Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мастерство участников по итогам




Мастерство по итогам тренинга, содержательный остаток от тренинга, учебный результат — это то, что, собственно, заявлено на знамени этого тренинга. То, чему предлагается научиться, освоить, постичь, отработать. Навыковый результат — это сухой прагматичный остаток, конкретные умения, знания, навыки, которые человек приобрел. Этот результат дает участнику компетентность и прочное владение мастерством. Это может быть развитие качеств личности, мастерство коммуникации, умение строить бизнес, выстраивать отношения, покорять окружающих, разобраться в людях и самом себе и так далее.

К этому результату относятся и новые личные установки, убеждения, ценности, взгляды на жизнь. Ради этого результата люди и приходят на тренинг и инвестируют в него свое время и деньги. Так от чего зависит сухой интеллектуальный результат тренинга? Его содержательный, а не эмоциональный результат? От чего зависят умения и навыки, то, чему научился участник по итогам тренинга? Рассмотрим и разберем эти факторы. Если вы тренер, то изнутри, если участник, то наблюдая со стороны.

ГЛУБИНА ЗНАНИЯ ТЕМЫ. Насколько тренер глубоко разбирается в этой теме, насколько он сам в ней компетентен, насколько сам в ней является специалистом. Можно сказать, раз преподает, значит, специалист, но не все так просто. Имеет значение, уровень погружения тренера в эту тему. Есть разные ступени мастерства от более поверхностных, до углубленных. Для того, чтобы качественно учить других, недостаточно иметь самому достаточный уровень на уровне мастерства. Уровень простого мастерства, это хорошо, но мало. Его иной раз могут продемонстрировать и продвинутые ученики. Для по-настоящему качественного обучения необходим уровень преподавателя на порядок еще более высокий, чем есть у даже лучших учеников. Тренер, преподаватель обязан демонстрировать все, чему учит, не на уровне простого владения этим мастерством, а на уровне совершенного владения. Или близко к тому. Такое профессиональное мастерство характеризуется легкостью, непринужденностью, независимостью от усталости, личных проблем и любых мешающих обстоятельств.

И тогда тренер может объяснить тему, разобрать вопросы, дать инструкцию, оценить работу участников гораздо глубже и сделать разбор полетов также на высочайшем уровне. Этот уровень профессионального владения дает основания полагать, что содержательная часть тренинга будет на хорошем уровне.

Как лучше всего оценить знания другого человека, да и себя самого? С помощью неожиданных вопросов. Если человек знает только свою выученную с чужих слов «колею», то вопрос рядом с этой колеей будет ставить его в тупик. Как минимум, вызывать затруднения. Если тема своя, «родная» и выстраданная, в которой вы хорошо разбираетесь, то вопрос только натолкнет вашу творческую мысль на новые открытия и развитие этой темы. Поэтому проверить любого выступающего несложно, задав пару-тройку неожиданных вопросов рядом с этой темой. При этом даже если вы не разбираетесь в теме, по ответу всегда чувствуется, ориентируется в этой области оратор или может повторять только выученные мысли.

СТАБИЛЬНОСТЬ. По-большому счету, профессионал от любителя отличается только одним. Стабильность — признак мастерства, говорят в народе. И это правда. У любителя бывают взлеты и звездные часы, когда у него все получается, но потом может последовать падение и провал. Мастерство любителя зависит от настроения, влияния других людей, мешающих факторов, самочувствия, усталости, гороскопа, критических дней, пятен на солнце. Мастерство любителя — это пики и падения, это синусоида вверх и вниз. Мастерство настоящего профессионала не зависит ни от гороскопа, ни от усталости, ни от настроения. Оно зависит только от него самого, от его решения делать дело или не делать.

Конечно, и у него есть некоторые колебания, но эти колебания расположены на высоком уровне. И ниже некоторой, все равно высокой планки, настоящий профессионал не позволяет себе опускаться. И тогда он профессионал. И так в любом деле, не только в преподавательской деятельности. Везде. Будь вы бизнесменом, менеджером, музыкантом, спортсменом, библиотекарем. Если вы профессионал в своем деле, то вас хоть ночью разбуди, вы продемонстрируете свой уровень. И за это профессионалов уважают, доверяют, рассчитывают на них. С настоящими мастерами легко делать бизнес и любые дела. А дешевые отговорки — удел непрофессионалов.

