Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список рекомендуемых учебников и учебных пособий




Основная

1. Гетманова А.Д. Логика. - М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2008.

2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.: ИД «Форум», 2007.

3. Ивин А.А. Логика, М.: Знание, 2007.

4. Ивлев Ю.В. Логика. - М.: МГУ, 2008.

5. Кирилов В.И., Старченко А.А. Логика. - М.: Юристь, 2007.

6. Шибанова Е.К. Логика. – Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2008.

 

Дополнительная

1. Асмус В.Ф. Логика. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

2. Берков В.Ф. Логика. - М.: ТерраСистемс, 2006.

3. Бирюкова Н.Б. Логическая мысль во Франции XVII - начала XIX столетий. Французские предвосхищения идей математической логики. - М.: Академия, 2007.

4. Гетманова А.Д. Учебник логики. Со сборником задач. - М.: КноРус, 2006.

5. Кирилов В.И. Логика: Учебник для юридических ВУЗов. - М.: Юристъ, 2006.

6. Мареев С.М. Логика. - М.: Экзамен, 2007.

7. Тер-Акопов А.А. Логика для юристов. - М.: МГУ, 2006.

8. Челпанов Г.И. Учебник логики. - М.: Алфавит, 2007.

9. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. ‑ М.: Гардарика, 2006.

 


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет логики. Понятие о логической форме и логическом законе.

2. Понятие как форма мышления. Содержание и объём понятий. Виды понятий.

3. Закон обратного отношения содержания и объема понятия. Обобщение и ограничение понятий по объему.

4. Отношения между понятиями по объему.

5. Определение понятий. Правила явного определения.

6. Приёмы, сходные с определением понятий.

7. Деление понятий. Классификация.

8. Общая характеристика суждений. Структура простого суждения.

9. Виды простых суждений. Распределенность терминов в суждении.

10. Отношения между суждениями по истинности (Логический квадрат).

11. Сложные суждения. Основные типы логических связей.

12. Непосредственные умозаключения путем преобразования структуры суждения: обращение и превращение.

13. Непосредственные умозаключения путем преобразования структуры суждения: противопоставление предикату.

14. Основные законы формальной логики. Сфера их применения и требования к мышлению, предъявляемые этими законами.

15. Общее понятие об умозаключении.

16. Категорический силлогизм. Правила терминов и правила посылок.

17. Категорический силлогизм. Его фигуры и модусы.

18. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Восстановление энтимем.

19. Условные и условно-категорические умозаключения.

20. Разделительно-категорические умозаключения.

21. Условно-разделительные умозаключения (конструктивная и деструктивная дилеммы, их формы).

22. Общая характеристика индуктивного умозаключения. Популярная и статистическая индукция.

23. Научная индукция. Методы установления причинных связей (методы Милля).

24. Умозаключение по аналогии.

25. Логические основы теории аргументации. Убеждение и доказательство.

26. Доказательство и опровержение. Структура доказательства. Способы доказательства и опровержения.

27. Правила доказательного рассуждения.

28. Социально-психологические аспекты аргументации. Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров.

29. Уловки споров и способы их нейтрализации.

30. Теория как форма и система знания.

31. Вопросы и ответы как форма знаний. Их логическая структура и виды.

32. Гипотеза и ее роль в познании.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и значение логики.

2. Непосредственные умозаключения путем преобразования внутренней структуры суждения: противопоставление предикату.

3. Понятие о логической форме и логическом законе.

4. Понятие как форма мышления.

5. Виды понятий.

6. Способы опровержения.

7. Отношения между понятиями.

8. Умозаключение по аналогии.

9. Определение понятий. Правила явного определения.

10. Категорический силлогизм.

11. Фигуры и модусы категорического силлогизма.

12. Деление понятий. Классификация.

13. Непосредственные умозаключения путем преобразования внутренней структуры суждения: обращение, превращение.

14. Ограничение и обобщение понятий.

15. Общая характеристика индуктивного умозаключения.

16. Общая характеристика суждений.

17. Категорический силлогизм. Правила фигур, терминов, посылок.

18. Виды простых суждений.

19. Модальные суждения.

20. Методы установления причинных связей.

21. Категорические сужения, их классификация.

