Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет расчетов с покупателями и заказчиками




УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

И ПОДРЯДЧИКАМИ

Информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками обобщается на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". По кредиту счета отражается стоимость:

- полученных товарно-материальных ценностей (товаров);

- принятых выполненных работ (в организациях торговли, учитываемых в составе издержек обращения);

- потребленных услуг, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк (в организациях торговли подобные услуги также относятся на увеличение издержек обращения);

- товарно-материальных ценностей, работ и услуг, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

- товарно-материальных ценностей, работ и услуг, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (по так называемым неотфактурованным поставкам);

- излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке;

- полученных услуг по перевозке, в т.ч. расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи.

Инструкция по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) требует, чтобы все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводились по счету 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета, т.е. вне зависимости от того, как осуществлялась оплата (авансом или после получения продукции, оприходования стоимости работ или услуг).

Основанием для оформления кредитовых оборотов по счету 60 являются надлежащим образом оформленные первичные оправдательные документы. Неправильное оформление документов или оформление проводки при отсутствии документов могут быть истолкованы как финансовое нарушение. Если речь идет об оприходовании материально-производственных запасов, вопрос о применении финансовых санкций является довольно спорным. Суммы стоимости работ или услуг, отнесенные на затраты, по перечисленным признакам могут быть однозначно истолкованы как завышение издержек обращения и, как следствие, завышение налогооблагаемой прибыли.

Независимо от того, какой метод оценки товаров принят в организации, в кредит счета 60 относится сумма, указанная в расчетных документах в пределах принятых к оплате (акцептованных) сумм. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки, на сумму расхождений оформляется проводка:

Д-т 63 "Расчеты по претензиям" К-т 60.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товары как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность. Если такая проверка не будет произведена, а соответствующие суммы ранее уже отнесены в кредит других счетов, весьма вероятно, что одни и те же суммы будут проведены по учету дважды.

При определенных условиях может быть не только увеличена кредиторская задолженность, но и завышена стоимость активов организации. Если при проведении инвентаризации обнаружится недостача имущества, для ее списания необходимо выполнить довольно трудоемкие процедуры. Кроме того, в течение неопределенного периода информация о структуре баланса и финансовом состоянии организации будет искажена.

По дебету счета 60 проводятся суммы оплаты полученных товаров, работ или услуг. При этом кредитуются счета учета денежных средств или дебиторской задолженности в зависимости от того, какая схема оплаты принята (последующая или предварительная).

На счете 60 могут учитываться расчеты, осуществляемые векселями. Особенности такого учета изложены в отдельном параграфе книги.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а учет расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

- поставщикам по неотфактурованным поставкам;

- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по просроченным оплатой векселям;

- поставщикам по полученному коммерческому кредиту.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.

Счет 60 кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или соответствующих затрат. Какой счет должен дебетоваться (счет 10 "Материалы" или счет 15), определяется учетной политикой организации. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки, счет 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

Таким образом, в общем случае при проведении расчетов за приобретенные товары в организациях торговли оформляются следующие бухгалтерские проводки:

Д-т 41 К-т 60 - на сумму стоимости приобретенных товаров;

Д-т 15 К-т 60 - на сумму расходов, включаемых в фактическую себестоимость приобретения товаров, когда учетной политикой организации определено, что указанная себестоимость формируется на счете 15 (а не непосредственно на счетах учета материально-производственных запасов);

Д-т 44 К-т 60 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при приобретении, хранении товаров и при их дальнейшей реализации. В организациях торговли и общественного питания подобным образом отражается принятие к учету сумм стоимости работ и услуг сторонних организаций по всей номенклатуре издержек обращения (за исключением оплаты труда, амортизации основных средств и т.п.).

Инструкция по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России N 94н) обязывает организовывать обособленный учет неотфактурованных поставок. При наличии соответствующих условий договоров купли-продажи или поставки неотфактурованные поставки могут возникать и в деятельности организаций оптовой торговли.

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы (товары), поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные товары, на которые имеются расчетные документы. Такие товары принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов.

Организация обязана принять меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов. Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, они учитываются в общеустановленном в данной организации порядке.

Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов (в организациях торговли - учета товаров). При этом товары приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. Если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость товаров, указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.

При поступлении таких материалов составляется акт о приемке материалов (форма N М-7, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Этот акт составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании его первого экземпляра. Второй направляется поставщику.

