Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От Эмпедокла до Циолковского.




Что такое животное космоса? Ретроспективный и современный взгляд.

Модель животного космоса

Чтобы пересказом меньше нарушать оригинальность рассуждений логических построений работы Циолковского, приведем из нее существенные выдержки.

"Отсюда мы только видим, что как растения, так и животные [на Земле] могут существовать с помощью одной неорганической пищи при наличии солнечной энергии. Все же тут принимает участие атмосфера, вода и земная почва. Возможна ли жизнь без постоянного участия этих элементов Земли, т.е. без участия окружающей среды?

Представим себе совершенно изолированное особенное животное. В него не проникают ни газы, ни жидкости, ни другие вещества. Из него также они не могут и удалиться. Животное пронизывается только лучами света. Встречая тут хлорофилл, растворенный в крови углекислый газ и другие продукты распада тканей животного, они разлагают их, соединяют и в результате дают: кислород, крахмал, сахар, разные азотистые и другие питательные материалы.

Таким образом, наше животное получает все необходимое для жизни. Пища (подразумевается и то, что образовано в теле действием солнечных лучей) и кислород претворяются в ткани животного. Но последние опять разлагаются на углекислый газ и другие продукты распада (мочевину, аммиак и проч.). Пусть все эти отбросы не выкидываются наружу, а поступают в кровь и остаются в организме. Солнечные лучи опять относятся к ним, как в растениях, к газообразному и жидкому удобрению, т.е. преобразовывают их в кислород и питательные вещества, которые пополняют убыль непрерывно работающих частей тела: мозга, мускулов и проч. Этот круговорот совершается вечно, пока самое животное не будет разрушено.

Что такое существо, возможно, видим из следующего. Вообразим кварцевый (или стеклянный) прозрачный шар, пронизываемый лучами солнца. В нем немного почвы, воды, газов, растений и животных. Одним словом, это подобие громадного земного шара, только в миниатюре. Как в нем, так и на какой-нибудь планете определенное изолированное количество материи. Как в том, так и в другой совершается один и тот же известный круговорот вещества. Наш стеклянный шар и представляет подобие гипотетического существа, обходящегося неизменным количеством материи и вечно живущего.

Животные в шаре если и умирают, то на место их рождаются новые, питающиеся растениями. В общем, стеклянный шар бессмертен, как бессмертна Земля". Это существо "живет только солнечными лучами, не изменяется в массе, но продолжает мыслить и жить как смертное или бессмертное существо.

Колыбель таких существ, конечно, планета, подобная Земле, т.е. с атмосферой и океанами из каких-либо газов и жидкостей. Но такое сформированное существо уже может обитать и в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия. К счастью, недостатка в ней нет. Миллионы миллиардов бездетных и семейных солнц, молодых и старых, неустанно ее испускают многие триллионы лет. Когда же погасают или ослабевают, то заменяются новыми. Этой обильной лучистой энергией не могут не пользоваться подобные существа. Они окружают все солнца, даже не имеющие планет, и пользуются этой энергией, чтобы жить и мыслить. Для чего-нибудь должна же существовать энергия звезд!

 

От Эмпедокла до Циолковского.

Нет сомнения в том, что осмысление природы началось вместе с зарождением человечества. И, например, во времена египетских пирамид (3 - 2 тыс. лет до н. наверняка существовали космологические теории, рассматривающие природу в разных аспектах. Но мало дошло до нас информации о тех временах. И потому начнем рассмотрение со времен недавних, хотя и получивших наименование древних, о которых сохранилось достаточно информации.

Фалес персонифицировал окружающую природу: мир полон богов, демонов и душ; душа это движущее начало предмета - магнит, например, имеет душу, которая обуславливает притягивание железа, и т.д.

Известны и другие представители античной натурфилософии, например, Анаксимандр; Анаксимен; Гераклит; Пифагор; Эмпедокл в большей или меньшей степени очеловечивали природу, присваивая той или иной ее части свойства живого организма, очувствляя ее, наделяя умом. Наиболее показательны в этом учения Анаксагора об "Уме" (nous) и Эмпедокла о "Любви" и "Вражде".

Место деятельности Эмпедокла - сицилийский город Агригент. Он известен как философ, врач, физик. В своих широких астрономических и физических познаниях Эмпедокл продвинулся вперед относительно, например, взглядов Пифагора. Он объясняет затмения Солнца тем, что его закрывает Луна.

В учении о "Любви" и "Вражде" Эмпедокл ставит любовь и вражду в один ряд с землей, водой, воздухом, огнем, которые он считает началами мира. Любовь это связующая сила этих начал. Вражда как бы стремится разорвать связи. Противоборство любви и вражды трактуются через представления о мире как о живом организме. Физику Вселенной Эмпедокл выводит из физиологии живого организма, что, вероятно, объясняется его занятиями медициной. Этот подход дополняется учением Анаксагора об "Уме". Ум является тончайшим, неуловимым основанием всех вещей, представленным в чувственной форме. Он находится не вне природы, а в ней самой и составлен из утонченного, совершенного вида материи.

Позже Платон формулировал свое мировоззрение так "...согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом..."

Средневековые философы продолжали развивать космологию Вселенной как живого организма. Например, философ и богослов Фома Аквинский полагал, что человек подобен Вселенной, является по отношению к ней микрокосмосом.

 

Как правило, взгляд на Вселенную как на живой организм неразрывно связан с религиозным мировоззрением. В веках, практически нет ни одной работы анализирующей этот вопрос с атеистической точки зрения. Это в какой-то мере объясняется всесилием религии в то время. Однако и до сих пор подавляющее большинство ученых, разрабатывающих эту теорию, присваивают такой Вселенной сверхъестественные свойства. Исключение составляют труды А.Л.Чижевского и К.Э. Циолковского.

А.Л.Чижевский известен своими работами по различным направлениям, в том числе по биокосмической тематике, один из основоположников гелиобиологии. Широта его взглядов проявлялась и в поэтическом творчестве. Попытки соединить космическое и живое проявляются во многих работах А.Л.Чижевского. Но в них отсутствуют посылки и логические построения, из которых следовала бы возможность существования живой Вселенной.

Впервые наиболее четко к этому вопросу подошел К.Э. Циолковский в работе "Животное Космоса". Рассуждая о проблемах питания, его переработке и выделении отходов земных животных он приходит к выводу о возможности существования животного космоса (ЖК), питающегося "лучами Солнца", "лучистой энергией". При этом переработку лучистой энергии осуществляют специфические части ЖК, называемые, например, на Земле растениями и т. п. Циолковским предложена модель ЖК и его пример - планета Земля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...