Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы договора возмездного оказания услуг




Сторонами договора являются исполнитель и заказчик. Ими могут быть юридические и физические лица, при необходимости, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенного вида деятельности. Так, для осуществления деятельности по оказанию юридических услуг требуется получение лицензии в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. № 1363. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.12.2005 г. № 67 утверждена Инструкция о порядке выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг.

Предполагается, что исполнитель обязан оказать услуги лично, поскольку во многих случаях заказчик заинтересован не просто в выполнении услуги, а в выполнении услуги именно определенным лицом. В данном случае персонификация услуг предоставляет определенные гарантии качества, на которое вправе рассчитывать заказчик.

Предметом договора являются услуги. В соответствии с п. 2 ст. 733 ГК к услугам, охватываемым институтом возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК), относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, риэлтерские услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл.гл. 37, 38, 40, 41, 44 – 47, 49, 51 ГК.

В юридической литературе дискуссионным остается вопрос об идентификации услуг, охватываемых институтом возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). Одним из основных критериев идентификации выбран признак присутствия (или отсутствия) материального элемента. Так, М.В. Кротов полагает, что предметом договора возмездного оказания услуг являются нематериальные услуги. Исходя из этого он утверждает, что, например «консультация аудиторской фирмы, предоставляемая в устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же аудиторской фирмы должно регулироваться нормами о договоре подряда, поскольку наличие вещного результата – письменного заключения определяет предмет обязательства как выполнение работы по написанию письменного заключения».[194] Д. Степанов указывает на то, что «исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат. Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в ГК…правильнее говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях – наблюдать, но не получать как вещь.»[195] Более оправданным может считаться подход, допускающий, что предметом договора возмездного оказания услуг могут быть и нематериальные, и материальные услуги.[196]

Цена в договоре возмездного оказания услуг определяется соглашением сторон, с учетом требований законодательства о ценообразовании и действующих отраслевых тарифов. Например, в соответствии с п. 5 Инструкции о порядке взаимодействия коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, и организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 г. № 40/30 – стоимость услуг по технической инвентаризации и государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, выполняемых организацией по государственной регистрации по договору, определяется: для потребителей услуг – физических лиц – по тарифам прейскуранта для физических лиц, утвержденного в установленном порядке; для потребителей услуг – юридических лиц – по тарифам прейскуранта для юридических лиц, утвержденного в установленном порядке.

Порядок осуществления расчетов за оказанные услуги определяется договором. Согласно п. 2 ст. 735 ГК в случае невозможности исполнения, возникшей не по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательством или договором возмездного оказания услуг.

Срок исполнения договора определяется сторонами с учетом характера и объема услуг. Услуги могут оказываться разово и в течение короткого периода времени, а также в течение неопределенного периода времени, когда потребность в оказываемых услугах носит постоянный характер.

Содержание договора. Основными обязанностями исполнителя и заказчика является соответственно оказание услуг и их оплата. В зависимости от вида и характера услуг их исполнение предполагает совершение определенных действий. Конкретный характер и объем прав и обязанностей сторон по договору возмездного оказания услуг определяется с учетом действующего в данной отрасли законодательства. Так, содержание и характер аудиторских услуг определяется исходя из норм Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и правил аудиторской деятельности, содержание и характер медицинских услуг на основе Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» и Положения о порядке оказания платных медицинских услуг и т. д.

Статья 736 ГК допускает отказ исполнителя от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг. Такой отказ возможен лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Заказчик имеет право отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

 

 

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ

 

Транспортная отрасль занимает одно из важнейших мест среди иных отраслей экономики. Появление транспорта стало возможным благодаря достижениям научно-технического прогресса в технической сфере и благодаря сложным инженерным решениям. Более всего транспортная отрасль развивалась за счет железнодорожного транспорта, который со временем взял на себя основную долю перевозок грузов и пассажиров. Новый вид экономической деятельности нуждался в адекватном правовом регулировании. Отечественное законодательство к. XIX в. признавало перевозку видом подряда (т. Х, ч. 1, ст. 1738, п. 3 Свода законов гражданских).[197] Устав Торговый включал в себя морское право (559 статей), а отношения на железной дороге регулировались Общим Уставом Российских Железных Дорог (т. ХII, ч. 1).[198]

