Методы наблюдения первобытного племени
Становление этнологии как науки История любой области научного знания свидетельствует, что возникновение соответствующего научного направления вызвано прежде всего практическими потребностями людей. Это утверждение в полной мере применимо и к этнологической науке. На протяжении всей истории человечества (от первобытного общества и до наших дней) у людей существовала потребность в знаниях не только о своем народе, его культуре, традициях и обычаях, но и о различных сторонах жизни других народов. Наличие разносторонних знаний о соседних и далеких народах позволяло легче ориентироваться в окружающем мире, увереннее чувствовать себя в нем. По этой причине практически с самых ранних культурных эпох людьми накапливались этнографические знания о других народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах, графических изображениях и письменных памятниках древних народов. Исторический калейдоскоп Обычаи древних славян Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте. Все эти племена имели свои обычаи и законы своих отцов и предания и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжига-ли, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же закона держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон 1.
1 См.: Повесть временных лет // Древнерусская литература. — М., 1993. — С. 20—22.
Вместе с тем уже в древнюю эпоху при встрече с представителями других народов у людей возникали вопросы о причинах различий в человеческом поведении. Уже в эпоху античности было собрано много разнообразных сведений о близких и далеких народах и землях. Лучшим образцом можно считать описание Скифии, сделанное Геродотом на основе личных наблюдений. В своих путевых заметках он повествует о богах, обычаях, обрядах и мифах скифов, выделяя при этом особенности черт характера этого народа: суровость, неприступность, жестокость. Геродот объясняет эти черты как особенностями окружающей среды, так и кочевым образом жизни скифов, благодаря которому никто не может их настичь, если только они сами не допустят этого. Исторический калейдоскоп Обычаи скифов В Скифской земле произрастает конопля — растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежды... и кто никогда не видел конопляной ткани, примет ее за льняную. Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия. Это парение служит им вместо бани, так как водой они вовсе не моются. Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смазывают намазанный слой, оно становится даже чистым и блестит.
Все договоры о дружбе, освященные клятвой, совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши. Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою до-лю добычи, а иначе — нет. Кожу с головы сдирают... Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем1. 1 Геродот. История. — М., 1999. - С. 255, 257, 259. Поэтому не случайно, что именно в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки систематизировать и классифицировать многочисленные эмпирические материалы о народах на основе их культурно-хозяйственных, языковых, территориальных и других различий. Эти попытки и послужили прототипом первых этнографических описаний. Однако их характерной чертой был этноцентризм, т.е. классификация описываемых народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, при этом в качестве эталона классификации использовалась своя собственная культура. В раннем средневековье ведущими центрами сбора и хранения знаний о других народах становятся Византия, Китай и Арабский Восток, так как в результате демографических и культурных процессов интерес к знаниям о других народах в Западной Европе значительно упал. Тогда ведущим критерием любого человека или народа было его отношение к христианству. Люди делились на христиан и всех остальных. При этом только христиане обладали качествами достойных людей, независимо от их этнической принадлежности.
Значительное повышение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе произошло в позднее средневековье, что было вызвано интересами католической церкви и началом колониальной политики европейских государств. Благодаря крестовым походам, деятельности миссионеров, путешественникам, купцам и особенно великим географическим открытиям западноевропейцы смогли собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее и о народах Океании и Австралии. Собранные сведения послужили основой для отдельных этнографических гипотез, с помощью которых предпринимались попытки дать объяснение происхождению народов, их различиям и т.д. Однако непосредственная предыстория этнологии как самостоятельной науки начинается с эпохи Просвещения (XVIII в.), когда в спорах с представителями церкви энциклопедисты и просветители отстаивали исторический подход к происхождению человечества и его культуре, доказывая свои выводы этнографическими материалами. В то время господствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Считалось, что различия между народами есть результат воздействия климата, почвы и рельефа места проживания соответствующего народа. В зависимости от природных условий у народа складываются особые формы социальных отношений, традиций и обычаев, которые влияют на его жизнь и историю. В то же время различия в интеллекте объяснялись температурными условиями климата. Якобы умеренный климат Среднего Востока и Западной Европы больше способствует развитию интеллекта, а вместе с ним и цивилизованности, чем климат тропических областей планеты, где «жара душит человеческие усилия».
