Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение трудовой деятельности для дошкольников с отклонениями в развитии.




С отклонениями в развитии».


 

План

1. Введение

2. Значение трудовой деятельности для дошкольников с отклонениями в развитии.

3. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта.

4. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

5. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями зрения.

6. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями ОДА.

7. Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями речи.

8. Заключение.

9. Литература.

 

Введение.

Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от системы воспитания, уровня развития общества, в котором он живет. Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Подготовка к труду является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с нарушениями в развитии. И которая направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию детей в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

Одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. У подавляющего большинства дошкольников с отклонениями в развитии могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако этот процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с отклонениями в развитии, которые будут способствовать успешному формированию трудовых умений и навыков.

В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):

Лица с нарушением интеллекта: дети умственно отсталые, ЗПР;

Лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

Лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;

Лица с нарушениями речи;

Лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,

Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %), второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %), третье – с нарушениями речи (около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %.

Значение трудовой деятельности для дошкольников с отклонениями в развитии.

Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.

Необходимость трудового воспитания в дошкольных учреждениях обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы И.Ф.Харламовым, В.А.Сухомлинским, Н.М.Аскариной и др.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы ребенка и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. К.Д.Ушинский в свое время писал: "Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании детей. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием сознания дошкольников. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Существенная функция труда состоит в формировании у детей коллективизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал: "Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда".

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, имеющий отклонения в развитии, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой возможности овладения того или иного вида труда, его конкретного содержания.

Содержание труда по самообслуживанию для детей дошкольного возраста — это умывание, одевание, раздевание. Чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определенные действия и их последовательность. По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, ловко, аккуратно. У детей повышается самооценка, они менее зависят от окружающих, что существенно облегчает уход за ними.

Овладение навыками и умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в выполнении различных трудовых процессов.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе. В процессе совместной деятельности с взрослыми, во время выполнения обязанностей дежурных в уголке природы или работая на огороде, в цветнике, старшие дошкольники приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приемы ухода за растениями и животными.

Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии могут заниматься ручным трудом. Он предполагает наличие у ребят умений, связанных с использованием инструментов (ножницы) и материалов (бумага, картон, клей). Ребята с помощью взрослых могут овладеть некоторыми способами обработки бумаги: резания ее в разных направлениях, сгибания, складывания, склеивания, в зависимости от индивидуальных особенностей. В процессе занятий по аппликации и конструированию они приобретают навыки конструктивной деятельности: анализируют образец, рисунок, выделяют части, соотношение, величину, расположение и пр. В процессе работы с древесиной, бумагой, тканью, природными материалами совершенствуются приобретенные навыки, формируются новые.

Требования к качеству действий возрастают постепенно, последовательно, по мере овладения необходимыми навыками. Чтобы побудить детей к выполнению этих требований, при наблюдении труда взрослых надо обращать внимание на качество трудовых действий, совершаемых ими. Воспитатель не забывает указать ребятам, как дворник старается чисто подмести дорожки; как повар и его помощники быстро чистят и режут овощи; как аккуратно им самим подклеена коробка. Но одних наблюдений мало. При выполнении любой работы к детям постоянно надо предъявлять аналогичные требования. Тогда у них будут постепенно формироваться такие качества, как аккуратность, старательность, добросовестность, организованность.

Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности.

Для того чтобы дети научились правильно раскладывать материалы для занятия, убирать групповую комнату, сооружать из спичечных коробок незатейливые поделки, нужно прежде всего, чтобы они хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этом действии. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям с отклонениями в развитии нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим — больше. Многие дети имеют возможность овладеть теми или иными трудовыми навыками лишь частично.

Со стороны взрослых необходима постоянная моральная и физическая поддержка детям, своевременная похвала и поощрение. Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Только объективная оценка помогает укреплять у них желание делать все самим, стремление работать лучше, преодолевать трудности, добиваться результата.

В формировании трудовых навыков важен единый подход со стороны педагогического коллектива, единство требований.

При обучении детей трудовым навыкам всюду должен быть введен целесообразный и четкий, не требующий лишних движений и затраты энергии порядок. Беспорядочное разбрасывание вещей, одежды, отсутствие системы и последовательности в требованиях приводят к появлению неаккуратности, снижают организованность детей, лишают их возможности упражняться в том или ином навыке.

Таким образом, в системе трудового воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии есть много общих методических приемов, общих требований, которые воспитателю следует соблюдать. Но в этой работе и много своеобразного, специфического, обусловленного особенностями личности дошкольников. Поэтому, используя общие требования, методы педагогического руководства, взрослый должен непременно заботиться о выборе таких приемов, которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования трудовых навыков у дошкольников имеющих отклонения в развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...