Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несколько методических советов




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Ростовцева Л.И.

 

Коллоквиум, курсовая работа, эссе

По экономической теории

Учебно-методическое пособие

Тула 2009


ББК 65.01

Р 78

 

 

Ростовцева Л.И. Коллоквиум, курсовая работа, эссе по экономической теории: Учебно-методическое пособие / Л. И. Ростовцева. – Тула: Тульский филиал РГТЭУ, 2009. – 23с.

 

Учебно-методическое пособие посвящено методам обучения, способствующим развитию творческой самостоятельности студентов и воспитанию духовно развитой личности. Апробировано в многолетней педагогической деятельности автора. Предназначено для студентов экономических специальностей и преподавателей экономической теории.

 

 

.

 

ББК 65. 01

 

 

Ó Ростовцева Л.И., 2009

Ó Тульский филиал Российского государственного

торгово-экономического университета, 2009

 


Содержание

 

Предисловие. 4

Раздел I. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 6

1.1 Коллоквиум.. 6

1.2 Курсовая работа. 10

1.3 Эссе. 24

Раздел II. Готовимся к коллоквиуму и курсовой работе. 26

2.1 Теория потребительского поведения: генезис и развитие. 26

2.2 Национальные особенности поведения потребителей и потребительской культуры.. 68

Раздел III. Пробуем писать эссе. 114

3.1 Учимся у Монтеня. 114

3.2 Студенческие эссе первокурсников. 117

Послесловие. 132


Предисловие

Для преподавателя

Сегодня много говорится об экономике развития, основанной на знаниях, возросшей роли университета, продвижении к информационному обществу и необходимых для этого инновационных технологиях. Причем, под инновационными методами в образовании понимаются в основном информационно - компьютерные технологии, тестирование. Однако тест позволяет в лучшем случае определить сумму знаний, эрудицию, но вместе с тем убивает в студентах творческое начало. Компьютер, конечно, может заменить человека, но только такого, который не развивает свои творческие потенции многочисленными тестами с однозначными ответами. Возникает противоречие – будущее общество не представляется без творческой личности, способной к созиданию инноваций, а так называемые инновационные методы обучения препятствуют творческому развитию. Отношение к образованию становится все более утилитарным, узкопрагматичным. Где выход?

На Западе эту проблему осознали раньше нас: в США сегодня пытаются вернуться к практике устного счета, вытесненной калькулятором; во Франции уже в 1970-е гг. поняли, что преподавание не по традиционным учебникам, а рисованным картинкам разрушает способность воображения как основу умственных способностей; в Германии сетуют на то, что ныне не очень популярно изучение истории и древних языков, которые обладают сложной грамматикой, передают множество оттенков мысли и предполагают неоднозначное прочтение. Это препятствует формированию универсального взгляда на мир, не развивает воображение. В России сегодня в образовательном процессе сложная ситуация: с одной стороны, необходимо следовать государственным образовательным стандартам, предписаниям Министерства образования, оценивающего деятельность вузов по результатам Интернет-тестирования, с другой стороны, в обществе есть понимание необходимости сохранения лучших традиций отечественного образования: его фундаментальности, универсальности, гуманистической направленности. Но как измерить умение творчески мыслить? Компьютер это сделать не сможет, нужен преподаватель, пытающийся органически соединить современные мировые тенденции образования и национально-культурную укорененность.

Для студента

В чем особенности представленного учебно-методического пособия?

Во-первых, оно посвящено трем традиционно используемым в нашем образовании методам обучения (коллоквиуму, курсовой работе и эссе), объединенным по критерию их роли в развитии творческих способностей студентов.

Во-вторых, оно предполагает синтез учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, что находит отражение уже в предлагаемой студентам тематике и коллоквиумов, и курсовых работ, и эссе. Преподаватель здесь – не просто транслятор знаний (из чужих учебников или Интернета), а сам исследователь проблем, которые предлагает для изучения студентам: поведения потребителей, потребительской культуры, истории экономической мысли России.

