Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

ЛОГИКА

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения по гуманитарным
и социально-экономическим направлениям и специальностям

 

Мурманск


 

 

Составитель – Ирина Анатольевна Дудина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Мурманского
государственного технического университета

 

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой
философии МГТУ 13 сентября 2013 г., протокол № 01.

 

ã Мурманский государственный технический университет, 2013

ã И. А. Дудина, 2013


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык. 8

Тема 2. Понятие. 9

Тема 3. Суждение. 11

Тема 4. Логическая характеристика вопросов и ответов. 12

Тема 5. Умозаключение. 14

Тема 6. Основные формально-логические законы.. 16

Тема 7. Логические основы теории аргументации.. 18

Тема 8. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория. 20

КОНТРОЛЬНая РАБОТа И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ.... 22

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 23

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 55

ВОПРОСЫ для подготовки К ЭКЗАМЕНУ (зачету) 58

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине "Логика" и представляют собой руководство для практического ее освоения. Подготовка бакалавров и специалистов широкого профиля, развитие у них аналитического мышления и повышение уровня компьютерной грамотности с необходимостью предполагают глубокое изучение курса формальной логики в высшей школе.

Цель данной работы – помочь студентам овладеть теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, логических основах аргументации и научить применять приобретенные знания на практике, в процессе рассуждения.

Изучение логики играет важную роль в подготовке обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим специальностям и направлениям. Основная задача изучения логики – определение условий достижения истинных знаний, выявление основных закономерностей и структуры мыслительного процесса, овладение логическим аппаратом и методами познания.

Логика помогает отделять главное от второстепенного, критически воспринимать определения и классификации различных понятий, подбирать необходимые формы доказательств истинных суждений и способы опровержения ложных. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным и эффективным. Признаками неразвитого мышления являются непоследовательность, неубедительность, декларативность, безапелляционность. Обращаясь к логике, мы, с одной стороны, стремимся придать мышлению убедительность, ясность, действенность; с другой - обретаем достаточные основания для достижения истинного знания в процессе рассуждения.

Специфика работы юриста, экономиста, менеджера и многих других специалистов заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д. Степень владения этими приемами, методами и иными логическими средствами является важным показателем уровня интеллектуальной культуры специалиста. Наиболее эффективным способом формирования и повышения культуры мышления является теоретическое изучение и практическое освоение науки логики.

Цель изучения дисциплины " Логика " – подготовка бакалавров и специалистов в соответствии с их квалификационной характеристикой и базисным учебным планом.

В результате изучения дисциплины "Логика" студент должен обладать следующими компетенциями:

Знать историю возникновения и этапы развития логики; предмет, сущность и специфику логики как науки о правильном мышлении; понятийно-категориальный аппарат логики; содержание и взаимосвязи основных логических принципов, законов, понятий и категорий и правила оперирования ими; специфику применения логики как средства повышения эффективности профессиональной деятельности;

уметь определять теоретическое и практическое значение логики, ее место среди других наук и роль в постижении истинных знаний об окружающем мире; выявлять диалектику взаимосвязи логики с объективной реальностью; четко, лаконично, правильно мыслить и ясно, точно и убедительно излагать свои мысли; анализировать свои и чужие рассуждения, аргументировано доказывать истинные суждения и опровергать ложные; применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы логики для решения социальных и профессиональных задач; применять понятия с четко определенным содержанием; устанавливать логический смысл суждений и умозаключений; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии; в профессиональной деятельности корректно использовать профессиональную лексику; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

владеть понятийным аппаратом логики; основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений на основе творческого использования логических форм, законов, приемов и операций на практике; навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности; методов логического анализа; навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики; необходимыми навыками постановки целей и их эффективного достижения; навыками обоснованного логического выбора в условиях духовного плюрализма, правильной ориентации в системе ценностей; навыками логического доказательства и аргументации личной и профессиональной позиции и поступков.

