Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в Туймазинском педагогическом колледже




Введение

В сборнике нормативно – методических документов для образовательных учреждений педагогического образования отмечается, что выпускник должен обладать совокупностью знаний, умений, навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение соответствующего класса профессиональных задач, возможность реализации определенного вида деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. Выполнение исследовательской деятельности призвано способствовать систематизации и закреплению полученных знаний и умений, что специально отражено в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. С 1999 года обязательным стало выполнение исследовательской работы в рамках выпускной квалификационной работы, для которой характерны актуальность, новизна и практическая значимость.

Однако, все задачи полноценной подготовки специалиста не могут быть решены одномоментно. Это требует поэтапного подхода, при этом должна быть учтена характеристика студента как субъекта исследовательской деятельности.
В Туймазинском педагогическом колледже выпускная квалификацион­ная работа (ВКР) является, как правило, логи­ческим продолжением курсовой работы, реали­зующей ее идеи и выводы на более высоком тео­ретическом и практическом уровне.

Темы выпускных квалификационных работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых людей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье учащихся.

Готовясь к написанию ВКР, студент изучает методический аспект проблемы и приступает к выполнению экспериментальной части работы. Как правило, эксперимент проводится в рамках непрерывной педагогической практики, где ос­новная задача — научиться наблюдению за раз­ными видами деятельности детей, коллективной и индивидуальной.

Студент составляет конспекты уроков, зада­ний, планирует творческие работы учеников. Задания формирующего эксперимента и форма их проведения в ходе работы могут измениться.

Это во многом будет зависеть от результатов конста­тирующего эксперимента, от характера наблюде­ния за детьми, их интересами.

Важно, чтобы студент фиксировал наблюде­ния, анализировал результаты каждого проведенного вида работы. Это создаст базу для проведения контрольного (завершающего) эксперимента.

Самостоятельно выполненную обобщающую часть эксперимента выпускник оформляет и сда­ет на экспертизу научному руководителю.

Итогом написания выпускной квалификаци­онной работы является ее защита.

Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования повышенного уровня.

Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

 

Общие положения

Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) - это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

ВКР выполняется в соответствии с Положением об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в Туймазинском педагогическом колледже.

Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений.

Представим дидактическую модель обучения исследовательской деятельности со всеми сторонами операционально –структурной организации исследовательской деятельности.

 

Дидактическая модель обучения исследовательской деятельности

 

