Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие бюджета и бюджетной системы Белорусской Советской социалистической Республики в составе СССР




Зарождение бюджета Беларуси в волостях –княжествах тПолоцкой руси и его развитие в составе Древнерусского государства в IX - XII вв.

Княжеская казна в IX в. пополнялась в основном за счет дани, доходов от продажи рабов и имущ-ва, захваченного в результате войн.

За выполнение своих функций по внешней обороне и внутр. управлению князь получал от нас-ия доходы. Казна вел. князя все еще не отделялась от казны гос-ва, но по статусу она была уже общегос. бюджетным фондом.

В IX в. киевский князь, централизовав вокруг себя разные племена, обложил их данью.В то время дань была осн. источником доходов.

Доходы от торговли рабами, которых княжеские дружины захватывали на войне, составляли важную доходную статью.

С развитием торговли все более существенным источником д-в становились торговые пошлины.,судебные пошлины и штрафы.Доходы Древнерус. Гос-ва форм-ись и за счет контрибуции.

Под руководством вел. князя нах-сь многочисленные “светлые князья”,–княжеские посадники, кот-е пред-ли в отдельных волостях особу князя и были его наместниками.

В X-XII вв. на территории западных земель, как и в целом в Киевской Руси, укрепляется феодальное землевладение.

Князья искали себе и другие ист-ки обогащения, которые видели во владении и эксплуатации земель.

В этот период земля, бывшая основным средством производства, стала собственностью феодалов. Феодалы, получив землю, наделяли ею крестьян, которые попадали к ним в зависимость и вынуждены были выполнять феодальные повинности: платить дань, оброк продуктами, денежный оброк и отрабатывать барщину.

Со второй половины XI–начала XII в. весь ход общ. жизни Древней Руси значительно усложнился. Древнерус. гос-во стало распадаться на отдельные княжества и феодальные респ-ки. К концу XII в. великий князь Киевский был совершенно обессилен и не имел уже никакой власти над князьями. Союз восточного славянства был признан распавшимся.

В IX-XII вв. в Древнерусском государстве были заложены основы формирования бюджетной системы. Выступавшая в качестве бюджетного фонда, государственная казна пополнялась как матер. ценностями, так и ден. доходами.

Итоги: сформировалась многоступенчатая система формирования доходов, заложены принципы их распределения между бюджетами, подготовлена почва к развитию бюджетных прав, и межбюджетных отношений.

 

Развитие государственного бюджета в Великом княжестве Литовком и Речи Посполитой в XIII-XVIII

XIII-XVI вв. называют Белорусско-Литовским периодом истории Беларуси.

Совещательным органом при князе была великокняжеская дума, а позже–“паны-рада. К концу XV века князь без одобрения рады не может распоряжаться гос. доходами, расходовать сам-но ср-ва гос. казны, вводить новые налоги и сборы.

Бюджет гос-ва представлял собой простую смету великокняжеских, а позже–королевских д-в и р-в. В ВКЛ в XIV-первой половине XVI в., шел процесс развития феодального способа пр-ва, феодальных отн-ий. Здесь осн. источником гос. д-в являются домены, или гос. имУЩ-ва: земли, леса, реки. Степень участия отд. категорий земель и их владельцев в форм-ии д-в гос. казны не была одинаковой.

Как правило, раздавая земли “в особое содержание”, князь сам определял виды и размер д-в, кот-е они обязаны вносить в гос. казну.

в XV в. получил развитие ден. оброк, что способствовало увел-ию ден. поступ-ий в гос. казну. Она все более превращалась в ден. фонд.

в феодальном гос-ве появляется новый источник доходов– регалии, то есть фискальные права.

Регалии дали генетическое начало косвенным налогам. Наблюдался переход от домениального хозяйства к налоговому государству.

Во 2й пол. XVI в. происходят изменения в экон. и полит. жизни ВКЛ. В 1569 г. была подписана уния с Королевством Польским, согласно которой ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно гос-во–Речь Посполитую с единым королем, общим сеймом, единой ден. системой и общей внешней политикой.

В дох-х гос. казны ув-ся доля д-в, поступающих с городов. Натуральные повинности постепенно заменялись денежными налогами.

К концу XVII века экономическое положение Речи Посполитой ухудшилось. Непрерывные войны привели к опустошению гос. казны.

2я пол XVIII в. зак-ся троекратным разделом Речи Пос-ой в 1772, 1793 и 1795 гг., в рез-те которого это гос-во перестало существовать.

В 1772 году к России отошла восточная часть Беларуси с городами Полоцк, Могилев, Витебск, Остальная часть Беларуси была воссоединена только в 90-е годы XVIII в.: центральная часть – в 1793 г., а западная – в 1795 году. Т. о., бел. земли были воссоединены с Россией.

