Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и типологии личности




Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы личностной сферы

1.1. Понятие и типологии личности

1.2. Свойства личности

1.3. Состояния личности

Выводы по теоретической части

2. Эмпирическое исследование личностной сферы студента

2.1. Организация исследования

2.2. Анализ полученных результатов

2.3. Математическая обработка исследования

Выводы по эмпирической части

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

 

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. Существенная трудность состоит в том, что между людьми очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Студенческая среда является особым социокультурным образованием в переходном периоде становления личности. Важнейшими социогенными слагаемыми личности студента являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, институте, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Это обусловило актуальность выбранной темы работы.

Целью курсовой работы является исследование личностной сферы студента. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть теоретические основы исследований личностной сферы;

- изучить понятие и типологии личности;

- определить свойства и состояния личности.

Объект исследования – студенческая группа Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права.

Предмет исследования – личностная сфера студента в студенческой группе Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права.

Гипотеза - в студенческой среде личность включается в систему общественных отношений, социализируется в процессе деятельности и адаптируется в обществе. Поэтому личностная сфера студента нестабильна, идет постепенная ориентация на принятие и социальное одобрение.

Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для разработки методик коррекции психического напряжения при адаптации и социализации студентов в обществе.

Курсовая работа состоит из двух глав (теоретической и практической), введения, заключения, списка литературы и приложений с используемыми методиками исследования.

Теоретические основы личностной сферы

Понятие и типологии личности

 

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами.

Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (одна из форм этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

 Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

 В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

 Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

 Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Совокупность психических свойств образует психический склад личности. Совокупность свойств личности - темперамент, способности, характер.

 

Свойства личности

 

Свойства – это наиболее широкое понятие, присущие личности (индивиду), ее черта, обусловливающая ее сходство или различие с другими личностями. Под свойством личности С.Л. Рубинштейн понимает способность отвечать при определенных условиях на генерализованные воздействия определенной психической деятельность.

Свойства ощущений.

Качества - это основная особенность данного ощущения, отлегающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материй. Слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, силой, громкостью. Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 герц. Если ниже 16-20герц это инфразвук которые не воспринимаются человеческим ухом, а с частотой свыше 2000 герц ультразвуком так как они проявляются за пределами человечества. Нормальный человек способен услышать тиканье часов в комнате.

Интенсивность – ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционированием состояний рецептора. Интенсивность (напряженный, усиленный) ощущений могут проявляться у дегустаторов которые пробуя на вкус и на запах интенсивно проявляются обонятельные и вкусовые свойства ощущений. Потому что у них напряженные определенные анализаторы, которые интенсивно передают по специальным каналам контактные и дистантные ощущения которые тесно связанны с мозгом.

Длительность – ощущения есть его временная характеристика. Она также определяет функциональным состоянием органа чувств, ног главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на органы чувств, ощущения возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый; латентный (скрытый) период ощущений.

Пространственная локализация раздражителя – анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Контактные ощущения – вкусовые, кожные болевые. Вкусовым ощущения относятся: сладкое, кислое, горькое, соленное. Разные участки языка по – разному чувствительны т.к. локализация раздражителя отвечает за свои ощущения. К болевым можно отнести когда мы иголкой уколем палец нечайно, вроде бы ничего такого нету но пройдя несколько минут или некоторое время она дает о себе знать, начинает болеть, вызывая неприятные болевые ощущения. Или еще пример когда мы сдаем анализ на кровь эта процедура нам всем очень хорошо знакома.

Свойства восприятия.

Предметность – восприятия выражаются в так называемом акте объективации, т.е. отнесение сведений получаемых из внешнего мира к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность, как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практичным назначением или основным свойством.

Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятия дает целостный образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета получаемых в виде различных ощущений.

Константность - называется относительная постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности состоящему способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия), компенсировать эти изменения мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные при зрительных восприятии, цвета, величины, формы предмета. Константность восприятия цвета – относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Константность восприятия величины предмета - относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности – иллюминатор в самолете, когда мы смотри в низ через него, то видим предметы, какие они есть, но отдаленные от нас. Они кажутся нам маленькими, но на самом деле они такие, какие мы их знаем. Константность восприятия формы – представляет в относительной неизменности ее восприятия при изменении их наложение по отношению к мини взора наблюдателя (круг, квадрат и т.д.).

Осмысленность восприятия – хотя восприятие возникает при не посредственном действии раздражителя на органы чувств, перцентивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связанно с мышлением. Сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его т.е. отнести к определенной группе, классу обобщить его в слово. Даже при виде не знакомого предмета, мы пытаемся установить в нем сходство со знакомым. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное

Волевые свойства.