№ этапа Название этапа Исследовательские действия Исследовательские задачи Исследовательские умения. как результат ИД
  Интеллектуально- рефлексивный Наблюдение, смысловое воспри­ятие информации, осмысление и интер­претация, овладение стратегиями чтения (просмотровым, ана­литическим, поиско­вым, выборочным), анализ, сравнение, обобщение, выписывание Познавательные задачи: - на усвоение научных фактов; - на формирование научных понятий; - на использование научных понятий при объяснении явле­ний, процессов; - на развитие аналитического мышления; - на развитие обобщенного мышления; - на развитие причинно- следственного мышления - на воспроизведение текстов, таблиц и т.д. - Умение анализировать задачную ситуацию; - умение логически осмысливать материал, выделяя в нем главное; - умение анализировать, соотносить и сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения; - умение строить умозаключение, аргументи­ровать свое отношение к изученному вопросу; - умение систематизировать и классифици­ровать явления; - умение делать обобщенные выводы; - умение видеть, понимать и объяснять со­держание, причины и следствия, процесс возникновения и развития того или иного явления; - умение интерпретировать
  Информационно-рецептивный   Анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, систематизация, классификация, мо­делирование, объяснение, интерпретация,   Познавательно-исследовательские задачи: - на разбор и структурирование (анализ и синтез); - на сопоставление и различе­ние (сравнение и разделение); - на распределение (категори­зация и классификация; - на абстракцию; - на конкретизацию и обобщение; - на перенос (трансляция, трансформация);   Умение наблюдать; - умение собирать и обрабатывать данные; - умение ставить опыты; - умение проводить эксперимент; - умение в определенной последовательно­сти выполнять практическую часть исследования; - умение участвовать в практическом ис­пользовании результатов исследования; - умение фиксировать,оформлять; и защи­щать результаты исследования; - умение конспектировать; - умение составлять библиографию;
      Мнемические дейст­вия, библиографиче­ские действия, выделение тематиче­ского состава текста, воссоздание (модели­рование) тематиче­ской структуры текста, аннотирование, выделение фактов, конспектирование, подготовка текста: реферата, доклада, составление плана исследования -На изложение,разъяснение смысла, значения, обоснова­ ние); -на индукцию; -на дедукцию; -на доказательство и проверку; -на разработку обзоров, конспектов, содержания; -на написание отчетов, рефератов, докладов; -на самостоятельное составление проектов; -на составление библио графии; -на постановку целей и задач эксперимента — умение подготавливать реферат, доклад, сообщение и выступать с результатами исследования
  Базово-проективный   Проектирование работы, постановка цели, задач, проблемы, определение объекта, предмета исследова­ния, выдвижение гипотезы, выбор методов исследования, проведение исследования, обработка данных исследования: коли­чественный и качест­венный анализ, статистическая обра­ботка результатов, интерпретация ре­зультатов, тезирование, подготовка текста: научного доклада, статьи, курсовой, дипломной работы   Учебно-исследовательские задачи: -на выявление взаимоотноше­ний между фактами (причина, следствие, цель, средство, функция, полезность, инстру­мент и т.д.); -на решение проблемных задач и ситуаций; -на постановку вопросов и формулировку задач, заданий; -на доказательство и проверку; -на оценку; -на изложение (интерпрета цию, разъяснения смысла, значения, обоснование); -на рассуждение и умозаклю­чение; -на целеполагание и поста­новку вопросов; -на эвристический поиск на базе логического мышления; -на рефлексию; -на постановку и проверку гипотезы; -на порождение речевых высказываний; -на построение стратегий совместного и индивидуального решения   Умение видеть проблему; - умение выявить противоречие и сформули­ровать проблему; - умение поставить цель, сформулировать задачи исследования; - умение осуществлять библиографический поиск, получать и обобщать информацию по вопросу; - умение критически анализировать информацию, давать ее оценку; - умение выдвигать и проверять гипотезу; - умение отбирать, конструировать способы (методы) действий в ходе исследования; умение решать проблему на теоретическом уровне; - умение выводить конкретное содержание из общих положений; - умение осуществлять самоконтроль в ходе работы и корректировать ее; -умение логически осмысливать и обосновы­вать пути решения; - умение составлять рекомендации по со­вершенствованию практики; - умение излагать ход и результаты работы; - умение защищать их в процессе выступления; - умение использовать знания и способы деятельности в дальнейшей работе; - умение составить тезисы, написать статью; - умение участвовать в проведении коллек­тивного исследования (сформулировать индивидуальное)  
    Проектно-эмпирический, информационно-продуктивный Теоретический анализ, формулирование положений, понятий, самостоятельное проведение экспе­римента, применение матема­тических методов исследования (ранжирование, реги­страция, шкалирова­ние), обработка и обобще­ние результатов исследования; использование обо­рудования и прибо­ров,применяемых в исследовании, составление реко­мендаций, подготовка текста статьи, научного доклада, отчета, дипломной работы, кандидатской диссертации Научно-исследовательские задачи: -на процессы творческого мышления; -на манипуляции с неизвест­ными параметрами и их поиск по правилу, алгоритму; -на решение нетиповых задач, в которых представлена реаль­ная ситуация, требующая анализа условий, поиска или создания адекватного метода ее разрешения; -на изложение с анализом и Критикой известных положений; -на проектирование по обобщенным требованиям без инструкций, создание принципиально новой конструкции; - на расчет по самостоятельно избранной формуле - Умение с большой степенью самостоятельности поставить эксперимент, обработать и обобщить результаты исследований; - умение работать с научной литературой, журналами, рефератами; - умение разрабатывать проект по теме исследования; - умение обосновать положения, теории; - умение использовать разнообразные методы эмпирического и теоретического исследования; - умение составлять рекомендации по прак­тическому применению теоретических поло­жений и экспериментальных данных; - умение разбираться в новом оборудовании и приборах, применяемых в исследовании; - умение правильно организовывать свой научный трул; быть знакомым со структурой научных учреждений и патентной службой государства; — умение использовать научные открытия, идеи по своей и родственной специальностям  
    Теоретико-методологический, практико-ориентированный   Постановка целей, задач профессио­нально-научного исследования, составление обзора научной литературы; критический анализ, оценка, разработка системы показателей качества и критериев оценки, составление реко­мендаций, теоретическое и методологическое обос­нование положений, теорий, верификация резуль­татов исследования, подготовка текста: научного доклада, отчета, кандидатской, докторской диссерта­ции.   Профессионально -научные исследовательские задачи: -на развитие известных поло­жений с созданием новых кон­цепций или развитием теории; -на изложение, интерпрета­ цию, разъяснение смысла, значения, обоснование; -на сложные мыслительные операции с данными; -на проведение сопоставительного анализа различных теорий; -на выявление достигнутого уровня знаний в той или иной научной области; -на обнаружение логических изъянов существующих теорий,которые требуют выхода за пределы полученных знаний и создание новых; -на разработку теоретических, концептуальных, положений исследования, модели. - Умение ставить и формулировать задачи профессионально-научного исследования; - умение получать информацию по вопросу и составлять обзор; - умение критически анализировать ее; - умение выбрать главное; - умение выбирать оценочные процедуры, систему показателей качества и критерии оценки; - умение наблюдать, собирать и обрабаты­вать данные; - умение делать выводы и рекомендации при составлении научного отчета; - умение определять методологические подходы; - умение обосновать свои выводы теоретиче­скими и методологическими положениями; - умение высказывать и аргументировать свое отношение к изучаемому вопросу и др. - умение разрабатывать программы фунда­ментальных и прикладных исследований, умение защищать выполненную работу.