Одновременно с этими взглядами широкое распространение получила также гипотеза о «благородном дикаре», который жил первоначально по законам природы, но благодаря эволюции превратился в современного цивилизованного человека, живущего по законам общества. В конце XVIII в. возникли термины «этнология» и «этнография», хотя таких самостоятельных наук в то время еще не было. Возникновение этнологии как самостоятельной науки о народах относится историками к середине XIX в., когда в ряде стран Европы и Северной Америки разрозненные описания и сведения о народах сложились наконец в самостоятельную отрасль научных знаний, имевшую в разных странах различные наименования, цели и объекты исследования. В силу политических процессов середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских государствах. Ее возникновение и интенсивное развитие поддерживалось глобальной колониальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных и зависимых народах. Именно тогда возникла необходимость научного объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин их расовых различий, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, исторической роли того или иного народа и т.д. Закономерно, что в ответ на эти вопросы и проблемы стали возникать отдельные теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах, получившую название «этнология». Социально-политическая актуальность новой науки в тех исторических условиях обеспечила ей разностороннюю поддержку правительств заинтересованных государств. Само название новой науки «этнология» было образовано на основе двух греческих слов: ethnos — народ и logos — наука, слово. В русском переводе термину «этнология» наиболее точно соответствует «народоведение». В эпоху античности древние греки использовали понятие «этнос» для определения других народов (не греков), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.д. Вплоть до XIX в. термин «этнология» не получил широкого распространения и лишь изредка употреблялся для описания различного рода этнографических процессов и явлений, не обозначая при этом особой науки. Впервые использовать этот термин в качестве наименования зарождающейся науки о народах и культурах было предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером, который в 1830 г. разработал общую классификацию антропологических (гуманитарных) наук, выделив среди них отдельно этнологию. Это название довольно быстро получило широкое распространение в научных кругах крупнейших европейских стран, а с середины XIX в. вошло в лексикон русского языка.
Официальной датой рождения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же вызвало острую научно-теоретическую дискуссию о предмете и месте данной науки среди других гуманитарных наук. В определенной степени эти споры продолжаются и сегодня. При этом одним из самых продолжительно и интенсивно обсуждаемых стал вопрос о содержании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. В результате многолетних споров и дискуссий сложилась довольно пестрая картина значений и интерпретаций самого понятия этнология и предмета данной науки. Первоначально этнология развивалась как наука об «отсталых», т.е. не создавших своей государственности или письменности народах. В этом качестве она существовала вплоть до начала XX столетия, когда стали появляться представления об этносах как своеобразных общностях людей, жизнедеятельность которых не зависит от уровня их социально-экономического развития. В то же время ввиду различных политических и экономических интересов ведущих индустриальных стран развитие этнологии в каждой из них имело свои особенности и направленность. Развитие этнологии в Германии. Наиболее глубокие традиции науки о народах сложились в Германии, где еще в 1789 г. сформировалось отдельное научное направление Volkerkunde, ставившее своей целью изучение и исследование внеевропейских народов и их культур. Примерно с 30-х годов XIX в. все описания внеевропейских народов, сделанные немецкими путешественниками, учеными и миссионерами, стали объединяться одним термином «этнология». С этого же времени понятия «Volkerkunde» и «этнология» начали рассматриваться в немецком языке как синонимы, они оба обозначали монографическую и сравнительную науку о человеческих культурах. Это синонимическое тождество понятий «этнология» и «Volkerkunde» сохраняется в немецкой науке и в настоящее время. Вместе с тем в конце XIX в. в немецкоязычных странах Европы сформировалось еще одной направление, ориентированное первоначально на изучение образа жизни и культуры немецкого крестьянства. Данное направление получило название Volkskunde, смысл которого в русском переводе наиболее точно выражается термином «народоведение». Со второй половины XX в. предметная область Volkskunde существенно расширилась, и теперь она включает в себя также исследование вопросов фольклористики, повседневной культуры и межкультурной коммуникации. Это разделение немецкой науки о народах на два независимых направления: этнологию и народоведение продолжает сохраняться и в современных условиях. Этнология в Великобритании. Становление этнологии в англоязычных странах происходило несколько иным путем. Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Это было вполне естественно, поскольку антропология как наука о биологической природе человека уже с XVII в. в Великобритании имела давние традиции и была широко распространена. Бурное развитие антропологии происходило также в XVIII в. благодаря колонизации и, как следствие, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. Под влиянием процесса колонизации в XIX в. в развитых европейских странах стали появляться антропологические общества, целью которых было изучение останков первобытных людей. Уже в середине этого столетия многочисленные исследования черепов и скелетов неандертальцев поставили на повестку дня вопрос о реконструкции истории человечества и его культуры. Посему в составе антропологии вскоре появилось новое научное направление, получившее название социальной антропологии (от греч. anthropos — человек и logos — наука, слово). В научный оборот это название ввел один из основателей английской этнологии — Джеймс Фрезер, который в 1906 г. обозначил этим термином свое направление этнологических исследований. Фрезер хотел подчеркнуть отличие своих исследований от направления, которым занимался другой выдающийся английский этнолог — Эдвард Тайлор и которое уже тогда начинали называть социальной антропологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило широкое распространение и стало английским синонимом слова «этнология». Это название сохраняется в английской науке и в настоящее время. Зарождение этнологии в США. Возникновение и развитие этнологии в США происходило несколько позднее, чем в ведущих европейских странах. Поскольку в США существовало этническое многообразие и была остра проблема расовых отношений, американская антропология изначально формировалась как наука, включавшая в себя исследования в области физической антропологии, расовых и культурных различий. В силу данной предметной направленности, заложенной еще основоположником американской этнологии Генри Льюисом Морганом, этнология представляла собой составную часть общей науки о человеке наряду с биологической антропологией, доисторической археологией и историческим языкознанием. Сферой ее интересов было исследование вопросов систем родства в примитивных культурах, классификация типов семейно-брачных отношений, периодизация человеческой истории. Однако в середине 50-х годов XX столетия усилиями Франца Боаса и его учеников научные ориентиры американской этнологии существенно сужаются, и она обращается к изучению проблем культурных особенностей народов Американского континента. Это направление исследований было названо Боасом культурной антропологией. Постепенно понятие «культурная антропология» в американской науке стало объединять любые этнокультурные исследования, и тем самым этот термин стал американским синонимом понятия «этнология». Этнология во Франции. Во Франции становление этнологии было тесно связано с активной колониальной политикой. При этом правящие круги страны постоянно нуждались в подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и. традиций зависимых и покоренных народов. Поскольку данная информация носила описательный характер, то наука о народах во Франции первоначально была названа этнографией (от греч. ethnos — народ и graphien — описание). Это название сохранялось во французской науке до конца XIX в., когда была осознана научная недостаточность одних этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволило этнографии в начале XX в. трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название. Становление этнологии в России. Формирование отечественной этнологии происходило в первой половине XVIII в., когда в результате нескольких энографических экспедиций был собран и систематизирован обширный материал о различных народах Российской империи. Связано это было не только с расширением государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим интересом к истории русского народа, особенностям его культуры и т.д. В ХIХ в. научный интерес к этническим проблемам России значительно усилился в связи с общественно-политическим движением славянофилов. Исходя из представлений о мессианской роли России в мире, они считали своим гражданским долгом развивать национальное самосознание русского народа, способствовать сохранению его национальной самобытности, созданию своеобразной культуры. Окончательно этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления приблизительно в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX в. Первоначально науку о народах в России традиционно называли этнографией, поскольку она занималась преимущественно сбором и описанием данных о материальной и духовной культуре населявших ее народов. Дело в том, что начиная с XVIII в. Российская Академия наук снаряжала исследовательские экспедиции для изучения окраинных территорий Российской империи. Для обработки разнообразных материалов этих экспедиций и дальнейшего изучения страны в 1846 г. было учреждено Русское географическое общество, в котором было предусмотрено создание отделения этнографии. В программу Общества входило всестороннее изучение России — ее географии, природных богатств и проживающих народов. Государственные интересы требовали сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Это обстоятельство определило всю деятельность как самого Общества, так и его этнографического отделения. Таким образом, датой рождения отечественной этнологии с полным правом можно считать 1846 г. Тогда же на одном из заседаний Общества председатель отделения этнографии академик КМ. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности». В своем докладе Бэр отметил, что главной задачей этих исследований является изучение умственных способностей народов Российского государства, их образа жизни, нравов, религий, языков, сказок, песен и т.д. Идеи Бэра получили поддержку и развитие среди российских ученых. Уже в ноябре 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал «подмечать и описывать все собственно русское в своем складе и быте, в своих способностях, расположениях, потребностях и привычках, в своих нравах и понятиях». Особое место в истории русской этнографии и антропологии занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование жизни папуасов Новой Гвинеи и народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позволило ученому аргументированно отрицать расистские теории. И хотя в трудах ученого не анализируются собственно теоретические вопросы этнологии, они тем не менее содержат богатые материалы для такого рода обобщений. На рубеже XIX—XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказал мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются наиболее характерные субъективные чувства народа. В соответствии с таким подходом ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная практика, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации. В советский период основной сферой этнологических исследований были межнациональные отношения. В 20—30-е годы этнологи должны были проводить в жизнь национальную политику Советского государства. При этом все исследования сводились к комментированию статистических данных о повседневном поведении людей. Так, например, дружба народов оценивалась по количеству представителей различных национальностей на крупных общесоюзных стройках или по количеству заключенных межнациональных браков. В целом исследование этнических проблем вплоть до 50-х годов носило политически заказной характер и не охватывало всех аспектов этнических отношений. Вне поля зрения ученых того времени оставались такие кардинальные области этнологии, как этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические отношения и т.д. Действительно научный характер этнология начинает приобретать в 50-е годы, когда стали проводиться многообразные полевые исследования, значительно активизировалась теоретическая деятельность, стало уделяться внимание вопросам этногенеза народов мира, истории их формирования, изучению культуры и быта. С начала XX в. и вплоть до конца 80-х годов развитие отечественной этнологии было связано с научной деятельностью нескольких поколений исследователей, среди которых следует назвать прежде всего В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, СП. Толстова, Б.А. Куфтина, СИ. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, В.И. Козлова, Ю.В. Бромлея и др. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало создание теории хозяйственно-культурных типов и историко-географических областей, проведение значительного числа разносторонних исследований в сфере региональной этнологии. Наконец, на рубеже 70—80-х годов заметным явлением в отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор с совершенно новых методологических оснований раскрыл механизм возникновения и развития этносов. Этнология сегодня. Анализ современного состояния этнологической науки позволяет сделать вывод, что она стала значительно богаче и разнообразнее по сравнению с предыдущими этапами своего развития. Прямым свидетельством этого является тот факт, что в настоящее время в сферу ее профессиональных интересов входят не только «примитивные» народы или «традиционные» культуры, но и этнические процессы современных индустриальных обществ. В связи со значительным расширением сферы исследований в последние несколько десятилетий сформировался ряд смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография, этнопедагогика и др. Такая дифференциация убедительно доказывает, что в современных условиях этнология трансформируется в качественно новую науку о народах, синтезирующую в себе разнообразные знания о человеке и его культуре. Многочисленные исторические события XX столетия дают достаточно оснований считать его веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Представители самых разных наук говорят о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе, поскольку ускорение темпов культурно-исторического развития практически всех