В-третьих, пособие необычно тем, что включает в качестве иллюстраций работы студентов-первокурсников, участвующих в ежегодном конкурсе эссе по Домострою. Их размышления, навеянные этим памятником русской нравоучительной литературы конца XV- начала XVI вв., дают представление о ценностях современной молодежи, их понимании связи времен, важности освоения культурного наследия, особенно сегодня, в условиях глобализации. Для многих из них это первая проба пера, потребовавшая под руководством научного руководителя кропотливой работы, уважительного отношения к слову как форме существования и выражения мысли.

В-четвертых, представленные материалы представляют интерес не только с точки зрения обучения, но и воспитания в самом широком смысле духовно развитой личности. Идентификация с историей и культурой своей страны вызывает нравственные и патриотические чувства, возвышающие человека, вводит его в сферу духа. В условиях эпидемии потребительства, «разносчиками» которой являются реклама, мода, СМИ, щедро оплачиваемые транснациональными корпорациями ради завоевания все новых рынков, весьма важным является воспитание культурного потребителя и грамотного, социально-ответственного предпринимателя, уважающего права своего контрагента.

В-пятых, все предлагаемые разработки основываются на использовании межпредметных связей между экономической теорией и правом, философией, социологией, филологией, экологией, историей. Это способствует развитию не однобокого «человека экономического», а целостной личности, способной творчески мыслить и действовать.

И, наконец, последнее – заканчивается книга несколькими эссе о гламуре, Родились они после защиты курсовых работ и сдачи экзамена по экономической теории, в результате посещения научного семинара в Центре общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова «Гламур как искушение и порча» 24 июня 2008 г. А это уже свидетельствует о том, что проросли семена творческого отношения к учебе, раз возникло желание, как сказали бы методисты, дополнить учебный процесс внеучебным.

Таким образом, в первом разделе Вы найдете советы, как лучше подготовиться к коллоквиуму, на какие вопросы необходимо дать ответы, каковы требования к содержанию, оформлению и защите курсовой работы, как написать эссе; во втором разделе предлагается необходимая для этого литература; в третьем разделе Вас ждет знакомство с эссе основоположника жанра и сверстников. Не списывайте с компъютера, попробуйте написать сами – получите удовольствие и огромную пользу! Ждем Ваших работ! Желаем успехов!


Раздел I. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов

Коллоквиум

Коллоквиум – это форма контроля самостоятельной работы студентов над специальной литературой. На коллоквиум может быть вынесена как отдельная работа (статья, монография, документ и т.д.), так и проблема, освещенная в ряде работ, знание которых должен продемонстрировать студент. Коллоквиум проводится в форме собеседования преподавателя со студентами и содержит в себе элементы проверки знаний и консультации. Необходимо отличать его от экзамена и зачета.

Во-первых, от коллоквиума не освобождаются даже успешно занимающиеся студенты.

Во-вторых, собеседование ведется с каждым студентом индивидуально в присутствии малой группы (5-6 человек). В случае затруднения студента при ответе на поставленный вопрос, последний может быть переадресован другим. При этом студенты могут дополнять друг друга, дискутировать, задавать вопросы, всесторонне обсуждая проблему. Таким образом, коллоквиум представляет собой групповую форму беседы преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. При этом каждому выставляется дифференцированная оценка.

В-третьих, на коллоквиуме студенты могут пользоваться своими записями изученных материалов.

Не следует сводить коллоквиум к семинару. Если семинар сегодня не рекомендуется проводить лишь вопросно-ответным методом, то на коллоквиуме он является основным.

Задачи, стоящие перед преподавателем при проведении коллоквиума:

- определить тему коллоквиума;

- заблаговременно ознакомить студентов с требованиями и сроками проведения коллоквиума;

- разработать перечень вопросов, выносимых на коллоквиум;

- рекомендовать литературу для изучения;

- оценить знания студентов.

