Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психического дизонтогенеза

Образовательные услуги и реализация специальных образовательных потребностей школьников с нарушением слуха

 

 

 

В основе современного понятия «образовательная среда» лежит положение Л.С. Выготского о социальной среде как источнике возникновения специфически человеческих свойств личности, источнике социального развития ребенка. Существующие научные взгляды на структуру и функции образовательной среды отличаются. Данное понятие трактуется как: естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение (А.В. Хуторской), система педагогических и психологических условий и влияний (И.В. Ермакова, Н.И. Поливанова, А. Савенков, И. М. Улановская, В.А. Ясвин) и др.

Единым для всех исследований в данной научной области является представление о взаимодействии учащегося с окружающей образовательной средой как сути образовательного процесса. В образовательной среде принято выделять три основных компонента: 1. Социальный (социальное окружение, социальная среда). 2. Материальный (пространственно-предметный, материально-технический, пространственно-предметное окружение). 3. Содержательный (информационный, психодидактический). Данные компоненты взаимосвязаны, они дополняют друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды. В свою очередь и люди, как субъекты данной среды, оказывают на нее определенное воздействие, структурируя и видоизменяя ее компоненты (А.А. Веряев, Козырев В.А., И.К. Шалаев и др.

Сущность депривационных феноменов.

 

Деприва́ция

(лат. deprivatio — потеря, лишение) —депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

В определении депривации говорится о процессе блоки­рования потребностей, к числу которых, прежде всего, отно­сятся потребность в двигательной активности, в новых впе­чатлениях — перцептивная потребность.

Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмо­циональной поддержке, самореализации, уважении, безопас­ности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невоз­можность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания. Так, например, при резком сокращении потока внешней стимуляции, как в экспериментальных, так и в естественных условиях, могут воз­никать разнообразные расстройства в работе психики — из­менения темпа протекания субъективного времени, наруше­ния восприятия пространства, трудности в произвольном контролировании мыслительных процессов, активизация внутреннего диалога, расстройства схемы собственного тела, разнообразные эмоциональные нарушения. В ряде случаев от­мечается появление галлюцинаций. В зависимости от длитель­ности пребывания человека в подобной ситуации вышеопи­санные нарушения могут приобретать необратимый характер.

«Дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее, существо, «genesis» - развитие)отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие.

Психический дизонтогенез -нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Причины отклонений в психическом развитии

многообразие патогенных факторов делят на

эндогенные (наследственные)

и экзогенны Классификации нарушений развития

Критерий времени возникновения

* врожденные

* Приобретенные

Обратимость

* необратимые,

* частично обратимые

* практически обратимые

е (средовые). Этиологический критерий:

* нарушения церебрально-органического,

* Психогенного,

* соматогенного происхождения.

Основные типа психического дизонтогенеза:

* регрессия

* ретардация общую (тотальную) и частичную (парциальную);

* асинхрония.

 

Эмпирическая классификация (Т.А. Власовой и М.С. Певзнер):

* Дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС;

* Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;

В данном случае следует подчеркнуть два принципиальных момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительно­го принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются в тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуаци­ей. Последняя представляет собой внешние объективные ус­ловия, препятствующие реализации той или иной потребнос­ти человека.

Классификация психического дизонтогенеза

В данном случае следует подчеркнуть два принципиальных момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительно­го принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются в тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуаци­ей. Последняя представляет собой внешние объективные ус­ловия, препятствующие реализации той или иной потребнос­ти человека.

В.В. Лебединского:

* Общее психическое недоразвитие,

* Задержанное психическое развитие,

* Поврежденное психическое развитие,

* Дефицитарное психическое развитие,

* Дисгармоничное психическое развитие,

* Искаженное психическое развитие.

* ями.

 

Такова картина развития зависимости на физиологическом уровне. Все большая утрата современным человеком чувственного и эмоционального восприятия мира, порожденная проблемой сенсорного голода в раннем детстве и подростковом периоде, приводит к нарушениям отношений между людьми в сторону жестких и формализованных взаимодействий. Подобная тенденция наблюдается на уровне социума. На уровне сознания человека происходит колоссальный разрыв между внесознательным и сознанием, что приводит к возникновению все новых форм отклонений в жизнедеятельности человека. Например, зависимость от внешних (включая техногенные) интервалов событий (ритмов среды), которые все уплотняются, часто ведет к изменениям биоритмов самого человека, что уже является одной из причин возникновения нарушений в его организме и психике. В результате возникают искажения образа мира в психической реальности, что, в свою очередь, служит одной из причин возникновения проблем в адаптации. Вследствие этого наблюдается увеличение числа депрессивных отклонений, снижение самооценки и как следствие уровня мотивации достижения успеха, что ведет к пассивному поведению и создает условия для более легкого манипулирования этими чертами современного человека со стороны

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...