Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура органов дознания в вооруженных силах РФ




 

В понятии органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – ВС РФ) произошло соединение двух различных высокозначимых для нашего государства видов государственной деятельности. Правовые основы ВС РФ заложены в Федеральном законе от 31.05.1996 г. № 63-ФЗ «Об обороне» (далее – закон «Об обороне») [5]. В связи с этим предназначение ВС РФ можно определить как вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории, для чего и созданы в нашем государстве Вооруженные Силы (ч. 1 и 4 закона «Об обороне»). Тем самым ВС РФ осуществляет военную деятельность.

Предназначение органов дознания урегулировано в ч. 2 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Не вдаваясь в детали, можно охарактеризовать деятельность органов дознания, как реализация полномочий, предоставленных УПК РФ по возбуждению уголовного дела, осуществлению производства по уголовному делу в виде дознания (в общем порядке или сокращенной форме), а также в виде производства неотложных следственных действий. Иначе можно обозначить этот вид деятельности, как уголовно-процессуальную, т.е. как систему действий, предпринимаемых органами дознания в ходе производства по уголовному делу. Помимо этого, законодатель вменяет органам дознания осуществление также иных полномочий, но только тех, которые предусмотрены УПК РФ.

При этом оба вида деятельности – военная и уголовно-процессуальная обладают значительными особенностями и спецификой, требующими привлечения к их осуществлению специально подготовленных, компетентных лиц, не просто располагающими знаниями в этих областях, но также владеющими навыками по их качественному применению на практике. Однако условия функционирования ВС РФ потребовали наделения определенных структур этого военного государственного органа полномочиями по осуществлению неотложных следственных действий по уголовному делу, т.е. наряду с военной деятельностью по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности.

Следует отметить, что наделение Вооруженных Сил РФ уголовно-процессуальными полномочиями обусловлено не только спецификой военной деятельности, но также историческими традициями, в связи с чем М.Л. Топориков справедливо отмечает: «Зарождение армейских органов дознания в России уходит корнями в дореволюционный период ее развития и связано с проведенной Александром II в 1864 году законодательной реформой»[6].

Определяя структуру органов дознания в ВС РФ, следует обратиться к УПК РФ, в тексте которого в качестве таковых называются начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинских частей, соединений, т.е. организационно самостоятельных боевых, административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555), начальники военных учреждений (например, военного учебного заведения), а также начальники гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений, расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Согласно новому словарю русскому языка Т.Ф. Ефремовой структура означает взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-либо, а также устройство, организация[7]. Согласно ст. 11 закона «Об обороне» ВС РФ состоят из видов и родов войск, Тыла ВС РФ и войск, которые не входят в виды и рода войск ВС РФ. В свою очередь каждые из указанных структурных образований ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.

Военная полиция была введена в состав ВС РФ как ее структурное образование Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ в целях обеспечения законности в ВС РФ[8]. Начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) генерал-майор И. Сидоркевич в интервью журналистам газеты «Московский комсомолец» подтвердил, что военная полиция является действительно новой структурой в составе ВС РФ, уточнив при этом, что 25 марта 2015 года Указом Президента № 161 перед военной полицией поставлены новые задачи, которые были обозначены в утвержденном этим указом уставе военной полиции[9]. По отношению к предмету настоящей работы приведенным указом подтверждены полномочия военной полиции как органа дознания ВС РФ[10].

Структура военной полиции представлена в виде центрального органа военной полиции – Главного управления военной полиции; в виде региональных органов военной полиции, которые образованы в каждом военном округе и на Северном флоте; в виде территориальных органов военной полиции, состоящих их комендатур и военных автомобильных инспекций, что также озвучено И. Сидоркевичем в приведенном интервью[11]. В этом же интервью начальник Главного управления военной полиции указал, что структура военной полиции будет развиваться, что справедливо, поскольку с 2014 года идет процесс проверки полномочий этого военного подразделения, о чем свидетельствует расширение его полномочий, в связи с которыми возникла необходимость во введении штатных должностей дознавателей.

Следует отметить, что УПК РФ понимает под органами дознания не определенные структурные подразделения, как это осуществлено, скажем, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД или ОВД РФ), а конкретных лиц – начальников органов военной полиции, командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов. Однако не вызывает сомнения, что непосредственно сам начальник не будет заниматься осуществлением расследования по уголовному делу после принятия решения о возбуждении уголовного дела, поскольку, исходя из обширности его полномочий, более справедливо поручение этой деятельности конкретному военнослужащему.

Далее отметим, что сравнение УПК РФ и закона «Об обороне» показывает не совпадение структурных частей, которые могут выступать в уголовном процессе органами дознания. Так согласно закону «Об обороне» в структуру ВС РФ входят центральные органы и объединения, которые в п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ не перечислены, поскольку там четко указаны командиры воинских частей, соединений. В свою очередь в ст. 11 закона «Об обороне» раскрывается только общий состав ВС РФ и в этой статье не указаны отдельно военная полиция, военно-учебные учреждения и гарнизоны, которые следует считать более мелкими образованиями в составе ВС РФ, которые входят в состав видов и родов войск ВС РФ.

Безусловно, ВС РФ не статичный, постоянно развивающийся механизм с учетом изменяющихся реалий. Кроме того, структура ВС РФ достаточна сложна для целостного восприятия. Только этим можно объяснить избирательное упоминание структурных частей ВС РФ в качестве органов дознания в п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, в которой не указаны главные управления видов и родов войск, командиры объединений, являющихся более общими образованиями по сравнению с соединениями и воинскими частями.

Однако согласно ст. 7 УПК РФ при производстве по уголовному делу должны применяться положения и правила только УПК РФ, основанного на Конституции Российской Федерации и международно-правовых актах в области отправления правосудия по уголовным делам. В связи с этим структура органов дознания ВС РФ должна соответствовать тому изложению, которое представлено в п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ: начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинский частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. Иное толкование и применение норм УПК РФ может привести к признанию недопустимыми всех результатов действий и решений, предпринятых органами дознания ВС РФ.

При этом следует понимать, что представленная в п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ структура органов дознания ВС РФ, является общей и, следовательно, подлежащей конкретизации в рамках структуры военной полиции ВС РФ, воинских частей и соединений. Более детальная конкретизация п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ в отношении начальников военных учреждений и гарнизонов не применима, так как это и есть нижняя структурная единица.

Таким образом, органы дознания ВС РФ представляют собой способ наделения отдельных структурных образований ВС РФ полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству по нему предварительного расследования в рамках и объеме, определяемых ст. 150, 151 и 157 УПК РФ. В силу первичности норм уголовно-процессуального закона согласно п. 3 ч 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания в ВС РФ признаются начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинский частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, которые представляют собой первый высший уровень структуры органов дознания ВС РФ, подлежащий конкретизации по территориальному признаку. При этом выявляется несоответствие положений УПК РФ структурному определению ВС РФ, отраженному в законе «Об обороне», в связи с чем необходимо внести уточнения в п. 3 ч 1 ст. 40 УПК РФ с целью приведения перечня органов дознания ВС РФ в соответствии со структурой ВС РФ либо по пути полного перечисления основных структурных частей ВС РФ, либо по пути общего обозначения органа дознания ВС РФ, определяемого воинскими уставами и законом «Об обороне». Данный аспект органов дознания ВС РФ имеет процессуальное значение, поскольку производство по уголовному делу может быть осуществлено только надлежащим участником, статус которого определен УПК РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...