Задачи, стоящие перед студентами при сдаче коллоквиума:

- знать содержание и структуру работы, отдельных глав и параграфов (если на коллоквиум выносится отдельный труд);

- уяснить логику изложения;

- уметь выделить узловые идеи и положения;

- уметь обобщить материал с помощью схем, таблиц, вопросов и сделать записи прочитанного (сделать выписки, составить план, тезисы, аннотацию, резюме, конспект);

- видеть связь изучаемой теории с практикой;

- иметь собственное мнение о прочитанном.


Коллоквиум №1
по теме «Теория потребительского выбора»

Проведение в I семестре коллоквиума на основе двух глав из монографии Л.И. Ростовцевой «Поведение потребителей и потребительская культура» имеет целью:

1) показать различные методологические подходы к исследованию проблемы потребления и поведения потребителей разных научных школ: не только классической и неоклассической политической экономии, но и ее предшественников – меркантилистов и физиократов, а также немецкой исторической школы, институционализма, русской экономической школы;

2) продемонстрировать преемственность экономической мысли, начиная с древности до сегодняшнего дня;

3) подвести студентов к пониманию актуальности проблемы потребительского выбора в современных условиях, в т.ч. применительно к собственному поведению;

4) стимулировать размышления об экономических интересах субъектов рынка, о потребительстве, гламуре, гедонизме и роли в их пропаганде рекламы, моды, транснациональных корпораций.

Рекомендуемая к изучению литература

1. Ростовцева Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура. Гл. 1/ Ростовцева Л.И.. – М.: Изд-во Моск. университета, 2002. С.11–67.

2. Ростовцева Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура. Гл.4. / Ростовцева Л.И.. – М.: Изд-во Моск. университета, 2002.
С.180–240.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы характеристики благоразумного «человека потребляющего» Аристотеля?

2. Охарактеризуйте гедонистический образ «человека потребляющего».

3. Какие черты раскрывают аскетический образ «человека потребляющего»?

4. Каковы были взгляды меркантилистов о роскоши и «утонченном» потреблении?

5. Какие источники богатства называют меркантилисты А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей?

6. Какие аспекты проблемы потребления анализировали физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго?

7. Как анализировала потребление классическая политическая экономия в лице А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя?

8. В чем состоят отличия в исследовании потребления и поведения потребителей старой и молодой исторической школы в политической экономии Германии?

9. Что Вам известно об историко-статистическом направлении в разработке вопросов потребления в Германии и России?

10. Охарактеризуйте «человека потребляющего» В. Зомбарта.

11. По каким направлениям С.Н. Булгаков критикует зомбартовский «эстетический эпикуреизм» и «чистый» аскетизм?

12. Каковы главные характеристики «человека потребляющего» М. Вебера?

13. Что представляет собой «человек потребляющий» С.Н. Булгакова?

14. Что Вы знаете о двух этапах «маржиналистской революции» и их вкладе в появление и развитие теории потребительского выбора?

15. В чем отличия кардиналистского и ординалистского подходов к поведению потребителя?

16. В чем заключается специфика методологии А. Маршалла к исследованию потребления?

17. Чем отличается неоклассический подход от институционального подхода к потребительскому поведению?

18. В чем состоит ограниченность научной абстракции «человека экономического»?

19. Охарактеризуйте вклад Т. Веблена, Х. Лейбенстайна, Дж. К. Гэлбрейта в развитие институционального подхода к потребительскому поведению.

20. Как характеризуют человека будущего теоретики постиндустриального общества?

21. Какие национальные особенности поведения потребителей и потребительской культуры в России Вы можете назвать? Чем они обусловлены?

22. Какое влияние на нашу культуру оказал Домострой?

23. Каковы особенности воззрений русских мыслителей XVII-XVIII в. о богатстве материальном и нематериальном?

24. Что писал Ю. Крижанич о богатстве государства и путях обогащения?

25. Что Вы знаете об И.Т. Посошкове и его книге «О скудости и богатстве», адресованной Петру I?

26. Охарактеризуйте экономические и этические рассуждения В.Н. Татищева.

27. О каких проблемах, актуальных для России XVIII в., писал М.В. Ломоносов в письме И.И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа»?