 


Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость, и может выполняться по предложениям образовательных учреждений, организаций, предприятий.

Подготовка выпускной квалификационной работы связана с углублением изучения теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы. Работа над выпускной квалификационной работой позволяет развить навыки исследования, экспериментирования и самостоятельного изучения научной и другой литературы по проблеме.

Опытная проверка выдвигаемых в выпускной квалификационной работе положений требует от студентов:

- ознакомления с опытом работы лучших педагогов и его обобщения;

- умения подготовить, провести и проанализировать собственный педагогический эксперимент и впоследствии воплотить в практику своей деятельности его результаты.

По содержанию между курсовой и выпускной квалификационной работой, как правило, должна существовать органическая связь. Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительный наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.

Но при этом всегда следует помнить, что выпускная квалификационная работа — это результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента, если он предусмотрен, или дополнительного, более глубокого изучения и осмысления источников.

Вслед за Е.В.Бережновой нами сделан анализ сходства и различий курсовых и дипломных работ. Предлагаем этот анализ для ознакомления и осмысления.

 

Сходство и различия курсовых и выпускных квалификационных работ
  Курсовые   ВКР  
Характеристика работ   Более глубокое и объемное исследование избранной проблемы учебного курса, чем реферат и доклад; она предусмотрена учебным планом по специальности и готовится по дисциплинам психолого-педагогической, методической и предметной подготовки Это итоговая аттестационная научная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией
Этапы подготовки Рассмотрение тематики работ на заседании ПЦК. Назначение председателем ПЦК руководителей курсовых работ. Выдача студентам тематики работ. Утверждение графика написания и оформления работы. Предзащита теоретической части. Представление работы на ПЦК. Написание отзыва и ознакомление с отзывом студента. Представление работы председателю ПЦК для решения вопроса о допуске к защите. Защита курсовой работы Разработка этапов подготовки ВКР осуществляется в начале сентября. Работа включает следующие этапы: - составление списка литературы, документов и др. источников по теме исследования; - изучение отобранных источников; - определение структуры ВКР, составление развернутого плана; - написание чернового варианта и представление его научному руководителю; - доработка текста ВКР, написание окончательного варианта; - оформление ВКР; - представление ВКР научному руководителю для написания отзыва; - представление ВРК рецензенту для написания рецензии; - защита ВКР перед ГАК
Объем   Не менее 25-30 страниц печатного текста   Не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста
Название плана Содержание Оглавление
Характер содержания Реферативный, практический, опытно-экспериментальный характер Опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер
План   Простой: выделение пунктов (введение, заключение, список литературы, приложение не нумеруется)   Сложный: выделение не менее двух глав, разделенных на параграфы, объем которых составляет не менее 5 страниц. Каждая глава заканчивается выводами, которые указываются в оглавлении: Выводы  
Опытно-экспериментальная работа   План проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента. Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, рекомендации по практическому применению Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне  
Анализ теоретических источников по теме исследования   Не менее 20 источников — анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы. Список литературы оформляется в алфавитном порядке (ссылки в тексте в соответствии списка)   Не менее 25 источников - анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы и педагогического опыта; анализ литературы по истории педагогики, психологии  
Изучение проблемы   Общие подходы к ее разрешению   Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения  
Выдвижение гипотезы (основание, предположение) Описательная – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений   Объяснительная – при каких условиях  
Уровень обобщения   Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за школьной жизнью. Обобщения носят эмпирический характер     Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за школьной жизнью, результаты наблюдений за работой педагогов-мастеров и результаты собственного опыта. Обобщения более широкого, теоретического характера
Взаимосвязь Как составная часть (параграф, глава) ВКР ВКР способна стать логическим продолжением КР, реализуя общие идеи, выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне
