Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальная одаренность: виды, диагностика и развитие

Учебно-методический комплект

для обеспечения

контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)

по учебной дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога»

(психология одаренности)

 

  Для специальности: 1 – 03 04 04 Практическая психология. Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)    
Всего КСР – 6часов, 7 семестр Из них: Лекции – 2 часов Семинарские занятия – 4 часов   Материалы подготовлены Нестер Е. Ф., преподавателем кафедры психологии (в соответствии с Положением о контролируемой самостоятельной работе студентов БарГУ, утвержденным 18.08.2009 № 341)

Барановичи 2012


СОДЕРЖАНИЕ

(темы, выносимые на КСР, в соответствии с учебным планом дисциплины )

ТЕМА 4.2 Общая одаренность: понятие и структура

Понятие общей одаренности. Общая интеллектуальная одаренность. Общая творческая одаренность. Обучаемость как общая способность. Структура общей одаренности. Познавательная потребность, общая интеллектуальная одаренность, общая творческая одаренность (креативность). Познавательная потребность и ее характеристика. Формы и уровни развития познавательной потребности. Возрастная динамика развития познавательной потребности.

 

ТЕМА 4.3 Специальная одаренность: виды, диагностика и развитие

Понятие специальной одарённости. Структура специальной одарённости. Виды специальной одаренности. Вербальные способности и вербальная одаренность. Литературные способности. Математические способности. Музыкальные способности. Коммуникативные способности. Групповые факторы и S-факторы в теории интеллекта Ч. Спирмена. Парциальные способности и факторы-операции в теории Р. Кеттелла. Основные группы факторов и субфакторы в иерархической теории интеллекта Ф. Вернона.

 

ТЕМА 4.4 Личностный и возрастной аспекты одаренности и особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков

Характерные особенности личности одарённых (Н.С. Лейтес, B.C. Юркевич, А.И. Доровской, Л. Тёрмен, А. Маслоу). Особенности познавательной сферы одаренных детей. Особенности психосоциального развития одаренных детей. Проблемы одарённых детей: диссинхрония развития, трудности контактов со сверстниками, риск асоциального поведения (В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков, Л.В. Попова, С.М. Чурбанова).

Возрастные особенности развития одарённости: развитие активности, формализм детского мышления, сензитивные периоды. Роль раннего детства в формировании и развитии одарённости (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Доровской). Диагностика и развитие одарённости на разных возрастных этапах. Ранняя профессионализация одарённых.

Основные подходы к решению проблемы организации обучения одаренных детей и подростков. Цели и принципы обучения одаренных детей. Создание учебных программ для работы с одаренными детьми. Типы образовательных структур для обучения одаренных детей. Организация и методика проведения урока, внеклассных мероприятий, игр и игр-исследований с одаренными детьми. Олимпиада, как форма работы с одаренными детьми. Организация курса познавательного развития.


Информационно-методическая часть

Тема 4.2

Общая одаренность: понятие и структура

Цель: формировать представления о сущности и структуре одаренности в современной психологии.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия «общая одаренность», «общая интеллектуальная одаренность», «общая творческая одаренность»;

2. Формировать знания об структуре общей одаренности;

3. Познакомить с особенностями проявления общей одаренности.

Вопросы для самостоятельного рассмотрения:

1. Познавательная потребность и ее характеристика

2. Формы и уровни развития познавательной потребности

3. Возрастная динамика развития познавательной потребности

 

Задание по теме:

-подготовить тематический конспект по предложенным вопросам;

- на основе теоретических знаний предложить и обосновать основные направления развития познавательной потребности у детей (возраст по выбору).

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.

2. Ильин,Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин — Спб.: Питер, 2009. — 448 с.

3. Концептуальные основания образования одаренных детей / Е. А. Панько [и др.] // Пралеска. — 2004. — № 2. — С. 10—15.