28. Почему невозможно понять своеобразие поведения и культуры потребителей, не затронув вопросы обучения и воспитания?

29. Чем различаются христианская идея целостности воспитания и гуманистическая педагогическая мысль?

30. Какие традиции, нравы и обычаи российского потребителя Вы можете объяснить?

31. Почему различается понимание принципа законности западным человеком и россиянином?

32. Как объясняется неоклассиками такая особенность поведения потребителей, как бережное отношение ко времени, но расточительное – к вещам? Как проявляется эта особенность в России?

33. Как объяснял В.О. Ключевский специфику демонстративного потребления в России? Имеет ли место это явление сегодня и почему?

34. Сохранились ли, по Вашему мнению, в постсоветской России такие особенности российской потребительской культуры, как гостеприимство, неприхотливость, доверчивость, предпочтение натурального искусственному?

35. Каковы современные тенденции в потребительском поведении молодежи?

 

Коллоквиум №2
по теме «Роль государства в рыночной экономике»

Проведение во II семестре коллоквиума по законодательству о защите прав потребителей осуществляется с целью:

1) иллюстрации «нового» институционализма в экономической теории, лучшего усвоения студентами знаний по таким вопросам, как функции государства, система институтов, трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, благодаря конкретным примерам из практики;

2) реализации права потребителя на просвещение;

3) воспитания этичных взаимоотношений между субъектами рынка: потребителями и будущими предпринимателями, получающими ныне образование в Российском государственном торгово-экономическом университете;

4) развития навыка поиска информации;

5) приобщения студентов к научно-исследовательскому направлению кафедры.

Рекомендуемая к изучению литература

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 2 февраля 1992 г. (в последней редакции).

2. Экономическая теория / Под ред.Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. Гл.6.–Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. С.105-118.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины, вызывающие необходимость защиты прав потребителей?

2. Что представляет собой консъюмеризм, чем обусловлено его появление?

3. Когда и где возникло движение потребителей в защиту своих прав?

4. Какова специфика России в области защиты прав потребителей по сравнению с другими странами?

5. Какими документами представлено законодательство РФ о защите прав потребителей?

6. Какие права гарантирует российским потребителям Закон «О защите прав потребителей»?

7. На какую группу потребителей распространяется действие данного закона?

8. Что означает понятие «надлежащее качество» товара, работы, услуги?

9. Какую информацию потребитель вправе потребовать у продавца?

10. Какую ответственность несет продавец за нарушение прав потребителей?

11. Какими правами обладает потребитель, обнаруживший недостатки в проданном ему товаре, оказанной услуге, выполненной работе?

12. Какие органы государственного управления осуществляют контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) и каковы их функции?

13. Какие функции выполняют органы по защите прав потребителей при местной администрации?

14. Какие общественные организации потребителей в России Вы знаете и каковы их функции?

15. Какой орган является главным, контролирующим соблюдение законодательства о защите прав потребителей в России?

16. Приходилось ли Вам защищать свои потребительские права?

17. Какие источники информации существуют для потребителей в России?

18. На основе информации из СМИ подготовить в письменном виде конкретную ситуацию о нарушении прав потребителя с анализом в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

 

Курсовая работа

Курсовая работа по экономической теории предполагает самостоятельное углубленное изучение одной из актуальных проблем. Ее целью является закрепление, углубление и совершенствование знаний и профессиональных умений, формирование навыков самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, сбора и анализа эмпирических и статистических данных, работы со специальной литературой и нормативно-правовыми актами. В курсовой работе студенту необходимо раскрыть проблему с теоретической и практической точек зрения, рассмотреть различные подходы к ее решению и изложить собственное мнение.

Курсовая работа – форма научного исследования, предшествующая написанию дипломных и диссертационных работ. Поэтому необходимо освоение студентами языка науки, в первую очередь таких понятий, как актуальность исследования, его цель, задачи, проблема, гипотеза, объект, предмет, методология, метод, методика, научная новизна, практическая значимость. Эти понятия необходимо знать при подготовке введения.