В период новейшего времени нормы о перевозке появились в гражданских кодексах республик Союза ССР лишь в 1963 – 1965 гг. До этого общих правил о перевозке в законодательстве не было. Каждый отдельный вид перевозок регулировался особыми правилами.[199]

В науке гражданского права комплексные теоретико-правовые исследования правоотношений по перевозке стали проводиться лишь в 50-е, 60-е годы ХХ века, и связаны в первую очередь с интенсивным развитием транспортной отрасли. В историческом ракурсе из всех традиционных гражданско-правовых институтов институт перевозки формировался и позиционировался в гражданском праве одним из последних. Первые и немногочисленные работы, посвященные перевозкам, носили узконаправленный характер и в основном касались морских перевозок. Г.Ф. Шершеневичем в Учебник торгового права (1914 г.) был включен отдел V. «Морское право», состоящий из 8-ми параграфов. Среди иных работ работы: А.Л. Боровиковского («Законы гражданские»,1909 г.), И.Н. Тютрюмова («Законы гражданские», 1911 г.), К.П. Змирлова («Общий устав Российских железных дорог», 1911 г.), касались отдельных проблем водного транспорта, но лишь случайно и вскользь, при рассмотрении смежных отраслей. В частности, когда они излагали некоторые проблемы железнодорожных перевозок (ответственность за дефекты перевозок, рекламации, давность и т.д.) или же судебную практику. Но и эти авторы не затрагивали вопросов воздушных или автомобильных перевозок.[200]

Источники правового регулирования. Источники правового регулирования отношений по перевозке грузов, пассажиров и багажа могут быть распределены по нескольким группам:

1. Гражданский кодекс и иные кодифицированные законы: транспортные уставы и кодексы. Общие нормы о перевозке содержатся в гл. 40 ГК. Перевозка на отдельных видах транспорта регулируется: Уставом железнодорожного транспорта общего пользования; Кодексом торгового мореплавания; Воздушным кодексом; Кодексом внутреннего водного транспорта.

2. Некодифицированные законы: Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности»; Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»; Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте»; Закон Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов».

3. Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта. Такие Правила существуют на каждом виде транспорта. В частности: Авиационные правила воздушных перевозок государственной авиацией Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 14.09.2004 г. № 49; Авиационные правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 г. № 70; Правила перевозки грузов внутренним водным транспортом, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2005 г. № 3; Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970; Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 972; Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2009 г. № 12 и др.

Формированию единообразной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортно-экспедиционной деятельности, а также целям единообразного применения законодательства, регулирующего данные отношения, служит постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 г. № 13 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов».

4. Договор перевозки.

Виды перевозок

Перевозки различаются по видам транспорта и бывают: железнодорожные; внутренние водные (речные); морские; воздушные; автомобильные.

Понятием транспортной деятельности, содержащимся в ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» охватывается и деятельность трубопроводного транспорта, входящего в транспортную систему Республики Беларусь. Кроме того, указанные в ст. 3 данного Закона признаки транспортной деятельности – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов – в полной мере присущи именно трубопроводному транспорту, как наиболее технологичному виду транспорта.[201] Договору перевозки груза и договору, опосредующему доставку нефти (нефтепродуктов) трубопроводным транспортом, присуще сугубо формальное сходство на основе общеупотребляемого термина «транспорт». Однако различие здесь следует проводить не по формальному признаку, а по различиям в юридической конструкции этих договоров. В договоре перевозки груза предмет договора – услуги по перемещению груза в определенный пункт назначения. Это может быть не только транспортировка груза, но и совершение действий, направленных на выполнение этой задачи: погрузка и выгрузка, хранение и т. п. При этом груз отделим от средств перевозки. В отличие от договора перевозки, в договоре, опосредующем доставку нефти (нефтепродуктов) трубопроводным транспортом, перемещение груза осуществляется в рамках единого технологического процесса, основанного на естественных физико-химических свойствах углеводородов, и все технологические операции осуществляются в единой и статичной системе трубопроводов. В обязательствах по доставке нефти (нефтепродуктов) трубопроводным транспортом особое значение имеют технологические операции по учету и контролю за качеством и количеством груза, перемещение которого без выполнения этих операций невозможно.[202]

Предмет перевозки – перевозка грузов, пассажиров и багажа.