Изучение логики имеет свои особенности. Первая особенность заключается в необходимости систематического изучения данной науки. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку все разделы логики теснейшим образом связаны между собой. Типичной ошибкой студентов, изучающих логику, является стремление усвоить ее за короткий срок. При этом часто предшествующие разделы усваиваются недостаточно хорошо, а последующие понимаются все хуже и хуже. И вот наступает такой момент, когда изучающий логику уже ничего не понимает. Он начинает читать учебник или конспект лекций таким же образом во второй, в третий раз и т. д. В конечном счете затрачивается больше времени, чем при систематическом изучении дисциплины. Если студент берется
за курс в конце семестра, то времени на подготовку к экзамену может оказаться недостаточно.

Вторая особенность состоит в следующем. У изучающих логику иногда создается мнение, что овладеть ею очень трудно. Такое мнение ошибочно. При желании изучить логику для практического применения может каждый. Усвоение теоретических основ курса – не самоцель. Теория лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Конечной целью изучения логики является умение применять ее правила и законы в профессиональной деятельности, поэтому рекомендуется после изучения каждой темы проверять глубину усвоения теоретического материала, отвечая на контрольные вопросы, выполнять упражнения и решать задачи по соответствующей теме, а также применять полученные знания в дискуссиях, спорах, при составлении деловых бумаг и т. д. Такой путь изучения логики является наиболее успешным.

"Логика" занимает ключевое место в профессиональной подготовке специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля, обеспечивая выявление внутренних связей и структурирование обширного информационного и законодательного материала.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести навыки логического мышления, позволяющие успешно применять их в практической деятельности: осознанно использовать правила и законы построения рассуждений и на этой основе мыслить последовательно, строго, доказательно; аргументировано строить свою профессиональную речь, избегать несогласованности в профессиональных действиях. Знание логики ускоряет процесс нахождения ошибок и позволяет убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять служебные документы, выстраивать юридические и экономические версии и т. п. Определение стратегии, тактических приемов, правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приемов спора позволяет направлять ход дискуссий на достижение истины. Специалисту важно знать и специфику индуктивных умозаключений, так как в процессе подведения итогов и прогнозирования в экономической, юридической и социальной сферах широко применяются методы статистики, основанные на неполной индукции. Знание логики норм позволяет значительно упростить решение многих вопросов экономики и права.

Логика тесно связана с другими учебными дисциплинами. Она является орудием познания любой науки, которая как система знаний строится в полном соответствии с логическими законами. Нарушение этих законов ведет к искажению и внутренней противоречивости мысли.

Развивая способность правильного мышления, логика дает знание
основных логических законов, приемов и операций мышления, которое необходимо студентам для глубокого усвоения профилирующих дисциплин и в практической деятельности.

Формальная логика, обладая прикладным характером, позволяет студентам освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения, логику спора, логику общения, логику конфликтов и т. д.

Логическая культура мышления является необходимым компонентом общей культуры личности и выражается в точности и определенности используемых понятий, в последовательности и системности изложения мыслей и, в конечном счете, – в обоснованности процесса рассуждения. Знание законов и форм мышления, их осознанное использование во всех видах деятельности повышают культуру мышления человека, развивают критическое отношение к своим и чужим мыслям, позволяют грамотно и корректно спорить, вести диалог, дискутировать, выступать перед аудиторией.

Изучение дисциплины "Логика" дает возможность студентам овладеть методикой научного анализа противоречивых процессов и явлений социальной жизни на основе законов формальной логики, активизировать их мировоззренческую позицию, выработать умение осуществлять логический анализ развития современного общества и процессов, происходящих в нем, оптимально решать специфические задачи по своему профессиональному предназначению.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем и содержание самостоятельной работы Количество часов (заочная форма обучения)
лекций самостоя-тельной работы
       