Целеустремленность – она понимается как сознательное активное направленность личности на определенном результате деятельности. Ну, это когда человек поставил себе ясную цель и не спеша достигает ее, и представляет все трудности на пути ее достижения. Также различают стратегическую целеустремленность, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизни деятельности определенными принципами и идеалами. Целеустремленность оперативная – умение ставить ясные цели для определенных действий, и не отключатся от них в процессе исполнения.

Инициативность – как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодалевание собственной инертности, изменение привычного течения дел, они не могут что предпринять сами без стимуляции из вне. Это когда человек берет на себя все трудности решений, каких то задач, или целей с переживанием, «надо», я «должен» осуществляя полевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей импульсивных действий.

Самостоятельность – волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Человек который достигает своей цели сам без какой либо помощи от других людей, но с помощью своей силой воли, достичь вершины своих желаний, целей. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения – поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет комфортность (подобный, со образный). Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводом разума и советом окружающих. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающее в коллективистском самоопределении.

Выдержка – позволяет затормозить действия чувства, мысли, не адекватные ситуации. Это когда человек не достиг своих целей, и начинает переживать, волноваться, нервничать (аффект) это свойство дает во время затормозить те адекватные действия (ситуация) которые мешая человеку став на пути его решений. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, он обнаруживает такие волевые качества как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. слабовольные люди наоборот пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сию минутные побуждения во имя более высоких нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Воля прежде всего власть над собой.

Свойства внимания

Устойчивость это временная характеристика внимания длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивое внимание повышается с увлечением сложности объекта. Чем сложнее объекты тем больше вызывает активную мыслительную деятельность и связывает ее с сосредоточением. Можно представить человека который занимается спортом (гимнастикой, карате) после тяжелой нагрузки он начинает как бы делать дыхательную гимнастику (сосредоточение на дыхательных путях).

Концентрация – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженность, т.е. психическая или сознательная деятельность. Примером здесь может служить се любые предметы и субъекты. Йога он концентрирует свое внимание на своем внутреннем состоянии (гомеостаз) организма.

Распределение – понимается субъективно переживанию способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Могу привести такой пример из античной истории, феноменальные способности Юлия Цезаря, который делал семь не связанных между собой дел. Или водитель который успевает смотреть в три зеркала и следить за движением на дорогах и за другими действиями. Распределения внимания по существу является обратной стороной его.

Переключаемость – она определяется скрыто, переходя от одного вида деятельности к другому. Так же означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Означает еще быстро ориентироваться в сложной изменяющиеся ситуации. Чем интереснее деятельность тем легче переключается и наоборот. Некоторые люди быстро и легко переходят от одной к другой, это еще говорят что у них сильная воля. Начав например одно дело надо довести его до конца, а что бы довести нужна сила, выдержка, воля, из этих качеств будет трудно переключатся, например: хирурга мы не можем поставить например за станок, т.к. надо его не только учить, но и учить его отдыхать, без отдыха человек быстро утомляется, даже машина (робот) на наш взгляд вроде бы механизм (электроника), но ей то же надо отдыхать, хотя она не знает что такое отдыхать но она перегружается, нагревается получает сбои в программе.

Объем внимания – таким образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько не зависимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания (чисел, букв и т. д.) которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Установлено что при объеме внимания простых объектов (букв, фигурок и т.д.) в интервале времени 0,07-0,1 секунд объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов.

Чувства – это внутренне переживание человека к тому, что и кто его окружает это так же эмоциональное состояние. Все эти выше описанные свойства они относятся к тем или иным жизненным фактам и связанных с чувствами. Чувства они также относятся к психическим процессам, и имеют свою динамику, и доминант. Одинаковые чувства всех людей протекают по-разному. Например, меланхолик, который не уравновешенный, но спокойный и он относится к чувствам спокойно не т.к. например сангвиник, холерик. Чувства представляют собой сложные относительно устойчивые свойства личности, проявляющееся в форме процессов переживаний и состояний. Они образуются в результате систематизирования и обобщения конкретных различных переживаний возникающих под влиянием тех или иных воздействий и раздражении. Эти переживания в их различном содержании и разной степени интенсивности, отражающие те или иные события общественной и личной жизни, можно назвать эмоциями. Эмоция таким образом, является теми процессами, на основе которых образуются чувства или свойства личности. Следовательно эмоции первичны.

