Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность «технологическая карта урока»




Введение

 

Данная тема является безусловно актуальной, так как в настоящее время для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально-педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно-деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС НОО.

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно-деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:

– грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;

– проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;

– организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;

– анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему.

На сегодняшний день выработаны и сосуществуют различные их варианты. Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты не существует. Какой из предлагаемых вариантов сделать рабочим инструментом – решает сам учитель.

Объект исследования – современный урок русского языка.

Предмет исследования – планирование урока русского языка с помощью технологической карты.

Цель исследования – исследовать технологическую карту как современную форму планирования урока русского языка.

Исходя из цели данной работы нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность «технологическая карта урока»;

- исследовать проектирование урока русского языка в процессе разработки его технологической карты;

- провести анализ технологических карт по планированию урока русского языка.

В работе были использованы труды таких ученых как: О.С. Арямова, С.А. Климова, Л.Д. Мали, Н.И. Наумова; под ред. Н.И. Наумовой, А.К. Дусавицкий, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина и многие другие.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы по работе могут быть использованы как студентами, а также учителями, которые готовятся к освоению ФГОС НОО или уже приступили к его реализации, а также помогут овладеть таким важным инструментом проектирования педагогической деятельности, каким является технологическая карта урока.

Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы технологической карты как современной формы планирования урока русского языка

Понятие и сущность «технологическая карта урока»

 

Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. В них технологическая карта характеризуется как форма документации, в которой описан весь процесс обработки изделий, указаны операции, их составные части, материалы, производственное оборудование и т.п.

Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата. В отличие от плана или конспекта урока, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся [10, C.54].

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

В учебном процессе работа с технологической картой способствует освоению ведущих понятий системно-деятельностного подхода, ФГОС НОО, а также овладению практикой проектирования уроков, отвечающих современным требованиям к обучению.

В структуре технологической карты выделяют следующие структурные блоки:

– блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели(ей), планируемых результатов;

– инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на задачи урока, тип урока, его этапы, УМК, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование, дидактическое сопровождение и др.;

– организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице 1) [2, C.14].

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Существуют различные формы представления данной структуры.

Данный вариант технологической карты содержит следующие компоненты:

− заголовок с указанием темы урока и УМК, по которому проектируется этот урок;

− общую характеристику урока (своего рода его паспорт): указание целей урока, его типа, основных технологий и методов, ключевых понятий и терминов, которые усваиваются на данном уроке;

− планируемые результаты (достижения): предметные, личностные и метапредметные. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.

− определение пространства урока: указание форм работы учащихся на данном уроке и используемых средств обучения (УМК, медиасредства, средства наглядности и др.);

− характеристику технологии обучения на каждом этапе урока: указание этапа урока; предполагаемых результатов, способов представления важной, визуально воспринимаемой информации (на доске, на слайдах и т.п.), подробную характеристику деятельности учителя и учащихся [7, C.12].

Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...