Так и у тренера. Если результаты нестабильные, где-то получилось, в следующий раз нет, один тренинг удачный, другой не получился, это говорит о недостаточном профессионализме. У настоящего мастера каждый тренинг удачен и уровень преподавания не зависит от внешних факторов, кроме смерти.

ПОДАЧА МАТЕРИАЛА. Это важнейший педагогический навык. Любую интересную тему можно загубить неумелой речью, косноязычной подачей, путаным объяснением. Хороший преподаватель, тренер умеет объяснять ясно, понятно, доступно даже для начинающих. Хорошо владеющий словом тренер доносит тему до каждого, даже не самого интеллектуально одаренного участника так, чтобы у него не провоцировался комплекс неполноценности. Мало знать тему, надо еще уметь ее объяснить и донести до сознания слушателей. Далеко не каждый преподаватель умеет это делать. Думаю, на своем опыте каждый из читателей вспомнит, что очень умных, но косноязычных, не умеющих донести материал, путано объясняющих лекторов и даже профессоров в институтах, которые мы заканчивали, достаточно. А вот понятно, доступно, качественно доносящих до студентов материал преподавателей немного. И их, как правило, студенты и любят.

Преподавательский анекдот. Коридор института. Разговаривают два профессора. Один другому жалуется:
— Понимаешь, студенты мне тупые попались. Один раз объяснил тему — не понимают! Второй раз объяснил — опять не понимают!! Третий раз объяснил, сам уже понял… — они все не понимают!!!

И действительно. Хорошо может объяснить материал только тот, кто сам его глубоко понимает. И, во-вторых, тот, кто может выразить свое знание на доступном для любого языке. Высший пилотаж — объяснить ядерную физику первоклассникам. Хороший педагог может это сделать даже для детей.

Мы рассмотрели две основных оси для оценки тренингов. Отсюда варианты:

· ТИП ТРЕНИНГА № 1. Отличный эмоциональный результат (по оси «У»), но скромный навыковый результат (по оси «Х»). Не значит, что это плохо — эмоциональная проработка тоже важна для роста человеческой личности. Для развития личности важна ценность эмоциональной насыщенности и эти тренинги дают возможность получить эмоциональную пищу, приятные переживания, ощущение счастья и духовной любви. К ним относятся тренинги по арт-терапии (терапия искусством), телесные тренинги, эзотерические практики. К таким тренингам я отношу все психотерапевтические тренинги, направленные на восстановление психологического комфорта и избавление от того, что мешает человеку жить счастливо. Например, «Фиолетовый тренинг», после которого человек находится в эйфории и очень любит весь мир еще довольно долго. Месяца два. Потом любит его уже потише, но тоже долго. Где-то полгода. К сожалению, любая эмоция недолговечна, но эмоциональный след (хотя и несравнимый с первоначальным) все-таки остается надолго, может быть, на всю жизнь. Правда, конкретные приобретенные навыки после такого тренинга участники, как правило, не смогут внятно сформулировать, но это не беда — потому что такая, учебная, задача не самая сильная сторона этого тренинга.

· ТИП ТРЕНИНГА № 2. Скромный эмоциональный результат (по оси «У»), но отличный навыковый результат и мастерство (по оси «Х»). К этому типу относятся обучающие тренинги, тренинги умений, тренинги, имеющие конкретную учебную задачу. К ним можно отнести тренинги по мастерству общения, переговорам, ораторскому искусству, развитию голоса, НЛП, очарованию, межличностным отношениям, бизнес-тренинги, продажи, тренинги успеха в социуме и т.д. Если тренинг высокопрофессионален (как и должно быть), то участники получают те элементы психологического мастерства, которые заявлены в содержании. И процесс тренингового обучения может быть интересен, может не очень, но в любом случае каких-то суперпереживаний, ярких эмоций и эйфории тут ждать не приходится. Зато полученные навыки кормят человека всю оставшуюся жизнь, поскольку они гораздо более долговечны по сравнению с эмоциями. В идеале, хороший тренинг дает долговременный навык — это как научиться плавать или ездить на велосипеде. Научился — и уже не разучишься. Хотя совершенствоваться еще, конечно, можешь.

