Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по формированию компонентов тестовых блоков.




Систематизация текстовой информации.

Структура учебных материалов. Текстовые блоки и фрагменты, общие требования и рекомендации. Интеграция текста и мультимедиа.

Блоки контроля и диагностики ЭУ.

Рекомендации по формированию текстовых компонентов тестовых блоков (правила формирования вопросов и ответов).

1. подготовка материалов для курса;

1. Разработка оглавления и перечня понятий (индекса);

2. Переработка текстов в модули по разделам и создание помощи;

3. Реализация гипертекста в электронной форме;

4. Отбор материала для мультимедийного воплощения;

5. Разработка звукового сопровождения;

6. Реализация звукового сопровождения;

7. Подготовка материала для визуализации;

8. Визуализация материала

Основными элементами текстовых материалов являются:

выходные сведения – сведения об авторах и других физических и юридических лицах, участвовавших в создании электронного издания; заглавие электронного издания; надзаголовочные данные; подзаголовочные данные; выходные данные; выпускные данные; минимальные системные требования; классификационные индексы; номер государственной регистрации; международные стандартные номера; штрих-коды; знак охраны авторского права; библиографическое описание; аннотация.

Подзаголовочные данные в зависимости от вида электронного издания могут включать в себя сведения:

· поясняющие заглавие;

· о виде издания по природе основной информации, целевому назначению, периодичности;

· о числе томов многотомного издания, порядковом номере тома или части;

· о периоде обновления для обновляемых электронных изданий;

· о виде носителя для локальных электронных изданий.

Выпускные данные электронного издания содержат следующее:

· наименование издателя, его почтовый и электронный адреса, телефон;

· наименование изготовителя, его адрес;

· объем данных в мегабайтах;

· продолжительность звуковых и видеофрагментов в минутах;

· комплектацию издания (количество носителей, наличие сопроводительной документации и т.п.);

· тираж (для локальных электронных изданий);

· номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи (для непериодических электронных изданий);

· регистрирующий орган (для периодических электронных изданий).

Минимальные системные требования включают в себя:

· требования к компьютеру (тип, процессор, частота, объем свободной памяти на жестком диске, объем оперативной памяти);

· требования к операционной системе, видеосистеме, аудиосистеме, наличие необходимого дополнительного программного обеспечения (не входящего в состав электронного издания) и нужного оборудования.

Предисловие уместно включать в инструкцию по применению электронного издания. Послесловие также размещается в инструкции по применению. В послесловии могут содержаться рекомендации по дальнейшему использованию электронного издания как в учебной, так и профессиональной деятельности.

Примечания и комментарии играют ту же роль, что и в печатном издании. В электронном издании целесообразно использовать более удобные способы их представления: «всплывающие» подсказки и раскрывающиеся фрагменты.

Списки условных обозначений и сокращений могут помещаться в специальном модуле и/или содержаться в контекстной справке. Целесообразно иметь как общий библиографический список для всего электронного издания со ссылкой на него в оглавлении, так и аннотированные библиографические списки по каждой теме (особенно в случае разнородного содержания тем).

Предметный указатель (индекс) может иметь три-четыре уровня. Поскольку на экране указатель должен быть виден целиком, целесообразно поместить лишь первый уровень, а следующие уровни сделать «всплывающими» либо использовать активные зоны для последовательного попадания в конечный (рабочий) уровень, в котором содержится искомая ссылка.

Оглавление (содержание) включает в себя предисловие, введение, названия всех разделов, глав (тем), параграфов (пунктов), если они имеются, и заключение и др.

 

В отличие от бумажного издания (учебника, задачника, практикума по лабораторным работам и др.) содержательная часть компьютерного учебного пособия (контент) должна быть очень хорошо структурирована.

Уровни структуры:

1. основная учебная информация, выстроенная по принципу причинно-следственных связей. Учебный материал должен отражать суть излагаемого предмета. Четкая структуризация текста на первом уровне (дробление учебного материала на небольшие порции информации) позволит сделать его легким для восприятия. Хорошо продуманные заголовки должны создавать интерес и мотивацию к изучению материала. Сложные смысловые места и понятия следует снабжать примерами в форме анимаций или иллюстраций. Эффективно использование таблиц в тех местах текста, где требуется

· повысить зрительную наглядность и обеспечить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста,

· осуществить определенное сравнение, группировку или систематизацию событий, фактов, явлений, персоналий и др.

Проблемные ситуации, требующие профессионального решения, должны быть подкреплены конкретными примерами с необходимыми объяснениями и построены на современном материале.

2. для глубокого понимания обучаемым, изучащим предмет самостоятельно в отрыве от преподавателя и сокурсников, в компьютерных продуктах учебного назначения, чтобы не загружать основной текст, организуют информацию второго плана.

Подобранная автором первичная учебная информация, предоставленная в электронном виде, при подготовке мультимедиа курса должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, обучаемый имел возможность сам выбирать темп и, в определенных пределах, последовательность изучения материала, а с другой стороны - процесс обучения оставался управляемым. Этот этап - построение детального технологического сценария курса - является наиболее ответственным, т.к. именно он позволяет найти оптимальное соединение педагогических задач и наиболее целесообразных для них технологических решений.

Приступая к созданию технологического сценария мультимедиа курса, основанного на принципах гиперактивности и мультимедийности, следует учитывать, что в мультимедиа курсе вся учебная информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях.

Смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами.

Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста при переводе его на гипертекстовую основу предполагает размещение на 1-ом уровне - основной информации, на 2-ом уровне - дополнительной информации, содержащей разъяснения и дополнения, на 3-ем уровне - иллюстративного материала, на 4-ом уровне - справочного материала (при этом 4-ый уровень может отсутствовать, а справочный материал - быть переведен в структуру мультимедиа курса отдельным элементом).

Более эффективным представляется такой способ структурирования линейного учебного текста, который ориентирован на различные способы учебно-познавательной деятельности. В этом случае 1-ый уровень может определить как иллюстративно-описательный, 2-ой уровень - репродуктивный, 3-ий уровень - творческий.

Единицей представления материала становится кадр, который может содержать несколько гиперссылок, может быть дополнен графикой, анимацией и другими мультимедиа приложениями. Информация, размещенная на 1 кадре, должна быть цельной и представлять собой некоторый завершенный смысл. Исходя из смысловой ценности кадра, следует определять его внутреннюю структуру, ограничивать количество гиперссылок 2-го и 3-его уровней.

Несколько кадров, составляющих 1 модуль (раздел) курса, организуются по принципу линейного текста с помощью специальных навигационных кнопок. Такой материал можно листать, подобно страницам книги.

Наиболее эффективным является создание максимально подробной структуры курса, что дает возможность размесить материал каждого раздела на отдельном кадре. Однако на практике подобное структурирование учебного материала практически невозможно.

Созданию покадровой структуры способствует реорганизация линейного текста в схемы, таблицы, графики, диаграммы, состоящие из гиперактивных элементов.

При покадровом структурировании линейного учебного текста следует учитывать эргономические требования, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности. Эти требования касаются всего объема информации, пространственных характеристик, оптимальных условий восприятия электронного текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...