Актуальность темы исследования – степень ее важности в данное время и в данной ситуации для решения проблемы. Характеристика актуальности не должна быть многословной: достаточно полстраницы машинописного текста, чтобы обосновать недостаточную теоретическую изученность данной темы или показать возможность решения определенной практической проблемы с помощью предпринимаемого исследования, либо указать и то, и другое.

Цель – это то, что требуется получить в результате проведения исследования на данную тему, некий образ будущего.

Задачи исследования – те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для реализации поставленной цели, решения проблемы или проверки гипотезы.

Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Она возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не сформировалось окончательно. Поэтому научная проблема – это противоречие между знаниями (например, о потребностях людей в каких-то практических действиях) и незнанием (путей и средств их реализации).

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое и не подтверждено, и не опровергнуто; это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска, организует весь процесс исследования. Проверить гипотезу – значит проверить следствия, логически из нее вытекающие. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Объект исследования – это реальность, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет – сторона объекта, подлежащая изучению. Именно предмет определяет тему исследования. Объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное.

Метод (греч. methodos – путь к чему-либо, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, путь к постижению предмета изучения. При подготовке курсовой работы могут быть использованы, например, общенаучные методы (абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация и др.) и частно-научные (экономический эксперимент, экономико-математическое моделирование, наблюдение, исторический метод, статистический анализ и др.).

Методика – понятие, которым обозначают совокупность конкретных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Понятие «методика» используют применительно к многообразию частно-научных методов на уровне единичного.

Методология может пониматься двояко: как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности и как учение об этой системе, учение о методах. Студент должен понимать, методологии какого научного подхода (к примеру, институционального, неокейнсианского, неоклассического, марксистского и т.д.) соответствует совокупность применяемых им методов.

Научная новизна в курсовой работе может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае выполненная работа может содержать осуществленный анализ статистических данных, моделирование известных в науке результатов, собственную точку зрения или оценку известных решений и т.д. (в отличие от диссертации, где требование получения нового знания для общества является обязательным).

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности решения на их основе иной практической задачи, проведения дальнейших научных исследований, использования в какой-либо сфере деятельности.

Несколько методических советов

Курсовая работа отличается от контрольной работы, поэтому при ее выполнении важно помнить следующее:

- тему курсовой работы необходимо раскрывать на основе изученных первоисточников и дополнительной литературы, не ограничиваясь пересказом учебников;

- в курсовой работе должны быть видны элементы научного творчества студента, теоретические положения освещены в связи с практикой;

- изложение текста должно быть самостоятельным, не допускается дословное заимствование отрывков, цитат из работ других авторов без сносок и ссылок.

В чем же заключаются элементы научного творчества?

Во-первых, в поиске литературы. Важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и разобраться в степени изученности проблемы, выявить дискуссионные проблемы и выразить собственное отношение к ним, привести аргументы. Это требует известной самостоятельности мышления, творческого отношения к изучению литературы.

Во-вторых, творческая самостоятельность студентов проявляется в характере использования первоисточников, составляющих основу курсовой работы. Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, рассуждая о привлекательных сторонах научной деятельности, сказал, что «мы все карабкаемся на небеса на плечах своих предшественников». Важно понимать и правильно использовать заимствованные положения и выводы из основополагающих работ применительно к сегодняшнему дню. Например, в Западной Европе сегодня наблюдается всплеск интереса к «Капиталу» К. Маркса, вызванный современным кризисом. Это подтверждает вывод о том, что положительные моменты, заслуживающие внимания, есть в любой теории, принадлежащей к той или иной школе, направлению экономической мысли. Не существует одной теории, претендующей на абсолютную истину. Поэтому нужно использовать достижения экономической мысли разных эпох и направлений, но непротиворечиво.

В-третьих, элементом научного творчества в курсовой работе может быть продемонстрированное студентом умение научно анализировать цифры и факты, самостоятельно составлять таблицы и диаграммы, сопоставлять данные из различных источников, выявлять и объяснять тенденции в развитии экономических процессов и явлений.