Товары приходуются по складскому учету, а в бухгалтерском учете делается проводка:

Д-т 41 К-т 60.

При поступлении расчетных документов ранее сделанная запись сторнируется и черными чернилами делается запись на сумму, указанную в этих документах. Неотфактурованные поставки определяют, как правило, в конце отчетного месяца на основе данных о фактическом поступлении товаров и сведений из поступивших расчетных документов.

Понятие "неотфактурованные поставки" предполагает наличие договорных отношений между покупателем и поставщиком. Должна быть информация о том, по каким ценам можно учитывать поступившие материалы при отсутствии расчетных документов. Если такого договора нет, а товары поступили, организация не имеет права ни использовать запасы для собственных нужд, ни приходовать их по балансовому учету. Поступившее имущество принимается на ответственное хранение и учитывается за балансом на счете 002. Исключение составляют отдельные случаи, прямо установленные нормативными документами (например, относительно скоропортящихся товаров или материалов).

После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.

Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:

1) учетная стоимость материальных запасов не меняется;

2) величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;

3) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:

- уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);

- увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

В соответствии с новым Планом счетов учет расчетов с покупателями и заказчиками по-прежнему ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Характеристика счета 62 также существенных изменений не претерпела. Практически единственное изменение, обусловленное изменениями собственно Плана счетов, является то, что теперь на счете 62 будут отражаться авансы полученные. Это ведет к изменению учета авансов, а также к изменению учета начисления налога на добавленную стоимость по суммам полученных авансов.

Еще одним серьезным изменением можно считать то, что в новом Плане счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых к счету 62. При этом закреплено требование (перенесенное из прежней Инструкции по применению Плана счетов) об организации аналитического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" по следующим признакам:

по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.

При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

авансам полученным;

векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Обращаем внимание на то, что возможность осуществления расчетов плановыми платежами новым Планом счетов, отнюдь, не исключается.

Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:

расчеты в порядке инкассо (возможность инкассовой формы расчетов установлена ГК РФ и, наконец, урегулирована Письмом Центробанка РФ от 8 сентября 2000 г. N 120-П "Положение о безналичных расчетах"), причем с учетом последних изменений нормативной базы (Письмо N 120-П) в аналитическом учете может возникнуть необходимость группировки инкассовых расчетов еще по двум признакам - с акцептом и без акцепта;

расчеты плановыми платежами;

авансы полученные;

векселя полученные.

Прочие изменения связаны с изменением наименований и номеров корреспондирующих счетов.

На счете 62, таким образом, должны отражаться следующие основные операции:

при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг):

дебет счета 51 "Расчетный счет" (50 "Касса", 52 "Валютный счет") кредит счета 62 - на сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг;

дебет счета 62 кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" - на сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса;

дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж", кредит счета 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы" и т.д.) - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" - на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;

дебет счета 90, субсчет "НДС", кредит счета 68 - на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;

дебет счета 62 кредит счета 68 (сторно) - на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса);

дебет счета 62 кредит счета 62 - на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика;

дебет счета 51 (50, 52) кредит счета 62 - на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет.

В том случае, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации, налог на добавленную стоимость в части неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя - продавца числится на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В случае когда используется последующая оплата поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, применяется следующая схема бухгалтерских проводок:

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж", кредит счета 20 (23, 26 и т.д.) - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" - на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;

дебет счета 90, субсчет "НДС", кредит счета 68 (76 - для организаций, определяющих выручку от реализации по мере оплаты) - на сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;

дебет счета 51 (50, 52) кредит счета 62 - на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены проводки:

дебет счета 62 кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям;

дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" кредит счета 62 - на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры);

дебет счета 62 кредит счета 62 - на сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне.

Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками по-прежнему может использоваться счет 76. Обращаем внимание на то, что порядок использования счета 76 в Инструкции по применению нового Плана счетов более детализирован, а количество операций - существенно расширено.

К расчетам с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование субсчета "Расчеты по претензиям". Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

В бухгалтерском учете эти суммы отражаются проводкой:

дебет счета 76 кредит счета 91.

По поступлении денежных средств в погашение задолженности по финансовым санкциям оформляется проводка:

дебет счета 51 (50, 52) кредит счета 76.

В Инструкции по применению нового Плана счетов имеется, правда, оговорка, что суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых они были приняты на учет по дебету счета 76. Однако указанное выше условие, при котором такие суммы принимаются к учету, практически исключает возникновение подобной ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...