народов мира способствует межэтническим контактам и взаимодействиям. В последние два десятилетия эти контакты стали еще более частыми и сложными, что обострило интерес людей к истории и культуре своего собственного народа, его нравственным идеалам, традициям, обрядам, фольклору. Такого рода этнический ренессанс — явление по своей сути сугубо положительное. Однако его следствием стало усиление этноцентризма, рост национализма, всплеск межэтнической конфликтности. Трения и конфликты на этнической почве, в том числе с политическим оттенком, имеют место не только в странах и регионах с острыми социальными противоречиями (Африка, Югославия, Индия), но и в благополучных регионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде). Данные убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно важен в жизни многих государств. Закономерно, что эти процессы требуют от этнологии своего объяснения, ответов на многие вопросы о причинах самых разнообразных этнических явлений. При этом актуальность современных исследований определяется не академическими интересами ученых, а требованиями самой жизни. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возникли многочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать причиной крупномасштабной войны. Современная историческая обстановка требует от этнологии изучения не только традиционных, но и индустриально развитых обществ, которые в большинстве своем также являются полиэтническими, а значит, решение этнических проблем для них является залогом выживания. Таким образом, все более очевидной становится прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня исследования и рекомендации этнологов по самым разным вопросам общественной жизни используются для решения политических, социальных, экономических и культурных проблем. Они также широко и успешно применяются в сфере массовых коммуникаций, международной торговле, дипломатии и т.д. Разносторонняя востребованность этнологических знаний, соответственно, активизирует полевые, теоретические и методологические исследования в самой этнологической науке. Предмет этнологии Своеобразие и самостоятельность каждой науки определяется, как известно, ее предметом изучения и методами исследования. Однако сложность определения предмета той или иной науки заключается в том, что зачастую один и тот же объект или явление изучаются не одной, а несколькими науками. Каждая из этих наук выбирает свой особый аспект, находит свои проблемы исследования, намечает конкретные цели и задачи. В процессе определения предмета науки не только осуществляется поиск того, что должна изучать новая наука, но и разграничивается проблематика с уже существующими науками. Формирование предмета науки происходит довольно продолжительное время, поскольку здесь устанавливается направленность и содержание данной науки, ее методология и логика. По предмету науки дается, как правило, и определение самой науки. Таких определений может быть много. Они зависят от меры понимания предмета науки, ее актуальности и позиции исследователя. Но все определения с различной степенью точности отражают объем и содержание науки, ее предмет. Процесс становления этнологии в специфических условиях ведущих европейских держав и США позволяет сделать вывод, что исторически первым объектом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием «диких» народов и их культур. В переносном значении слово «дикий» употреблялось для обозначения жителей Африки, Азии, Океании, Австралии, Америки. По убеждениям европейцев, населявшие их народы не имели ничего, что делало бы их действительно людьми: у них не было одежды, постоянного места проживания, органов власти, законов, религии и т.д. По рассказам первооткрывателей, коренные жители далеких континентов находились на одной ступени развития с дикими зверями. На основании подобных сообщений при дворе испанского короля была образована в XVI в. комиссия, состоявшая из теологов, которая должна была выяснить, являются ли жители заморских владений Испании людьми или животными. Хотя комиссия после долгих споров и пришла к выводу, что они тоже люди, но это уже не изменило отношения к ним как дикарям. В сравнении с «дикими» народами европейцы начинают ощущать себя воспитанными и благонравными народами, которые обязаны принести блага цивилизации невоспитанным «дикарям». Отношение к ним европейцев становится все более неоднозначным. Во Франции, например, формируется представление о «добрых дикарях», которые живут в полном согласии с природой. В Англии возникло иное представление. Здесь почитались мужественные черты и военные доблести «дикарей», которые в своем большинстве идеализировались и рисовали обобщенный портрет «благородного дикаря». Такой методологический подход в выборе предмета этнологической науки был обусловлен тем, что к концу XIX в. в результате процесса модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все созданные народами других континентов планеты. В результате стремительного технического развития и появившейся уверенности в безграничности