 

Становление бюджетной системы Беларуси в составе России с к XVIII в по 1919г.

Воссоединение Беларуси с Русским гос-ом было прогрессивным явлением. На терр-ии Беларуси были созданы 5 губерний: Могил., Витеб, Гродн, Виленс и Минс, которые как западная область России участвовали в форм-ии д-в гос. бюджета.

Бюджетная система дореволюционной России состояла из гос. и мест. бюджетов. Гос. бюджет охватывал всю империю, включая и Беларусь, из него финанс-ись общегос. программы и мероприятия. Местные бюджеты включали бюджеты отдельных админ-ых районов: губерний, волостей, сел, городов. В соотв-ии с этим различались уровни местных бюджетов: земские (губернские), мирские (волостные и сельские) и городские бюджеты.

На терр-и пяти бел. губерний форм-ась значительная доля доходов гос. бюджета России: прямые и косвенные налоги, доходы от гос. имуществ, лесной доход, выкупные платежи и пр. доходы.

Роспись гос. д-в и р-в России состояла из двух частей: обыкновенной сметы и чрезвычайной. Значительные поступления в гос. казну обеспечивались за счет лесного дохода.

В отношении прямого налогообл-ия необходимо отметить, что в царской России не было подоход. налога.

Ничтожно малы были в анализ-ый период рас-ы бюджета на просвещение. Центр. Прав-во не выделяло средств на здравоох-ие. Эти расходы полностью перекладывались на местные бюджеты.

С началом 1й мир войны рас-ы гос. бюджета Рос-и стали стремительно возрастать. Для покрытия гос. рас-в правительству советской России требовалось изыскивать источники д-в. 1й бюджет советского гос-ва был составлен на 6 мес–с января по июнь 1918 г. Предусматривалось, что 77% его д-в составят поступления от гос. предп-ий и имуществ; 55% расходов предназначалось на нар. Хоз-во, 10%–на социально-культурные мероприятия. Однако бюджет оказался малореальным и был исполнен по дох-м на 31,0% и по рас-м–на 32,9%.

После победы Октябрьской революции Беларусь оставалась в составе РСФСР. Белоруссия использовала право на самоопределение, предоставленное народам России, и 1 января 1919 года провозгласила образование Белорусской Советской Социалистической Республики. С этого времени начался новый этап в развитии Белорусской Республики

 

Развитие бюджета и бюджетной системы Белорусской Советской социалистической Республики в составе СССР

Манифест от 1 января 1919 г. о создании БССР стал первым полит. и юр. актом Бел. ССР. В БССР был создан Наркомфин. Однако, имея право на самос-ный бюджет, Белорусская ССР не смогла его составить в связи с белопольской оккупацией и гражданской войной.Помощь в обеспечении БССР фин. ресурсами неоднократно оказывало правительство РСФСР и различные наркоматы.

1й бюджет БССР был составлен в 1921.В конце 1921 г. мест. Бюд-ы отделились от гос-го, в связи с чем были введены мест. налоги. 1й бюджет БССР за 1921 г. был исполнен с дефицитом, 92% его расходов покрывались эмиссией.

В связи с образованием в 1922 г. СССР, гос. бюджет БССР вошел в состав единого гос-ва. В дальнейшем его развитие в значительной степени опред-сь закон-ми актами центр. Правит-ва.

С 1990 г. Бел ССР, как и некоторые другие республики, перешла на полное самофин-ие своих рас-в за счет собств. и закрепленных доходов

С 1991 г. начинается новый период (V этап) в развитии Бел. Гос-ва, который связан с провозглашением суверенитета республики и характеризует формирование нац бюдж системы.

В 1991-1992 гг. было положено начало форм-ию самост-ых бюджетов Беларуси, нац. Бюдж. системы, определен статус местных бюджетов и порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетные отн-ия, апробирована новая налоговая система.

Для бюджета периода трансформационной экономики (1991-2000 гг.), было характерно: -расширение сферы бюдж отн-ий и круга участников бюдж. процесса; -усиление централизации фин. ресурсов в гос бюджете, ув-ие бюджетных ресурсов в ВВП;-быстрый рост объема бюджета, форм-ие в составе бюджета цел. бюджетных фондов;-устойчивый бюджетный дефицит и др.

Приоритетными направлениями бюдж. политики в XXI в. продолжают оставаться гос. рег-ие эк-ки и повышение уровня жизни населения. Кач. и структурные изменения, происходящие в дох-х и рас-х бюджета, отражают осн. направления бюдж. политики гос-ва в условиях дальнейшего развития рын. отношений и стабилизации нац. экономики. Сохранена соц. направленность расходов бюджета, сокращено количество целевых бюджетных фондов, обеспечен переход к сбалансированным бюджетам и к бюджету с профицитом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...