  Предмет и значение логики. Логика и язык Мышление как объект изучения логики. Научное понимание процесса познания. Понятие о содержании и логической форме мысли. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Роль языка в познании.    
  Понятие Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Основные логические приемы образования понятий. Содержание и объем понятия. Виды понятий по объему и по содержанию. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление.    
  Суждение Суждение как форма мышления. Простые и сложные суждения. Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в суждениях. Логические отношения между суждениями. Модальность суждений и ее виды.    
  Логическая характеристика вопросов и ответов Вопрос как мысль особого типа. Вопросно-ответные ситуации. Сущность и логическая структура вопроса. Виды вопросов. Сущность и виды ответов.    
    Умозаключение Понятие умозаключения, его структура и виды. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения. Опосредованные умозаключения. Силлогистика. Умозаключения из сложных суждений. Правдоподобные (недемонстративные) рассуждения. Индуктивные умозаключения, их характеристика и виды. Умозаключения по аналогии.    
  Основные формально-логические законы Понятие логического закона. Основные свойства правильного мышления. Общая характеристика законов логики как законов правильного мышления.    
  Логические основы теории аргументации Аргументация в процессе формирования убеждений. Понятие, логическая структура, виды и методы доказательства. Понятие опровержения и его способы. Паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы.   10(8)
  Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория Общие свойства и внутренняя структура проблемы. Виды решений проблем. Построение гипотез. Способы подтверждения и опровержения гипотез. Судебно-следственная версия. Теория как система научных знаний. Основные виды научных теорий. Особенности теорий в юриспруденции.    
  Итого: 6(8) 62(60)

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бочаров, В. А. Основы логики: учебник / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М.:Изд-во МГТУ, 2008. – 336 с.

2. Гетманова, А. Д. Логика для юристов: учеб. пособие / А. Д. Гетманова. – М.: Омега-Л, 2008. – 424 с.

3. Дудина, И. А. Логика: учеб.-метод. пособие для студентов всех форм обучения по гуманитарным и соц.-эконом. направлениям и специальностям / И. А. Дудина. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. – 244 с.

4. Ивин, А. А. Логика: учеб. пособие для бакалавров / А. А.Ивин. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 387с.

5. Ивлев, Ю. В. Логика для юристов: учеб. для вузов / Ю. В.Ивлев. – 4-е изд. – М.: Дело, 2005. – 263 с. – (Российское право: теория и практика).

6. Кириллов, В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. –М.:Проспект, 2012. – 240 с.

7. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник / И. В. Хоменко. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 314 с.

Дополнительная

8. Абачиев С. К. Традиционная логика в современном освещении. Формальная логика как опытная наука / С. К. Абачиев. – М.:КомКнига, 2010. – 272 с.

9. Абачиев С. К. Формальная логика с элементами теории познания / С. К. Абачиев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 640 с.

10. Алексеев, А. П. Аргументация. Познание. Общение / А. П. Алексеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991. - 150 с.

11. Введенский, А. И. Логика как часть теории познания / А. И. Введенский. – М.:КомКнига, 2010. – 440 с.

12. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник для вузов / Е. К.Войшвилло, М. Г.Дегтярев. – М.:Владос, КДУ, 2013.– 528 с.

13. Гетманова, А. Д. Логика для юристов со сборником задач / А. Д. Гетманова. – М.:КноРус, 2012. – 344 с.

14. Гетманова, А. Д. Логика. Учебник, словарь, практикум / А. Д. Гетманова. – М.: Академический Проект, 2009. – 720 с.

15. Гладкий, А. В. Введение в современную логику / А. В. Гладкий. – М.:Либроком, 2009. – 240 с.

16. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин,А. Л. Никифоров; под ред. Д. П. Горского. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

17. Грядовой, Д. И. Логика. Практический курс основ формальной
логики: учеб.пособие в кратком изложении и упражнениях / Д. И.Грядовой. – М.: Щит-М, 2004. – 256 с.

18. Демидов, И. В. Логика: учебник / И. В. Демидов; под ред. Б. И. Каверина. – М.: Дашков и К°, 2013. – 348 с.

19. Жоль, К. К. Логика в лицах и символах / К. К.Жоль. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 254 с.