22. Гипотеза и ее роль в познании.

23. Спор и его разновидности.

24. Понятие доказательства, его структура.

25. Способы образования сложных суждений: импликация, эквиваленция.

26. Виды индукции.

27. Отношения между суждениями по значениям истинности.

28. Софизмы и паралогизмы.

29. Закон тождества и его применение.

30. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату.

31. Закон непротиворечия, сфера его применения и особенности.

32. Закон достаточного основания.

33. Полисиллогизмы и сориты, их разновидности.

34. Закон исключенного третьего.

35. Конструктивная дилемма и ее формы.

36. Закон достаточного основания, его использование в процессе аргументации.

37. Вопросы как формы мышления, их разновидности.

38. Деструктивная дилемма и ее формы.

39. Ответы, их типы и формы.

40. Правила доказательного рассуждения.

41. Общее понятие об умозаключении.

42. Энтимема и ее восстановление.

43. Лояльные приемы споров.

44. Приемы, сходные с определением понятий.

45. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

46. Способы образования сложных суждений: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция.

47. Условные, условно-категорические умозаключения.

48. Разделительные и разделительно – категорические умозаключения.

49. Условно-разделительные умозаключения.

50. Теория аргументации.

 

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»

 

 

1. Логики как наука.

2. История возникновения логики.

3. Этапы развития логики.

4. Языки логики.

5. Значение логики в жизнедеятельности современного человека.

6. Логическая форма и логические законы.

7. Основоположники логики.

8. Понятие как форма мышления. Виды понятий.

9. Отношения между понятиями.

10. Определение понятий. Правила явного определения.

11. Приёмы, сходные с определением понятий.

12. Деление понятий. Классификация.

13. Ограничение и обобщение понятий.

14. Общая характеристика суждений. Структура простого суждения.

15. Виды простых суждений. Классификация категорических суждений.

16. Сложные суждения.

17. Понятие об умозаключении.

18. Категорический силлогизм. Правила терминов и правила посылок.

19. Категорический силлогизм. Его фигуры и модусы.

20. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Восстановление энтимем.

21. Условные и условно-категорические умозаключения.

22. Разделительно-категорические умозаключения.

23. Условно-разделительные умозаключения (конструктивная и деструктивная дилеммы, их формы).

24. Общая характеристика индуктивного умозаключения. Виды индукции.

25. Методы установления причинных связей (научная индукция).

26. Умозаключение по аналогии.

27. Теория аргументации.

28. Понятие доказательства, его структура и виды.

29. Опровержение. Способы опровержения.

30. Правила доказательного рассуждения.

31. Гипотеза и ее роль в познании.

32. Направления современной символической логики.

33. Логика решений и математическая теория игр.

34. Релейно-контактные схемы в терминах логики высказываний.

35. Концепция смысла и значения Г. Фреге.

36. Конструктивистская и модальная логика.

37. Логическая семантика.

38. Логика предикатов


ТЕСТ для проверки остаточных знаний

Вариант 1.

1. Логическая форма мышления – это…

а) такое строение мысли, при котором высказывание правильно отражает окружающую действительность;

б) выражение мысли при помощи специальных символов;

в) способ выражения мысли, характерный только для тех, кто специально изучал логику;

г) все перечисленные варианты.

2. Какой из предложенных вариантов относится к форме чувственного познания:

а) понятие;

б) восприятие;

в) суждение;

г) умозаключение.

3. Определите какая связь существует между мышлением и языком:

а) мыслительный процесс может идти без прямого обращения к изучаемым предметам, поэтому не требует связи с языком;

б) формы мышления не могут существовать без языковой формы;

в) язык выступает материальной оболочкой мысли;

г) верны варианты Б) и В).

4. Понятие – это форма мышления, в которой…

а) даётся какая-то оценка окружающего мира;

б) устанавливается связь между предметом мысли и его признаками;

в) выделяются существенные признаки предмета или класса предметов;

г) на основе имеющегося знания выводится

новое истинное знание.

5. Объемом понятия называется…

а) предмет или совокупность предметов, которые можно обозначить данным понятием (словом);

б) совокупность существенных признаков однородных предметов, на основании которых они выделяются;

в) набор синонимов, логически связанных с данным понятием;

г) частота встречаемости понятия в языке.

