Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по конспектированию текста

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Рекомендации по подготовке к лекциям и семинарским занятиям.

 

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Политология» являются лекциии семинары. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин. Неудовлетворительные оценки, полученные студентом на семинарах, и пропуски занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время путем подготовки реферата и (или) устных ответов на вопросы преподавателя по соответствующей теме. В противном случае преподаватель может не допустить студента к сдаче зачета или экзамена.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов семинарские занятия. Они обеспечивают: контроль преподавателя уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала, информации, изложенной в учебниках и учебных пособиях, в литературе, рекомендованной преподавателем, а также изучение нормативно-правовых актов (Конституции, ФЗ «О политических партиях», ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О статусе судей», ФЗ «О статусе военнослужащих» и др.). По согласованию с преподавателем или по его заданию студент может подготовить рефераты и (или) доклады по отдельным темам дисциплины.

Работа над рефератом и (или) докладом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем, позволяет приобрести первичные навыки исследовательской деятельности по дисциплине.

При подготовке к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с докладами по отдельным темам. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить преподавателю текст доклада для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с оценками.

 

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Большое значение имеет самостоятельная работа студента. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен на лекциях или семинарских занятиях, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Необходимо помнить, что преподаватель ограничен рамками учебного процесса, поэтому не может сообщить во время лекций весь объем накопленных в науке знаний.

Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции. Ошибку совершают студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену или зачету. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, знания недолговечны и несистемны.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основной. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (индивидуальных домашних заданий (ИДЗ), тестов, рефератов). Для студентов заочной формы обучения обязательно самостоятельное выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Политология» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить их по учебнику и (или) учебному пособию, придерживаясь рекомендаций преподавателя. Затем следует ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них).

Рекомендации по конспектированию текста

Для того чтобы подготовиться к семинару или итоговой аттестации, необходимо изучить не только основную, но и дополнительную литературу, ознакомиться со статьями из научных журналов. При этом важно правильно составить конспект изученной литературы.

Во-первых, читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

Во-вторых, если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;

В-третьих, наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими совами или приводите в виде цитат;

В-четвертых, в конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;

В-пятых, составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

И наконец, располагайте абзацы 'ступеньками', применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

Помните, что для облегчения конспектирования можно «перарабатывать» фразы, сокращать слова, словосочетания и термины

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Критериями качественного конспекта являются:

- краткость изложения (конспект ориентировочно не должен превышать ⅛ от первичного текста);

- ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

- содержательная точность, то есть научная корректность;

- наличие образных или символических опорных компонентов;

- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.п.);

- адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, соответствие особенностям и задачам пользователя).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...