Дифференциация перевозок может быть продолжена и по другим критериям, которые традиционно используются в юридической литературе. Перевозки могут быть внутриреспубликанские, которые выполняются в пределах Республики Беларусь и на отдельных видах транспорта имеют дальнейшую классификацию, как например, при автомобильных перевозках (ст. 4 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках») и международные, выполняемые за пределами Республики Беларусь. Может быть смешанная перевозка – перевозка грузов, пассажиров и багажа, по меньшей мере, двумя видами транспорта (п. 1 ст. 742 ГК), в том числе прямая смешанная перевозка, осуществляемая по единому транспортному документу (п. 3 ст. 742 ГК).

Транспортные уставы и кодексы содержат дополнительную классификацию перевозок, учитывающую их особенности в зависимости от вида транспорта.

Особенности обязательств по перевозкам:

1. Правоотношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа при всем том, что реализуются в частноправовой сфере, подвержены сильному влиянию со стороны публично-правовых начал. В частности, это проявляется в наличии норм, направленных на регулирование отношений по перевозке транспортом общего пользования, установлении детального порядка организации перевозок пассажиров, а также опасных грузов и т. д.

2. Отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа на отдельных видах транспорта (воздушный, железнодорожный) в части определения отдельных условий перевозки, например о цене услуг перевозчика, подвержены регулирующему воздействию законодательства о перевозках. Так, в соответствии с п. 7 Устава железнодорожного транспорта общего пользования тарифы на перевозки пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом общего пользования устанавливаются в соответствии с законодательными актами.

3. В отдельных правоотношениях по перевозке, что более всего может быть свойственно воздушным и морским перевозкам теснится принцип равенства субъектов гражданского права (ст. 2 ГК), что проявляется в наличии жестких норм императивного характера, касающихся вопросов обеспечения безопасной перевозки пассажиров и груза.

4. Правоотношения по перевозке отчасти индивидуализируются наличием в транспортных уставах и кодексах положений, касающиеся ответственности по обязательствам по перевозке. Помимо этого достигается индивидуализация отдельных обязательств по перевозке за счет наличия в транспортных уставах и кодексах особенностей ответственности характерных для перевозки отдельными видами транспорта. Например, такие особенности, касающиеся оснований освобождения перевозчика от ответственности, содержатся в Кодексе торгового мореплавания (КТМ). В частности, в соответствии с правилами ст. 132 КТМ перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого к перевозке груза, а также просрочку его доставки, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или просрочка его доставки произошли вследствие: действия непреодолимой силы; опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; спасания людей или разумных мер по спасанию имущества на море; пожара, возникшего не по вине перевозчика и т.д.

5. Положения транспортных уставов и кодексов не есть лишь положения направленные исключительно на регулирование отношений по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Опосредованное воздействие на сферу обязательств по перевозкам оказывают те нормы транспортных уставов и кодексов, которые регулируют производственную деятельность различных видов транспорта.[203]

Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 739 ГК).

Договор реальный, двусторонний и возмездный. Договор фрахтования (чартер), (ст. 741 ГК), при морских перевозках является консенсуальным.

Договор перевозки транспортом общего пользования, в силу прямого указания (п. 3 ст. 743 ГК) является публичным договором. Нормы, подчеркивающие публичность договора перевозки транспортом общего пользования содержатся в транспортных уставах и кодексах и некодифицированных законах. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» предприятия и организации железнодорожного транспорта общего пользования не вправе отказать в перевозке пассажиру, отправителю грузов или багажа, правильно оформившим проездные и перевозочные документы, кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Уставом железнодорожного транспорта общего пользования. Согласно абз. 3 п. 18 Устава железнодорожного транспорта общего пользования Белорусская железная дорога, ее предприятия не имеют права отказать в приеме заявки на перевозку грузов при наличии возможностей для их транспортирования.

Стороны в договоре перевозки груза – перевозчик и отправитель (грузоотправитель). Грузоотправителями могут быть любые юридические и физические лица. Перевозчиками могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по перевозке. В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 лицензированию подлежит деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).