В-четвертых, перевод работ зарубежных экономистов и реферативное изложение их содержания, а также обращение к литературному наследию великих земляков, особенно связанных с научными направлениями кафедры («Поведение потребителей и потребительская культура», «История экономических учений», «Этика Л.Н. Толстого») являются также свидетельством творческого отношения к выполнению курсовой работы.

Сегодня у студентов есть возможность через Интернет обратиться к библиографическим данным крупнейших библиотек мира или приобрести нужную литературу. Приведем некоторые адреса сайтов.

http://lcweb.loc.gov/ – Библиотека Конгресса США

http://www.uni-kiel.de – Центральная социально-экономическая библиотека ФРГ

http://portico.bl.uk – Библиотека Великобритании

http://www.nber.org – Национальное бюро экономических исследований США (материалы об экономических циклах с 1834 г. по настоящее время, динамика ВВП, потребительских расходов, инвестиций, безработицы, индексы цен)

http://www.worldbank.org – Всемирный банк (данные о макроэкономических показателях стран мира – ВВП и ВНД, промышленном производстве, торговле, распределении доходов)

http://www.imf.org – Международный валютный фонд (ежегодные отчеты, СНС и ее исполнение в странах мира, обзор экономического развития по странам, международные рынки капитала, международная торговля, паритет покупательной способности, коррупция)

http://www.rsl.ru – Российская Государственная библиотека

http://www.inion.ru – Библиотека ИНИОН РАН

http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

http://www.minfin.ru – Министерство финансов РФ (данные о федеральном, региональном, консолидированном бюджетах, внутреннем и внешнем долге, платежном балансе России)

http://www.cbr.ru – Центральный Банк РФ

http://www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба

http://www.maprf.ru – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (до 2004 г.)

http://www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ (с 2004 г.)

http://www.prompolit/ruantitrust – информационные материалы по проблемам теории, практики и этики антимонопольного регулирования

http://www.libertarium.ru – тексты работ российских ученых в различных областях экономической теории

http://www.cera.newschool.edu/het – сайт по истории экономической мысли

http://www.rbc.ru –Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК)

http://www.hse.ru – Государственный университет – Высшая школа экономики (статьи, результаты исследований российских ученых)

http://www.amazon.com – списки книг в западных электронных магазинах

 

Требования к содержанию и оформлению [1]

1. Курсовая работа должна иметь четкую структуру, при ее оформлении необходимо учитывать требования к правилам цитирования источников, допустимым сокращениям, иллюстрациям, приложениям, библиографическим данным.

2. Курсовая работа обязательно должна иметь:

· обложку,

· титульный лист (см. Образец),

· оглавление,

· введение,

· основную часть работы (главы, разделы, подразделы) со ссылками на использованный источник,

· заключение,

· список литературы,

· приложения.

В оглавлении указывается структура работы, включающая: введение; основную часть, состоящую из глав, разделов (подразделов глав); заключение; список литературы; приложения.

Во введении должно содержаться:

- обоснование актуальности темы работы; цель и задачи исследования;

- описание методологической базы и методов исследования;

- определение объекта и предмета исследования; характеристика структуры работы.

В основной части работы автор раскрывает главные аспекты темы, излагает факты и подходы к решению поставленных задач, приводит результаты анализа и дает оценку реальному состоянию рассматриваемых проблем, предлагает возможные пути их решения.

В заключении автор работы делает выводы по результатам теоретического и/или экспериментального исследования.

Список литературы, используемой для написания курсовой работы, должен быть представлен в алфавитном или хронологическом порядке, отличаться систематичностью и включать в себя нормативные документы, научные труды, статьи в журналах и другие источники с указанием фамилии, инициалов авторов, издательства, года издания, а также адреса Интернет-ресурсов.

Приложение может включать:

презентации, скрин-шоты, таблицы и рисунки (чертежи, диаграммы, фотографии) и образцы документов.

3. Курсовая работа должна быть выполнена любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Каждая страница содержит поля (левое - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм).

Размер шрифта основного текста – 14, размер шрифта сносок, таблиц, приложений – 12. Междустрочный интервал – 1,5.

