведений.

В силу своей компетенции таможенные органы не только ведут специальную таможенную статистику, но и имеют информационные системы учета объектов, представляющих интерес для таможенного дела.

Информационного взаимодействия органов внутренних дел и таможни в настоящее время требуют хищнический вывоз за рубежи России национальных художественных ценностей, а также преступные «манипуляции» с автотранспортными средствами.

По запросам органов внутренних дел обязаны предоставлять информацию о финансовом положении, источниках доходов на объекты их оперативного интереса из своих учетных массивов и подразделения государственной налоговой службы.

Органы внутренних дел и структуры частного сыска и охраны связаны общей целью: противостоянием преступности в общегосударственном масштабе. Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. (п.1 ст.7) частным детективным и охранным объединениям запрещено скрывать от правоохранительных органов известную им информацию о фактах готовящихся или совершенных преступлений.

Характер деятельности частных детективных и охранно-детективных объединений таков, что они, несмотря на запрет собирать сведения, связанные с личной жизнью гражданина, руководствуясь ст.5, содержащей перечень действий детективов, и ст.3, определяющей виды частной детективной и охранной деятельности, так или иначе вынуждены не только собирать такую информацию, но и учитывать ее для последующей деятельности. В обладании определенной ее частью заинтересованы оперативные службы органов внутренних дел. Однако ни видов информации, ни форм обмена ею не определено. Этому мешает противоречие между запретом скрывать от правоохранительных органов факты известной им преступной деятельности и вето на разглашение «собственных» сведений о клиентах и использование их вопреки интересам клиента или третьих лиц.

В плане обмена информацией с полицейскими органами нашим частным детективам следует взять на вооружение опыт их зарубежных коллег. Например, в США, согласно законодательным предписаниям, владелец лицензии частного детектива, штатный сотрудник или руководитель сыскного агентства обязаны давать представителям правоохранительных органов (полиции либо окружному прокурору) любую требуемую ими информацию относительно уголовных преступлений. По закону, информация, добытая частным детективом по расследуемому им событию, хранится четыре года. Затем она может храниться в учетах частного бюро неограниченное время. Официально пользоваться криминальными учетами полиции частный сыщик не может.

Более активно должна использоваться информация медицинских учреждений. Она позволяет:

1) получить данные на известных органам дознания и следствия лиц:

- о состоянии психики проверяемых, разрабатываемых, очевидцев, подозреваемых, свидетелей и других участников криминальных событий, а также разыскиваемых;

- возможных мотивах содеянного;

2) получить данные на неизвестных лиц, совершивших общественно опасное деяние:

- по отклонениям в психике, которые могли бы способствовать совершению общественно опасного деяния (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда и т.п.);

- имеющимся у них заболеваниям, аномалиям тела и пр., если такие данные известны (например, по показаниям очевидцев, потерпевших или по оперативной информации);

3) установить личности трупов неизвестных граждан по особенностям строения тела, имеющимся (или имевшимся) следам заболевания и лечения.

Имеется несколько основных форм учета лиц, обращавшихся в медицинские учреждения или находившихся там по инициативе последних. Следует иметь в виду, что в последнее время многие крупные медицинские учреждения переходят на автоматизированный учет пациентов, однако названные здесь формы учета сохранены.

Работники оперативных подразделений в своей деятельности используют и учеты военных комиссариатов Министерства обороны России. Сведения таких учетов могут быть использованы:

1) для розыска (местного, федерального, международного) установленных лиц, местонахождение которых неизвестно;

2) установления неизвестных лиц (преступников, больных или престарелых, в силу беспомощного состояния или возраста не могущих сообщить о себе сведений) по признакам, которые могут содержаться в документах военных комиссариатов (антропометрические данные, физические недостатки и др.);

3) изучения личности известных лиц (проверяемых, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и др.);

4) выявление лиц, имеющих психические расстройства, но не состоящих на учете в медицинских учреждениях.

Активное внедрение технических средств сбора, обработки, анализа и передачи информации во многие области жизни общества стимулировало появление программных комплексов в других государственных и негосударственных структурах, что позволяет рассчитывать на получение информации, значимой для раскрытия и расследования преступлений, из их “памяти”. К таким организациям, учреждениям следует отнести органы социального обеспечения, нотариаты, кадровые аппараты и т.п.

Не менее значимой информацией могут располагать государственные службы наблюдения за состоянием природной среды, государственного экологического контроля и их специализированных природоохранительных подразделений. Так, в Приморском крае действует подразделение под названием «Тигр». Созданное для борьбы с браконьерским отстрелом и вывозом за рубеж диких животных, оно собирает и использует информацию о местах стоянок, маршрутах передвижения браконьеров, их связях среди местных жителей, охотников и рыбаков. Результативность работы таких структур зависит от верного выбора ими форм взаимодействия с органами внутренних дел и, в первую очередь, от обмена информацией.

Целям же информационного обеспечения решения задач оперативно-розыскной деятельности соответствует заведение органами, осуществляющими ОРД, дел оперативно-розыскного учета, в рамках которых обеспечивается документирование процедур оперативно-розыскного производства.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...