4. Лейтес, Н. С. Одаренные дети / Н. С. Лейтес // Основы психоло­гии: Хрестоматия: учеб. пособие / под ред. В. П. Дубровой. — Минск: Беларусь, 2003. — С. 152—161.

5. Лейтес, Н. С. Раннее проявление одарённости / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 98—107.

6. Лейтес, Н. С. Способности и одарённость в детские годы / Н. С. Лейтес. — М., 1984. — 79 с.

7. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989, N 6, С. 29–33.

8. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та; Во­ронеж: МОДЭК, 2004. — 192 с.

9. Одаренный ребенок. Развитие детской одаренности / сост. И. В. Булавкина. — Минск: МГГИПК и ПКО, 2007. — 64 с.

10. Рабочая концепция одаренности / науч. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков // Одаренный ребенок. — 2003. — № 4. — С. 29—70.

11. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Са­венков. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

12. Савенков, А. И. Развитие одаренности в образовательной среде / А. И. Савенков // Проблемы воспитания и развития личности. — 2002. — № 3. — С. 113—146

13. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Основы психологии: Хрестоматия: учеб. пособие / под ред. В.П. Дубровой. — Минск: Беларусь, 2003. — С. 139—151.

14. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н. Г. Морозова. — М., 1961. —224 с.

15. Юркевич, В. С. Как сохранить и развить познавательную потребность у одаренных детей / В. С. Юркевич // Краткое руководство по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л.В.Поповой и В.И.Панова. – Астана: «Дарын», 2006. С. 25-30.

Тема 4.3

Специальная одаренность: виды, диагностика и развитие

Цель: формировать представления о сущности и структуре специальной одаренности в современной психологии.

Задачи:

4. Рассмотреть понятия «специальная одаренность», «творческая одаренность», «художественная одаренность», «социальная одаренность»;

5. Формировать знания об структуре специальной одаренности;

6. Познакомить с особенностями проявления специальной одаренности.

 

Вопросы для самостоятельного рассмотрения:

1. Психологические особенности проявления различных видов одаренности

2. Сенситивные периоды развития специальных видов одаренности

Задание по теме:

-подготовить тематический конспект по предложенным вопросам;

- на примере биографий одаренных людей привести примеры и обосновать наличие у них различных видов одаренности.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.

17. Ильин,Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин — Спб.: Питер, 2009. — 448 с.

18. Концептуальные основания образования одаренных детей / Е. А. Панько [и др.] // Пралеска. — 2004. — № 2. — С. 10—15.

19. Лейтес, Н. С. Одаренные дети / Н. С. Лейтес // Основы психоло­гии: Хрестоматия: учеб. пособие / под ред. В. П. Дубровой. — Минск: Беларусь, 2003. — С. 152—161.

20. Лейтес, Н. С. Раннее проявление одарённости / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 98—107.

21. Лейтес, Н. С. Способности и одарённость в детские годы / Н. С. Лейтес. — М., 1984. — 79 с.

22. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989, N 6, С. 29–33.

23. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та; Во­ронеж: МОДЭК, 2004. — 192 с.

24.Одаренный ребенок. Развитие детской одаренности / сост. И. В. Булавкина. — Минск: МГГИПК и ПКО, 2007. — 64 с.

25. Рабочая концепция одаренности / науч. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков // Одаренный ребенок. — 2003. — № 4. — С. 29—70.

26. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Са­венков. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

27. Савенков, А. И. Развитие одаренности в образовательной среде / А. И. Савенков // Проблемы воспитания и развития личности. — 2002. — № 3. — С. 113—146

28. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Основы психологии: Хрестоматия: учеб. пособие / под ред. В.П. Дубровой. — Минск: Беларусь, 2003. — С. 139—151.

29. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н. Г. Морозова. — М., 1961. —224 с.

30. Юркевич, В. С. Как сохранить и развить познавательную потребность у одаренных детей / В. С. Юркевич // Краткое руководство по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л.В.Поповой и В.И.Панова. – Астана: «Дарын», 2006. С. 25-30.

 

Тема 4.4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...