6. Определите, какое понятие является результатом обобщения понятия «суббота»:

а) последняя суббота месяца;

б) неделя;

в) месяц;

г) день календаря.

7. По своему объему понятие «дерево» является…

а) общим;

б) частным;

в) единичным;

г) пустым.

8. К какому виду операции определения понятия можно отнести данный пример: «Растения – это травы, кустарники и деревья»

а) родо-видовое определение;

б) генетическое определение;

в) индуктивное определение;

г) определение через контекст.

9. Какие предложения являются суждениями:

а) односотавные предложения;

б) вопросительные предложения;

в) риторические вопросы;

г) побудительные предложения.

10. К какому виду категорических суждений относится данное высказывание «Ни один человек не совершенен»:

а) общеутвердительное (А);

б) частноутвердительное (I);

в) общеотрицательное (Е);

г) частноотрицательное (О).

11. Каким по истинности является данное суждение: «На Марсе жизни нет»

а) истинным;

б) ложным;

в) неопределенным;

г) неоспоримым.

 

12. По правилам логического квадрата два частных суждения («Некоторые грибы съедобные» и «Некоторые грибы несъедобные»)…

а) могут быть и одновременно истинными, и одновременно ложными;

б) не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными;

в) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными;

г) могут быть одновременно ложными, но не

могут быть одновременно истинными.

13. Какая из формул соответствует высказыванию «Предполагаются осадки в виде дождя или снега»:

а) a V b

б) a Λ b

в) а à b

г) a ↔ b

14. Форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, называется…

а) понятием;

б) сложным суждением;

в) представлением;

г) умозаключением.

15. Мыслительные операции, предполагающие переход от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности и дающие вероятностные заключения, относятся

а) к дедуктивным выводам;

б) к индуктивным выводам;

в) к умозаключениям по аналогии;

г) к содержательным умозаключениям.

16. Правильность умозаключения по категорическому силлогизму определяется на основе…

а) правил терминов;

б) правил посылок;

в) правил соответствующей фигуры категорического силлогизма;

г) все перечисленные варианты.

17. Энтимема – это…

а) сложное условное суждение;

б) условно-разделительное умозаключение;

в) категорический силлогизм с пропущенной посылкой или заключением;

г) разделительно-категорическое умозаключение.

18. Определите модус данного условно-категорического умозаключения: «Все, у кого высокая температура, - больны. Этот человек болен. Значит у него высокая температура»

а) утверждающий модус;

б) отрицающий модус;

в) утверждающе-отрицающий модус;

г) вероятностный модус.

19. К видам неполной индукции относится:

а) популярная индукция;

б) статистическая индукция;

в) научная индукция;

г) все перечисленные варианты.

20. Доказательство истинности тезиса путём опровержения антитезиса называется…

а) прямым доказательством;

б) косвенным доказательством;

в) логическим доказательством;

г) математическим доказательством.

 

Вариант 2.

 

1. Логика как наука…

а) изучает мышление как средство познания окружающего мира;

б) изучает законы и формы правильного мышления;

в) рассматривает закономерности развития окружающего мира;

г) все перечисленные варианты.

2. Чувственное познание, в отличие от мышления, позволяет…

а) получить наглядное, но в тоже время поверхностное представление об окружающем мире;

б) перейти от познания единичных фактов к познанию связей и отношений между фактами;

в) выделить существенные характеристики предметов;

г) все перечисленные варианты.

3. Укажите форму познания, которая относится к абстрактной форме мышления:

а) понятие;

б) ощущение;

в) представление;

г) восприятие.

4. Содержанием понятия называется…

а) предмет или совокупность предметов, которые можно обозначить данным понятием (словом);

б) совокупность существенных признаков однородных предметов, на основании которых они выделяются;

в) набор синонимов, логически связанных с данным понятием;

г) графическая передача понятия при помощи

кругов Эйлера.

5. Определите, какое понятие является результатом ограничения понятия «лес»:

а) дерево;

б) хвойный лес;

в) растительность;

г) верны варианты А) и Б)

 

 

6. Выделите понятие, которое не является отрицательным по своему содержанию:

а) бесстрашие;

б) антигравитация;

в) безумие;

г) тирания.