Лёгкость установления систем временных связей или отношений, которые определяются благоприятными внешними и внутренними условиями, связана с положительными эмоциями. А отрицательные переживания временных связей, что может быть сопряжено с внешними трудностями (сила раздражителей, характер их смены) или неблагоприятным внутренними состояниями (соматические или нервные заболевания, истощённость нервной системы в результате перенапряжения, усталости). Наиболее яркое проявление эмоций можно наблюдать при разрыве привычных привязанностей, т.е. при нарушении стереотипа или укоренившейся системы связей. Это нарушение стереотипа имеет огромное психологическое значение, которое делает понятной массу жизненных явлений окрашивающих чувствами торжества, радости, отчаяние, горе и т.д.

 

Состояния личности

 

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем груповом названии. Блейлер объединил чувства и эмоции под общим названием «эффективность».

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущуние, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрачными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

В эмоции лежат такие нервные процессы, протекающие в образований или преобразований, также в поддержке систем временных связей. Характер протекания эмоций зависит и от силы процессов возбуждения и торможений в коре и подкорке и от состояния иррадиацией и концентрации первых процессов и от раздражителей, которые поступают из внешней и внутренней среды организма, и от временных связей ранее сложившихся. По физиологической основе положительных, тонизирующих (поднять) деятельность организма являются эмоции (радость, восторг, гнев) эти процессы возбуждения. А отрицательные эмоции (тьма, страх и т.д.) лежат процессы торможения, как указывал И.П. Павлова – что физиологическая основа страха есть торможение.

Действительно страх тормозит все чувственные – эмоциональные процессы, так как возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существования индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх зависит и от характера протекания угрозы интенсивности и от специфики инертности. Страх перед полетом достигает состояния аффекта (душевное) он способен навязать стереотипы поведения бегства, защитная агрессия. Так та роль торможения в отрицательных эмоциональных состояниях свидетельствуют в клинической материале. Так в состоянии депрессии, когда различное торможение, то он мрачно настроен. Известно также, что отношение процессов возбуждения и торможения с возрастом меняется, а вместе с этим меняется и общий характер самочувствия.

Фрустрация (От латинского frustratio- обман неудача). Данное состояние возникает в ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п. Не редко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а так же фиксация принимавшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего с точки зрения прикладных задач) в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Фрустрация - крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрации наблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»),

Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

Агрессивность - это проявление агрессии к объекту или субъекту.

Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумам вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не уютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности аномальные психопереживания; можно дифференцировать

1. Физическая агрессия (атака нападение), когда используется физическая сила против другого объекта или субъекта.

2. Речевая агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через коммуникативную форму (конфликт ссора крик вербальная перепалка), а так же через предикаты – содержание вербально – эмотивных реакций (угроза инвективы остракизмы вербальная ругань, мат, формы проклятья)

3. Косвенная агрессия, действия кои не прямым путем интенционированны на другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония)

4. Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого либо индивида или объекта

5. Инструментальная агрессия, эксплицируется, как средство - методы – приемы, спроецированные на достижении какой либо значимой цели, результирование какой либо утилитарной задачи

6. Враждебная агрессия, проявляется в акциях целью коих является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.

7. Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих достоинств, качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений.

Агрессивные поведенческие акты являются одной из матриц реагирования на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом и физическом параметре онтососитуации, жизненные обстоятельства вызывающие в психике социоиндивида депрессию, стресс, фрустрации и др. аберрационные психосостояния; агрессивные поведенческие акты часто бывают одним из функциональных способов решения проблем имплицированных с сохранением индивидуальности, чувства собственной ценности значимости, это механизм и психоиммунности в определенных социоситуациях, который усиливает контроль субъекта над обстоятельствами, окружающими его индивидами; таким образом, агрессивные акты выступают в придатке

1. Способа психологической защиты

2. Способа удовлетворения определенной потребности.

3. Способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости

4. Средство для достижения какой либо значимой цели

5. Способа помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать - метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции.

В большинстве лабораторных исследований агрессии у человека испытуемого изолировали от реципиента. Эта процедура не позволяет делать выводы о наиболее важно форме агрессии – агрессии при столкновении лицом к лицу. Кроме того, при применении этой процедуры из виду упускается влияние поведения жертвы на агрессора. Исследование Зимбардо показало, что на него влияет даже простое физическое присутствие жертвы. К сожалению, до сих пор лишь не многие исследователи учитывают эти результаты. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другого человека и сопереживании ему, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:

1) интерес-волнение,

2) радость.

3) удивление.

4) горе-страдание.

5) гнев.

6) отвращение.

7) презрение.

 8) страх.

 9) стыд.

10) вину.

11) Остальные – производные.

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь вр<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...