Функции руководителя Консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения КР; оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; контроль хода выполнения КР; подготовка письменного отзыва. Сдается руководителю за 10-15 дней до защиты, в отзыве содержится вывод: работа допущена к защите. Защита протоколируется на заседании ПЦК Руководство разработкой индивидуального плана по подготовке и выполнению ВКР; оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; контроль хода выполнения ВКР; подготовка письменного отзыва, рецензии. Готовит студента к защите. За 10 дней до защиты проводится заседание ПЦК, на котором принимается решение о допуске ВКР к защите
Предварительная защита Не позднее за 1 месяц до защиты, результаты отмечает руководитель в графике написания и оформления Не позднее 2 месяцев до защиты (результаты протоколируются на ПЦК, оформляется заключение)
Процедура защиты Публичное выступление на уроке при преподавателях ПЦК. Лучшие КР по рекомендации руководителя могут быть предложены для публичной защиты на научно-практических конференциях. Открытие заседания ГАК (председатель) -доклад выпускника (не более 10 мин.); - чтение отзыва и рецензии (10 мин.); - вопросы членов комиссии, ответы студента (10 мин.); (до 1 академ. часа на одного студента)
Понимание противоречивости изучаемого предмета или явления Изучение истории объекта, его теории с позиции определенной педагогической концепции. Оценка педагогических явлений с точки зрения конкретно исторического подхода Сведения об истории изучения вопроса, различные подходы к решению в отечественной и зарубежной науке, излагается собственная позиция студента
Оформление работы Формат А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, выравнивание по ширине. Левое поле 30 мм, правое – 15 мм, нижнее, верхнее – 20 мм. Страницы проставляются внизу, в середине. Титульный лист, содержание включаются в общую нумерацию страниц, но на них номер не проставляется. Нумерация начинается с 3 страницы «Введение», с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Параграфы продолжаются последовательно. Введение, заключение, список литературы, приложение начинаются с нового листа. Сброшюрована в твердой обложке. Необходимы ссылки, которые бывают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые. Например: [14, 75]. Это означает 14 источник в библиографическом списке. Допускаются все варианты оформления ссылок То же. Главы нумеруются римскими, а параграфы и пункты –арабскими цифрами (например, глава II; 2.1). Главы имеют заголовки, которые выделяются шрифтом и располагаются в середине строки без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Каждая глава начинается с новой страницы. Все таблицы должны иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок, который пишется в середине листа. Слово «Приложение» размещаем в правом верхнем углу. Приложения помещаются после списка литературы. Приложение содержит таблицы, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера, графические материалы, формы отчетности и копии документов
Критерии оценки -Актуальность темы исследования. - Соответствие содержания работы теме. - Глубина проработки материала. - Правильность и полнота разработки поставленных вопросов. - Результативность проведенного эксперимента. - Значимость выводов для последующей практической деятельности. - Соответствие оформления КР стандартам. -Отзыв научного руководителя. -Результаты защиты КР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются в журнал, зачетные книжки студентов и объявляются в тот же день   -Характер защиты. -Умение участвовать в научной дискуссии и отвечать на вопросы. -Содержание и оформление работы. -Отзыв научного руководителя. -Внешняя рецензия. -Наличие публикаций, авторских свидетельств, отзывов работников образования и т.п. -Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются в протокол заседания ГАК, зачетные книжки выпускников и объявляются в тот же день  

Положение

об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в Туймазинском педагогическом колледже

 

Настоящее положение предназначено для преподавателей и студентов Туймазинского педагогического колледжа и разработано в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (Постановление Госкомвуза России от 27.12.97 №10), О Методических рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования (письмо Министерства образования РФ № 18-51-415 ин/18-28 от 06.05.2003г.).

I.Общие положения

1.1. Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончанию обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, включаемым в итоговую аттестацию всех выпускников, завершающих обучение, по программам среднего профессионального образования повышенного уровня.

1.2. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений.

1.3. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования), требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям ТПК, образовательных учреждений, организаций, предприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...