7. В каком примере безошибочно проведена операция деления понятия «книга»:

а) толстая книга, скучная, интересная;

б) кулинарная, поваренная, книга о вкусной и здоровой пище;

в) художественная, научная, научно-популярная;

г) дорогая, недорогая.

8. Суждение – это форма мышления, в которой…

а) даётся какая-то оценка окружающего мира;

б) устанавливается связь между предметом мысли и его признаками;

в) устанавливается сам факт существования предмета;

г) все перечисленные варианты.

9. К какому виду категорических суждений относится данное высказывание «На всякого мудреца довольно простоты»

а) общеутвердительное (А);

б) частноутвердительное (I);

в) общеотрицательное (Е);

г) частноотрицательное (О).

10. Определите, распределены ли субъект и предикат в высказывании «В темноте все кошки серы»:

а) субъект и предикат распределены;

б) субъект и предикат не распределены;

в) субъект распределен, а предикат – нет;

г) субъект не распределен, а предикат –

распределен.

11. В соответствии с правилами логического квадрата два общих суждения («Все птицы летают» и «Ни одна птица не летает»)…

а) могут быть и одновременно истинными, и одновременно ложными;

б) не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными;

в) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными;

г) могут быть одновременно ложными, но не

могут быть одновременно истинными.

12. Суждение, состоящее из нескольких простых высказываний, связанных между собой логическими связками, называется…

а) составным суждением;

б) сложным суждением;

в) пропозициональным суждением;

г) превращённым суждением.

 

13. Какая из формул соответствует высказыванию «Видит око, да зуб неймёт»:

а) a Λ b

б) a V b

в) а à b

г) a ↔ b

14. Что такое умозаключение?

а) суждение, истинность которого следует доказать;

б) форма мышления, при которой из одного или несколько суждений выводится новое суждение;

в) форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о существовании предметов, явлений или их свойств.

 

15. Умозаключения, в которых переход от общего знания к новому знанию меньшей степени общности осуществляется с логической необходимостью, называются…

а) дедуктивным умозаключением;

б) индуктивным умозаключением;

в) умозаключением по аналогии;

г) содержательными умозаключениями.

16. Простой категорический силлогизм – это…

а) вид дедуктивного умозаключения, состоящего из двух категорических суждений, связанных между собой средним термином;

б) один из популярных видов индукции;

в) умозаключение, соответствующее аналогии свойств;

г) один из способов доказательства и

опровержения.

17. Определите модус данного разделительно-категорического умозаключения: «Преступление мог совершить либо Петров, либо Сидоров. У Петрова алиби. Следовательно, преступник – Сидоров»:

а) утверждающий модус;

б) отрицающий модус;

в) утверждающе-отрицающий модус;

г) отрицающе-утверждающий модус.

18. Методы установления причинно-следственных связей (сходства и различия, сопутствующих изменений, метод остатков) относятся к методам…

а) полной индукции;

б) научной индукции;

в) популярной индукции;

г) статистической индукции.

19. К аналогии отношений можно отнести:

а) вывод о наличии жизни на Марсе, на основе сходства существенных признаков Марса и Земли;

б) вывод о наличии изучаемого признака у всех предметов данного класса на основе рассмотрения только некоторых из них;

в) аналогию между строением атома и строением Солнечной системы;

г) все перечисленные варианты.

20. К способам опровержения относится:

а) опровержение тезиса;

б) критика аргументов;

в) критика формы доказательства;

г) все перечисленные варианты.


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»

 

1.Что такое логика? – Логика-это философская наука, изучающая….

а) Законы и формы правильного мышления.

б) Специфические законы построения доказательств.

2.Выберите правильный вариант. Возникновение науки логики в Древней Греции было связано с….

а) Высоким уровнем ее экономического развития.

б) Ролью ораторского искусства в политической жизни полиса.

в) Высоким уровнем развития философской мысли.

3.Кто является основоположником науки логики?

а) Гераклит.

б) Платон.

в) Аристотель.

Понятие

4.Как называется форма мышления, которая является результатом обобщения предметов по ряду существенных признаков?

а) Суждение.