человеческого прогресса европейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Граница между «нами» и «другими» была проведена еще четче. Эти народы были для цивилизованных европейцев в некотором роде примитивными, «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Чтобы зафиксировать это различие в уровне развития между народами и их культурами, отсталые народы стали называться европейцами «примитивными» (от лат. primitivus — первый, самый ранний). В данном контексте термин «примитивный» стал символом грубости и несовершенства. Такое определение получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалось в ту систему классификации этнических культур, которая основывалась на критерии достигнутого уровня технологического развития. Стремление европейских ученых реконструировать процесс этногенеза и неразвитость материальной и духовной культуры примитивных народов сделали их главным объектом этнологических исследований. Об этом убедительно свидетельствуют работы наиболее известных этнологов ХIХ в. — Г.Л. Моргана («Древнее общество») и Э. Тайлора («Первобытная культура»). Кроме того, ранние работы основоположников немецкой этнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевших прошлого «первобытных народов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы». К последней категории, естественно, относились народы Европы, которые творили свою историю путем интенсивного покорения природы, в то время как примитивные народы были беспомощны перед окружающим их миром из-за собственной лености и инертности. На рубеже XIX—XX вв. этнология становится университетской наукой, ее начинают преподавать как учебную дисциплину. Благодаря этому обстоятельству в этнологическую науку пришло новое поколение ученых-теоретиков, которое заменило поколение основоположников-практиков. Вместе со сменой поколений исследователей в этнологии стали меняться и представления о предмете этой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные (культурные). Вопреки этим представлениям многие известные ученые стали придерживаться убеждений, что так называемые примитивные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и также удалены от состояния первобытности, как и культурные. В определении их как примитивных верно лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру. В результате такого методологического подхода существенно расширился и конкретизировался круг проблем, исследуемых этнологией. Сложилась группа проблем, которые традиционно изучались этнологией практически на протяжении всего XX столетия. К их числу можно отнести следующие: • материальная культура народов; • ритуалы, обычаи, верования различных народов; • системы родства и семейно-брачных отношений; • социальные и политические структуры жизнедеятельности народов; • традиционные типы и формы поведения, присущие разным народам; • системы воспитания, принятые у разных народов; • сравнительные исследования культурных черт разных народов; • психологические особенности различных народов; • специфические особенности межэтнических и межкультурных контактов; • этногенез и историческое прошлое отдельных народов и всего человечества в целом; • демографические процессы, происходящие в этносах; • сущность этничности и этнической принадлежности. Данное многообразие предметных областей этнологической науки служило основанием для постоянных дискуссий в понимании ее предмета. В итоге многочисленных споров и предложенных точек зрения сложились разнообразные варианты понимания предмета этнологии. Согласно этим вариантам и точкам зрения, этнология — это: 1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития отдельных народностей; народов и всего человечества в целом; 2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур, процессы их возникновения, взаимосвязи и преобразования; 3) составная часть социологии, объектом изучения которой являются различные вопросы жизнедеятельности примитивных и традиционных обществ; 4) наука р происхождении, культуры и ее, динамике как искусственного, внеприродного мира человека; 5) историческая наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать и описывать культуры первобытных, традиционных и современных обществ. Глубокие социально-политические изменения в мире в последние два десятилетия вновь заставили ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочисленные диаспоры мигрантов и вынужденных беженцев в индустриально развитых странах Европы и Северной Америки, образовавшиеся в результате различного рода конфликтов, существенно изменили и продолжают изменять этнический состав многих развитых государств, поскольку привели к образованию устойчивых групп этнических меньшинств среди коренного населения. С другой стороны, интеграционные процессы в странах Западной Европы также породили целую группу проблем этнического характера. Из них наиболее актуальными сегодня являются: • совмещение типов поведения разных народов; • взаимодействие и сосуществование различных типов культур;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|