Неоднозначно в юридической литературе трактуется вопрос о правовом положении грузополучателя. В тех редких случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице, вопросов не возникает. Наиболее распространено мнение о том, что сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель, а сам договор перевозки груза – это договор в пользу третьего лица (грузополучателя).[204]

Предмет договора перевозки груза – услуги по доставке груза в пункт назначения. Идентификация предмета договора перевозки груза имеет значение для целей классификации гражданско-правовых договоров. Договор перевозки груза – один из тех гражданско-правовых договоров, предмет которых имеет сложную многоуровневую структуру. Несомненно, что действия по перемещению груза в пространстве – то основное, что характеризует услугу в договоре перевозки груза. Однако перемещение груза часто сопровождается совершением действий необходимых для перемещения груза или предшествующим перемещению груза (погрузка и выгрузка, перевалка, хранение и др.), которые могут составлять предмет иных гражданско-правовых договоров, например хранения и возмездного оказания услуг. Поэтому в этом случае следует выделять основной классифицирующий признак, а здесь это перемещение груза в пространстве. Все остальные признаки имеют лишь уточняющее нормообразующее значение.[205]

Форма договора перевозки груза. В соответствии с п. 2 ст. 739 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом, иными актами законодательства). Требования к форме транспортной накладной при отдельных видах перевозок устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов отдельными видами транспорта.

Срок в договоре перевозки грузов. В гл. 40 ГК содержится лишь общее правило о том, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 746 ГК). Сроки доставки груза определяются по правилам о сроках и порядке доставки груза, содержащимся в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки груза. Следует различать срок действия договора, когда договор заключается при необходимости осуществления перевозок в течение длительного периода времени (ст. 752 ГК) и срок доставки груза. Срок действия длительных договоров определяется соглашением сторон.

Цена в договоре перевозки груза может состоять из нескольких компонентов:

1. Провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, а также иным законодательством.

2. Плата за выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Размер такой платы определяется соглашением перевозчика и грузовладельца.

В соответствии с п. 4 ст. 744 ГК, перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ст. 340 ГК), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Содержание договора перевозки груза. Основной обязанностью перевозчика является доставка груза. Выполнение этой обязанности означает доставку груза: а) в определенный договором пункт назначения; б) в сроки определенные договором или законодательством; в) по установленному договором маршруту, когда это специально определено договором.

Согласно п. 1 ст. 745 ГК перевозчик обязан подать грузоотправителю в срок установленный договором исправные транспортные средства, в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При этом грузоотправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Грузоотправитель обязан уплатить за перевозку груза провозную плату, а в случаях предусмотренных договором или законодательством – плату за работы и услуги, выполненные перевозчиком и не предусмотренные тарифами.

Применительно к договорам перевозки груза отдельными видами транспорта транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозки грузов устанавливаются характерные для данного вида перевозки права и обязанности сторон.

Ответственность по договору перевозки груза. В соответствии с п. 1 ст. 747 ГК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК и иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

Предполагаются недействительными любые соглашения перевозчика и грузовладельца об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности. Исключение составляют случаи, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством.

Статья 748 ГК указывает на ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором и на ответственность отправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств, установленную законодательством, а также соглашением сторон.

Непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством и иные, предусмотренные законодательством случаи освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В соответствии с п. 2 ст. 750 ГК ущерб, причиненный при перевозке груза возмещается перевозчиком: а) в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза. При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Помимо этого, перевозчик возвращает грузоотправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза (п. 4 ст. 750 ГК).

Условия ответственности участников обязательства по перевозке определяются по правилам гл. 25 ГК, а также в соответствии с правилами, содержащимися в транспортных уставах и кодексах.

Особенности договоров перевозки груза отдельными видами транспорта:

Железнодорожный транспорт. Основным источником правового регулирования является Устав железнодорожного транспорта общего пользования. Устав определяет порядок составления, заключения и выполнения договоров на железнодорожные перевозки, основные условия перевозок грузов, основные правила эксплуатации подъездных путей, а также взаимоотношения Белорусской железной дороги, ее предприятий с предприятиями и организациями других видов транспорта.

Для железнодорожной перевозки грузов характерна система заявок, порядок заполнения и представления которых, их выполнения и учета устанавливаются правилами перевозок грузов.

Оформление договорных отношений при железнодорожных перевозках груза отличается своими особенностями. В соответствии с п. 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования грузоотправитель должен предоставить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза, заполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости, квитанции о приеме груза, являющуюся договором на перевозку груза. В необходимых случаях грузоотправитель обязан предоставить документы «второй очереди»: документы для выполнения таможенных процедур, сертификат и спецификацию.

Подтверждением приема груза к перевозке является выданная железнодорожной станцией квитанция о приеме груза, в которой проставляется календарный штемпель железнодорожной станции.