б) Понятие.

в) Представление.

5.Дополните.

Множество предметов, обобщаемых и выделяемых понятием, называется его….

6.Дополните.

Множество существенных признаков, по которым предметы обобщаются и выделяются в понятии, называется его…

7.Как называется определение понятия, в котором в качестве отличительных признаков указывается способ образования предметов из объема этого понятия?

а) Генетическое.

б) Контекстуальное.

в) Аксиоматическое.

8. В каком отношении находятся два понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не совпадает с ним? – В отношении….

а) Пересечения.

б) Равнозначности.

в) Подчинения.

9.Дополните.

Деление понятия, при котором его объем полностью делится на два подмножества, являющихся объемами противоречащих понятий, называется….

10. Понятия, которые, различаясь содержанием, имеют равные объемы, называются:

а) перекрещивающиеся

б) подчиненными

в) равнозначными или тождественными

11. Какой тип несовместимости понятий проявляется в следующем примере? Большой дом. Маленький дом.

а) соподчинение

б) противоположность

в) противоречие

12. Логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина —это:

а) определение понятия

б) деление понятия

в) ограничение понятия

13. Определите вид деления понятия из следующего примера: Почвы делятся на черноземные и нечерноземные

а) видообразующее

б) дихотомическое

 

Суждение

14.Какая форма мышления имеет истинностную оценку?

а) Понятие.

б) Суждение.

в) Умозаключение.

15. Как называется сложное суждение, которое истинно только в случае одинакового истинностного значения суждений, его составляющих? – Это суждение….

а) Конъюнктивное.

б) Дизъюнктивное.

в) Эквивалентности.

г) Импликативное.

16.Дополните.

Элемент суждения, указывающий, о какой части объема понятия, выполняющего функции субъекта этого суждения, идет речь, называется…

 

Умозаключение

17.Дополните

Суждение, из которого в умозаключении выводится новое суждение, называется…

18. Является ли суждением пословица. Не радуйся нашедши, не плачь потерявши.

а) да

б) нет

19. Являются ли суждением данные предложения? Кто и как нашел Трою? Какие еще открытия сделал этот человек?

а) да

б) нет

20. Определите вид сложного суждения. Среди ахелейских мастеров были оружейники, ювелиры, гончары, художники, но не было художников.

а) дизъюнктивные

б) условные модальные

в) эквивалентные

г) коннъюктивные

21. Определите вид модальности. «Запрещается злиться»

а) онтологическая

б) аксеологическая

в) деонтическая

22. Определите вид модальности. «Вероятно, некоторые студенты хорошо подготовились к экзамену по логике».

а) онтологическая

б) аксеологическая

в) деонтическая

г) временная

23. Учитывая таблицу истинности сложных суждений, определите логическую связку. «Если на экзамене не будет неудовлетворительных оценок, то преподаватель качественно работал»

а) конъюнкция

б) дизъюнкция

в) импликация

г) эквиваленция

24. Учитывая таблицу истинности сложных суждений, определите логическую связку. «Эта книга научного содержания и имеет лабораторный практикум»

а) конъюнкция

б) дизъюнкция

в) импликация

г) эквиваленция

 

Умозаключение

25.На чем основана классификация умозаключений «непосредственные-опосредованные»? – На….

а) Количестве посылок.

б) Характере связи посылок с заключением.

в) Структуре посылок.

26.Как называется характеристика категорического силлогизма, основанная на расположении среднего термина в посылках?

а) Модус.

б) Фигура.

27.Дополните. Категорический силлогизм, в котором в котором опущена одна из посылок или заключение, называется...

28.Как называется умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу предметов делается на основании знания о принадлежности этого признака части предметов этого класса?

а) Нестрогая аналогия

б) Неполная индукция

29.Дополните. Умозаключение по аналогии, заключение которого носит достоверный характер, называется…

30. Два или несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого — это

а) сорит

б) полисиллогизм

в) эпихейрема

31. Укажите, исходя из примера вид умозаключения.

Если бензин не подорожает, приедем на экзамен на машине

Если бензин подорожает, приедем на экзамен на машине

Приедем на экзамен на машине

а) разделительное

б) условное

в) условно-разделительное

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...