20. Ивин А. А. Теория и практика аргументации: учебник / А. А. Ивин. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 304 с.

21. Ивлев, Ю. В. Логика для юристов: учеб.для вузов / Ю. В. Ивлев. – М.: Дело, 2005. – 263 с.

22. Ивлев, Ю. В. Практикум по логике / Ю. В. Ивлев. – М.: Проспект, 2013. – 334 с.

23. Ивлев, Ю. В. Теория и практика аргументации / Ю. В. Ивлев. – М.: Проспект, 2009. – 288 с.

24. История логики: учеб.пособие для вузов / В. Ф. Берков [и др.]; под ред. В. Ф. Беркова, Я. С. Яскевич. – Минск: Новое знание, 2001. – 170 с.

25. Кириллов, В. И. Упражнения по логике: учеб пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. – 184 с.

26. Кобзарь, В. И. Логика в вопросах и ответах / И. И. Кобзарь. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.

27. Конверский А. Е. Логика традиционная и современная / А. Е. Конверский. – М.: Идея-Пресс, 2010. – 380 с.

28. Кондаков, Н. И. Логический словарь / Н. И. Кондаков; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука, 1971. – 658 с.

29. Кузина Е. Б. Лекции по теории аргументации / Е. Б. Кузина. – М.: Изд-во МГТУ, 2007.–136 с.

30. Кузина, Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях: учеб.пособие / Е. Б. Кузина. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

31. Лаврикова, И. Н. Логика. Учимся решать / И. Н. Лаврикова. – М.:Юнити-Дана, 2011. – 208 с.

32. Логика для менеджеров. Под ред. проф. М. Ю. Захарова. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 400 с.

33. Логический словарь ДЕФОРТ / под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. – М.: Мысль, 1994. – 268 с.: схемы.

34. Минто, Вильям. Дедуктивная и индуктивная логика / Вильям Минто; пер. с англ. С. А. Котляровского. – СПб.: Комета, 1995. – 464 с.

35. Михайлов, К. А. Логика. Практикум / К. А. Михайлов, В. В. Гобрбатов. – М.:Издательство Юрайт, 2012. – 512 с.

36. Михалкин Н. В. Логика и аргументация для юристов / Н. В. Михалкин. – М.:ИздательствоЮрайт, 2012. – 366 с.

37. Огородников, В. П. Логика. Законы и принципы правильного мышления / В. П. Огородников. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.

38. Плавич, В. П. Основы логики с задачами и упражнениями / В. П. Плавич. – М.: Бурун Книга, 2010. – 208 с.

39. Поварнин, С. И. Искусство спора. О теории и практике спора / С. И. Поварнин. – М.: Терра, 2009. – 192 с.

40. Сковиков А. К. Логика: учебник и практикум / А. К. Сковиков. М.:Издательство Юрайт, 2013. – 576 с.

41. Современный словарь по логике. – Мн.: Современное слово, 1999. – 768 с.

42. Стешов, А. В. Как победить в споре: О культуре полемики / А. В. Сте-шов. – Л.:Лениздат, 1991. – 191 с.

43. Стрелкова, Н. В. Логика в задачах и упражнениях: учеб.пособие / Н. В. Стрелкова. – М.: Щит-М, 2005. – 113 с.

44. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации / И. В. Хоменко. – М.:Издательство Юрайт, 2012. – 336 с.

45. Черноскутов, Ю. Ю. Логика. Краткий конспект: учеб пособие / Ю. Ю. Черноскутов. – М.: Проспект, 2013. –244 с.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык

Мышление как объект изучения логики. Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании.

Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Основные исторические этапы развития логики как науки и ее виднейшие представители. Структура логики. Понятие о содержании и логической форме мысли. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

Логика и язык. Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные аспекты языка: семантика, синтаксис, прагматика. Семантические категории языка; дескриптивные и логические термины.

Теоретическое и практическое значение логики. Требования к логической форме в политических, юридических и управленческих высказываниях.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...