Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совокупность всех видов преобразоват деятельности Ч и О, а также результатов этой деятельности, воплот в МАТ и ДУХ ценностях.

ЛЕКЦИЯ №1. Константы истории культуры.

1. Структура, ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА

 

2. Культура как явление, структура, функции, задачи

 

3. Типология культур, проблема законов развития духовной культуры.

 

 

1. История культуры – + политика, экономика. Плюс исторический источник (результаты эволюции культуры: архит, лит, живопись)

Культурология

Искусствоведение

Цель курса:

выявление и осознание предпосылок возникновения и закономерностей поэтапного развития культуры человечества;

Задачи:

· изучение событий, достижений, динамики конкретных исторических типов культур в рамках принятой научной мыслью исторической хронологии;

· как к-ры РЕГИОНОВ взаимодействуют

· как сливаются в к-ру одной эпохи.

Предметом нашего курса выступают:

∙история культуры регионов, начиная с заката АНТИЧНОСТИ и заканчивая ХХІ в.;

∙конкретно-историческое проявление культуры в различные эпохи как единство и многообразие социокультурного процесса;

∙культура как сфера социальной жизни и проявления духовности различных народов;

∙культура как общественно-историческая практика в широком смысле слова.

 

 

Хронологические рамки. (СВ ----Новое время). Основные тенденции.

Региональные рамки

Методы:

· диахронический

· Синхронистический

· Сравнительный

· Биографический (Сент-Бев)

 

 

Эволюция понятия культура.

Античность.

Катон. Де агри культура

Цицерон. (106-43) Тускуланские беседы.

COLERE. Обработка, уход. Выпалывание. Пороки. Философия+коасноречие.

CULTUS X VULGUS

Патрициат Плебс

Утонч цирк-бои

 

 

Христианское понимание.

Критика Цицерона –(язычника)

Почитание (поклонение божеству).

CUITUS + (COLERE).

Культура, культ (Бердяев: «культура родилась из культа. Вокруг храма зачалась она»)

Единство не случайно: происхождение античных богов стихийно (натурфилософия) _____------------

------Культивация земли у греков связано с мистериями богини Геры

У хр-н Б-г – сакрален, за пределами дольнего (земного). Потусторонний Бог, даже если это Иисус.

 

 

СВ – синоним личного совершенства. Раннее – культ, Служанка богословия. А вот ВОЗРОЖДЕНИЕ – смещение в сторону именно КУЛЬТуРЫ. Усилия индивида.

Новое Время – анализ общественного развития. Ф просветители – разумность политич системы, зрелость религии, науки, иск-ва. Гердер, Пуффендорф.

До них – только в словосочетаниях. (Юрид. К., Литерат. К., К. языка) Т.Е. совершенствование чего-то (письменности, юрид. техники: (культура лингва, культура юрис, культура литература и пр).

ОНИ – о культуре вообще. Цель и идеал – счастье. + Разум. Руссо – К- ср-во порабощения и развращения (противопол – чистые нравы первобытного дикаря).

 

ТО: европоцентристская модель – КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ и деятельное преобразование МИРА.

 

XIX в. – уровень просвещенности, совок обычаев, обрядов, традиций. Э. Тайлор «Первобытная к-ра) – теория происхождения религии, как важнейшая составляющая культуры. К-ра – совершенствование Ч рода путем высшей организации Ч-об-ва и отдельной личности с целью содействия нравственности, силе и счастью каждого человека – ТЕ накопление знаний и способность подчинять себе природу. Что брать за критерий? Что счастье?

Ф.Ницше. 2 важнейшие основы К – НАУКА, ИСКУССТВО. Они ф-ся из св-в людей - ИНТЕЛЛЕКТА И ФАНТАЗИИ. Аполлон и Дионис. К – способ реагировать на мир, 2 способа реаг-я: эмоц-чувств и интеллектуально – рассудочный. Лучшее – оптим баланс (идеально – Д Греция). В современном мире индивидуальность подавлена общественной К, ЗАПРЕТАМИ. Фрейд – подобно. Неврозы – причина. Противоречия между культурой и природного человеч начала.? дискуссионный.

20 век. Лесли Уайт. – антропологическая школа. Обычаи, привычки, традиции. Несколько сотен определений. А.Швейцер: К – мат и дух прогресс, и его смысл в смягчении борьбы за сущ-е. П.Флоренский – гармонизация личности по образу и подобию Божию. Хейзинга – внутренний индивидуальный дух мир личности. Вебер, Шпенглер, Бердяев, Тоффлер.

 

250 определений. (Клакхон, Кребер)

1. Описательные (антропол). Тейлор. Сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Книги, картины, храмы

2. Нормативные – правила и нормы в социуме

3. Психологические – приспособление к природе и экономике

4. Идеологические - поток идей, переходящий от Ч. К Ч (слова, подражание)

5. На базе теорий обучения. Научился, а не родился с этим.

6. Символические. К – организация различных феноменов. (мат, идей, чувств)

7. Исторические. Роль традиций по наследству. Бабушкин сундучок.

 

Вроде бы все охвачено? Но что-то ускользает… Очень сложно. «Не поймать волейбольной сеткой»… Майя, ацтеки, Древний Новгород, и развитый Запад…

Общее:

Совокупность всех видов преобразоват деятельности Ч и О, а также результатов этой деятельности, воплот в МАТ и ДУХ ценностях.

Объект возделывания

· Человек

(духовная к-ра: иск, фил, музыка, религия, мораль)

· Время

· Пространство

· мир (мат сфера). Запахи гари, яблочный пирог

Социальный характер КУЛЬТУРЫ. Нельзя сказать: Некультурный ЧЕЛ. (Дверь держу) Плохо воспитанный – да. Он всегда культурен, так как Социальное существо. Но культуре УЧАТСЯ. (ДВЕРЬЮ В ЛОБ). Может быть, культура – репрессивный аппарат, Лубянка? Есть предел чел возможностей и восприятия.

замок временем срыт и укутан укрыт

в нежный плед из зеленых побегов

но развяжет язык молчаливый гранит –

и холодное пРошлое заговорит

о походах боях и победах…

 

ты к знакомым мелодиям ухо готовь

и гляди понимающим оком.

Потому что любовь – это вечно любовь

Даже в будущем вашем далеком

культура

           
 
Образование
 
   
 
 
Литература
 
   
 
   
СМИ (инф поля)


Типы картин мира:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...