Объем курсовой работы определяется темой и содержанием и должен составлять не менее 30 и не более 40 страниц машинописного текста.

Нумерация страниц начинается со страницы 3, (номер страницы ставится сверху в центре страницы). Титульный лист (1-я страница) и оглавление (2-я страница) не нумеруются. Вставки на полях и между строк не допускаются.

При включении цитат в курсовую работу обязательно делается ссылка на источник. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках в конце предложения, указывая арабскими цифрами номер источника и страницы (например: [2. с.105]). Все сноски и подстрочные замечания должны быть на той странице, к которой они относятся. Сноскам должна быть дана сквозная нумерация. Сокращения в тексте не допускаются.

По всей рукописи должна быть выдержана единообразная система выделений в тексте, которыми не следует особенно увлекаться, во избежание пестроты зрительного восприятия и затруднения чтения.

В графах таблиц одинаковые цифры, символы, формулы и обозначения необходимо повторять, а не заменять кавычками. Табличные данные должны быть выражены в соответствующих единицах измерения.

Пропуски в графах (за отсутствием данных) следует заполнять знаком «тире» или словами «нет данных».

На все пронумерованные иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Защита курсовой работы

1. Завершающим этапом курсовой работы является ее обязательная защита. К защите курсовой работы допускаются студенты, своевременно представившие руководителю выполненную в соответствии с установленными требованиями курсовую работу, которая имеет положительную рецензию руководителя.

Студенты, представившие курсовую работу по истечении установленных сроков, допускаются к защите с разрешения декана факультета (зам. директора филиала по учебной работе) и согласия заведующего кафедрой после письменного объяснения причин.

2. Курсовая работа, признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается студенту для доработки. Студент должен устранить указанные замечания в курсовой работе и представить ее руководителю не позднее пяти дней до срока защиты.

3. Если студент не смог представить курсовую работу к защите в установленный срок по уважительной причине (болезнь и т.п.), то деканом факультета (зам. директора филиала по учебной работе) по согласованию с заведующим соответствующей кафедрой решается вопрос о продлении срока представления и защиты курсовой работы.

4. Работа, являющаяся плагиатом, к защите не допускается. В этом случае студент обязан доработать ее или выбрать по согласованию с руководителем новую тему и самостоятельно ее выполнить.

5. Студенты защищают курсовую работу перед комиссией согласно графику защиты, который разрабатывается соответствующей кафедрой (структурным подразделением филиала).

6. В комиссию входит не менее 2-х преподавателей соответствующей кафедры (структурного подразделения филиала), включая руководителя.

7. Студент на защите должен быть готов:

-к изложению основного содержания работы, результатов исследования;

-собеседованию по отдельным ключевым моментам работы;

-ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

8. При получении неудовлетворительной оценки студент обязан подготовиться и повторно защитить курсовую работу.

9. Защита курсовой работы, в том числе повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии.

10. Студент, не защитивший в установленный срок курсовую работу, к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине не допускается.

11. Студент, не представивший в установленный срок работу, получивший неудовлетворительную оценку на защите или не явившийся на защиту по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

12. Для ликвидации академической задолженности студент обязан в установленные сроки представить курсовую работу руководителю и защитить ее перед комиссией.

13. По результатам защиты курсовой работы в зачетную ведомость (для защиты курсовой работы) выставляется оценка, которая заносится в зачетную книжку за подписью руководителя и учебную карточку студента. В учебную карточку студента также вкладывается рецензия на курсовую работу.

Критерии оценки курсовой работы:

"отлично" выставляется студенту, показавшему глубокие знания, которые умело применяются при самостоятельном исследовании избранной темы, умение обобщать практический материал и делать на основе анализа выводы. Курсовая работа с оценкой "отлично" может быть рекомендована на конкурс студенческих работ, использована в качестве доклада на научной студенческой конференции.

"хорошо" выставляется студенту, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему творчество в исследовании.

"удовлетворительно" выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему в полной мере самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности в содержании работы;

"неудовлетворительно" выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...