Взаимодействие - согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Дополнительный эффект взаимодействия - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке. Современная личностно-ориентированная педагогика строится на принципе СОВМЕСТНОЙ ценностной деятельности. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнёра. Взаимодействие ДОУ с неполной семьёй может быть организованно по двум направлениям: · первое направление - изучение особенностей семьи, воспитания ребёнка в её условиях и установления контактов с семьёй; · второе направление - повышение педагогической компетентности родителей. Неформальный подход к организации взаимодействия воспитателей и родителей требует учёта особенностей каждой семьи. Проводя самоанализ и оценку качества работы ДОУ, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семье. Для анализа можно предложить ряд критериев: 1) учёт социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения; 2) социологический анализ контингента семей воспитанников (данные о составе семьи, образование родителей и т.д.); 3) изучение уровня педагогической компетентности родителей и стилей семейного воспитания; 4) использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй (индивидуальных, коллективных, наглядно - информационных); 5) систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьёй; 6) изучение удовлетворённости родителей образовательной услугой ДОУ. Самооценка и оценка уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников даст возможность руководителю и педагогическому коллективу определить приоритетные направления взаимодействия, с учётом потребностей семей - потребителей образовательных услуг[15]
Работа педагога ДОУ с неполными семьями строится в двух направлениях: . Работа с матерью ребенка (так неполные семьи в основной своей массе состоят из матери и ребенка); . Работа с ребенком. Работа с неполными семьями может вестись по следующему плану: блок: Информативный. . Социологический анализ семей создание банка данных по семьям; . Социальный запрос блок: Планирование работы с неполными семьями. . Исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи анкеты для воспитателей и родителей беседы с детьми изучение рисунков по теме «Наша семья» . Изучение уровня педагогической компетентности родителей выявление неблагополучия домашнего воспитания выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей нахождение приемлемых форм взаимодействия организация методической работы выявление потребностей родителей в образовательных услугах выявления степени возможного вовлечения матери в образовательный процесс исследование адекватности оценки матери детских способностей блок: «НАШ РЕБЕНОК» . Формирование у ребенка взгляда на отношение с собственной семьей развитие образа отца у ребенка; отношение с дедушкой и бабушкой со стороны отца поддержка семейных традиций, изготовление семейных альбомов . Повышение самооценки ребенка не допускать педагогу жалобы на ребенка развивать положительные черты прививать профессиональную ориентацию блок: Работа с матерью ребенка . Общение в семье научить мать вести с ребенком честные беседы настроенные на понимание ситуации матери в беседах не подчеркивать, что можно обойтись без мужа
убедить мать, что отец должен принимать участие в воспитании детей нельзя разрушать образ отца в понимании ребенка разработка индивидуальных проектов для совместного выполнения родителей и детей конкурс семей «Ключ семейного счастья» . Педагог и мать переключить мать с собственных обид на интересы ребенка привить понимание важности духовных ценностей над материальными благами блок: Организация методической работы оценка работы программы корректировка программы по работе с неполными семьями исходя из полученных результатов обмен индивидуальной информации с родителями консультативная помощь дому
3.3 Взаимодействие педагогов ДОУ с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях
Очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними. Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребёнку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребёнка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребёнком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребёнок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки. Такие дети требуют особого сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребёнка, его развитии в целом - это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до её сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребёнок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая, матери понять собственного ребёнка, переживающего послеразводный кризис. И если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.
По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребёнка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога: *демонстрировать свою поддержку одинокой матери в её стремлении быть хорошим воспитателем своего ребёнка; *обращать внимание на её педагогические достижения; *замечать и подчёркивать позитивные изменения в развитии ребёнка, радоваться им; *быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребёнка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребёнка. Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, её одиночество - незначительные факты её биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ребёнка? И надо ли всё время подчёркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе не обязателен? Не лучше ли вести с ребёнком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ребёнка, мать подрывает и свой авторитет. Серьёзная проблема, в решении которой бывают, втянуты педагоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведённых матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребёнка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, поэтому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребёнка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребёнка негативного влияния, то у заведующей нет основания лишать их возможности встречаться с ребёнком. Но какова будет реакция матери, как она скажется на ребёнке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую проводят педагоги, психолог с разведёнными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребёнка. Изменить позицию - это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребёнка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагматически: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям бывшего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не томился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разрешить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребёнок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы.
Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребёнка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками. В.К. Котырло, С.А. Ладывир считают,что чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребёнка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребёнок», «ваш Саша», подчёркивающие отчуждённость, отстранённость педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызывать у партнёра ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребёнка, призывов «принять меры», «разобраться». На чём основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких либо текущих событий. Например, не кормить ребёнка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребёнка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия семьями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для работы с неполными семьями, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды. Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, а если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего. По моему мнению, необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные в колледже знания на практике в работе с педагогами дошкольных учреждений, а главное - с родителями детей. Не выполнить свой долг перед детьми: не дать им истинное воспитание и образование, не поставить их прочно и достойно на ноги - тягчайший грех. Совершившим этот грех не будет покоя на склоне лет, не будет отдохновения и за пределами земной жизни. Есть на свете самое прекрасное, солнечное чувство - любовь. В семье оно рождается, в семье оно замыкается в великий, святой круг: любовь к родителям- с рождения, любовь к избраннику души- женщине, мужчине, любовь к детям, а у них вновь любовь к родителям. Этот круг не должен быть разорван! Без любви к детям даже при наличии педагогических знаний истинное воспитание невозможно! Истинные воспитатели только те, кого дети любят. Русская пословица «Дети хороши - отцу, матери венец, худы - отцу, матери конец».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995) . Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995. . Белая К.Ю. методическая работа в ДОУ. - М., 1991; . Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. .Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. . Боулби И. Материнская забота и материнский уход. - СПб: Изд-во ИРАВ, 2003; . Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития./ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001; . Дуброва В.П. Теоретико-методологические основы взаимодействия детского сада и семьи. - Минск, 1997 г. .Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993. . Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59 . Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994. . Медков В.М. Основы демографии: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия».-Ростов-на-Дону:«Феникс», 2003 г. . Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М., 1999; . Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с. . Семейное воспитание: Словарь /Под ред. М.И. Кондакова. М.: Педагогика, 1972. . Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. . Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993. . Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997. 19. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Т.К. Воробьева Интеграция работы ДОУ с семьей. -М. 2000 г 20. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.:1987. . Гопник Элисон, Мелтцофф Эндрю Н., Куль Патрисия К. Ученый в колыбели. Сознание, мозг и способы обучения детей. - СПб: Изд-во ИРАВ, 2003; . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977; . Лисина М.И. Генезис форм общения у детей //Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978; . Развитие общения у дошкольников/ Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1974; 25. Демографический ежегодник РФ 2002г. М., 2002. С.119. За 2002 г.- оперативные данные Госкомстата РФ за январь 2003 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 Исследование «Россия-2000», % к давшим определённый ответ
Таблица 2 Динамика абсолютных чисел разводов и общих коэффициентов разводимости в России, 1970-2002гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|