Разнообразие сдаваемых к перевозке грузов, существенные различия в их характеристике и особенностях перевозки предопределяют необходимость детальной регламентации отношений, связанных с подачей и определением пригодности вагонов и контейнеров. Согласно п. 40 Устава пригодность для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяется: вагонов – грузоотправителями, если погрузка производится ими, или предприятиями Белорусской железной дороги, если погрузка производится этими предприятиями; контейнеров, специализированных вагонов – грузоотправителями. Однако в любом случае предприятия Белорусской железной дороги обязаны подавать под погрузку вагоны, контейнеры в техническом отношении исправные, годные для перевозки конкретного груза.

Значение сроков доставки груза при железнодорожных перевозках возрастает по мере увеличения протяженности пути следования. Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза к перевозке. Груз считается доставленным в срок, если на железнодорожной станции назначения он выгружен предприятием Белорусской железной дороги или если вагон, контейнер с грузом подан грузополучателю под выгрузку до истечения установленного срока доставки (п. 51 Устава).

На грузополучателя п. 55 Устава возлагается обязанность принять и вывести с железнодорожной станции груз, прибывший в его адрес.

Раздел VII Устава содержит нормы об ответственности Белорусской железной дороги, ее предприятий, грузоотправителей, грузополучателей. Так, п. 110 Устава устанавливает ответственность за неподачу предприятиями Белорусской железной дороги вагонов и контейнеров для выполнения перевозок, непредъявление груза, неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ его от предусмотренных заявкой вагонов и контейнеров. При этом размер уплачиваемого штрафа зависит от грузоподъемности вагонов и контейнеров.

Автомобильный транспорт. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» законодательство об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и иных актов законодательства.

На отношения автомобильного перевозчика и физического лица, имеющего намерение заключить (заключившего) договор автомобильной перевозки пассажира или груза либо договор фрахтования исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется законодательство о защите прав потребителей.

Особенности регулирования автомобильной перевозки опасных грузов определяются законодательством в области перевозки опасных грузов.

Автомобильные перевозки подразделяются на внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки.

К внутриреспубликанским автомобильным перевозкам относятся:

- городские автомобильные перевозки;

- пригородные автомобильные перевозки;

- междугородные внутриобластные автомобильные перевозки;

- междугородные межобластные автомобильные перевозки.

Городские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.

Пригородные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта), являющегося начальным пунктом маршрута.

Междугородные внутриобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ области Республики Беларусь.

Междугородные межобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям двух и более областей Республики Беларусь.

Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении подразделяются на автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования и иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.

Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.

Коммуникации автомобильного транспорта, требования логистики предопределяют необходимость рационального использования транспортных средств для перевозки грузов.

Заключение договора автомобильной перевозки груза осуществляется в порядке, установленном Правилами автомобильных перевозок грузов, и подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. Неправильно составленные товарно-транспортная накладная или иной транспортный документ, а также их утеря не влияют на действительность заключенного договора автомобильной перевозки груза.

В соответствии со ст. 42 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильный перевозчик обязан подать в срок, установленный договором автомобильной перевозки груза, договором фрахтования для автомобильной перевозки грузов или договором об организации автомобильных перевозок грузов, исправное транспортное средство под загрузку в состоянии, пригодном для автомобильной перевозки соответствующих грузов. При этом, грузоотправитель вправе отказаться от своевременно поданного под загрузку транспортного средства, если оно не соответствует условиям договора или непригодно для автомобильной перевозки соответствующих грузов.

Если своевременно поданное под загрузку транспортное средство не соответствует условиям договора или непригодно для выполнения автомобильной перевозки соответствующих грузов, то такое транспортное средство считается не поданным под загрузку.

Время подачи под загрузку транспортного средства исчисляется с момента прибытия транспортного средства и предъявления грузоотправителю путевого листа водителем транспортного средства.

Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются:

- путевой лист;

- товарно-транспортная накладная;

- международная товарно-транспортная накладная «CMR» (CMR-накладная), составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г.;

- заказ-поручение и иные документы, в соответствии с законодательством.

Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом.

Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами автомобильных перевозок грузов.

Выполнение автомобильной перевозки груза нетоварного характера оформляется путем внесения записи в путевой лист, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, – иными транспортными документами, определенными Правилами автомобильных перевозок грузов.

Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за исключением оформления CMR-накладной, которое осуществляетс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...