· ТИП ТРЕНИНГА № 3. Хороший эмоциональный результат и хороший навыковый результат. Такое получается оптимальное соотношение яркость/содержательность (почти как цена/качество). Надо ли говорить, что яркость и содержательность одновременно — это то, к чему изначально стремятся все тренеры? Но реальность такова, что из-за своих концептуальных рамок достигнуть этого дано не каждому тренингу. Не побоюсь отнести к этому типу тренинги Центра практической психологии «Синтон» — теплая эмоциональная атмосфера плюс ориентированность на успех. Также могу назвать тренинги, у которых ноги растут из «Лайфспринга» («Открытый форум», «Шаг в будущее»). Лайфспринг — это рискованная, спорная программа с нестабильными результатами, но уж зато, если человек ее принял и добился от себя самого хорошей работы на тренинге — он получает такие эмоции и такой успех в социуме, который до этого ему и не снились.

· Ну, и напрашивается ТИП ТРЕНИНГОВ № 4. С низким и эмоциональным и учебным результатом. Да, и такое бывает, однако в современных условиях риск угодить в него все меньше и меньше. Почему? Потому что мы уже живем в мире жесткой профессиональной конкуренции во всех сферах услуг (торговли, производства) — и низкопрофессиональный тренинг не имеет шансов долго продержаться на плаву. Естественный отбор.

Все это роднит тренинги с едой. Бывает пища вкусная, как конфеты или мороженое. Бывает полезная, как пророщенное зерно или сырые овощи. Бывает и вкусная, и полезная, как свежие фрукты или коктейль гербалайфа. И каждый человек вправе выбрать то, что для него сейчас важнее и актуальнее. Что делать, когда еда ни вкусная, ни полезная, как холодные макароны в общественной столовой? Сначала повнимательнее посмотреть, на что похоже предлагаемое блюдо, на повара-практиканта, а потом подождать, когда не выдержавшую конкуренцию столовую преобразуют в приличное кафе.

До и после

Рассмотрим ряд дополнительных критериев, ключевых точек для оценки участником любого тренинга как «до», так и «после». Тренерам же стоит позаботиться об убедительности этих ключевых точек — насколько в их силах.

Во-первых, ОТЗЫВЫ участников тренинга. Если тренинг (или тренинговый центр) имеет положительную репутацию, своих поклонников и сторонников, которые рекомендуют его пройти, если можно сказать, что сформировался «брэнд» тренинга — то это уже один из положительных факторов. Конечно, в отзывах участников надо учитывать эмоциональный эффект тренинга, делайте на него скидку — но и недооценивать отзывы тоже не стоит. Люди — они не дураки. В большинстве своем.

Во-вторых, ЗРЕЛОСТЬ тренинга и опыт тренера. Соберите информацию о том, сколько времени существует тренинг и каков опыт тренера. Если меньше года — вы рискуете попасть на обкатку и поучаствовать в экспериментальных упражнениях (хотя некоторым нравится). Если организаторы вам такую информацию вам отказываются или уходят от ответа — это уже симптом неблагополучия.

В-третьих, РЕЗУЛЬТАТЫ участников, прошедших тренинг. Как изменились люди? Чему научились? Как меняется их жизнь? Как изменилось поведение? Окружение? Мироощущение? Сравнивайте «до» и «после» и делайте выводы. Только если лично вам не нравится эти изменения — еще не повод ставить тренингу двойку. Очень часто не нравится, когда человек перестает быть «ручным» для родителей, близких, сотрудников по работе. Когда мы теряем над «своим» человеком контроль и рычаги манипулирования. Когда человек становится сильнее нас и живет более самостоятельной жизнью. Так что, при оценке изменений отдавайте себе отчет, чем она продиктована — вашей личной выгодой или реальными успехами человека.

В-четвертых, РЕЗОНАНС с личностью тренера. По большому счету, каждый тренер на тренинге дает СЕБЯ. Свою личность, свой подход к жизни, свое мастерство, свое мировоззрение. Поэтому личность тренера должна вам нравиться. Если это не так, на тренинге вы будете бороться с раздражением и неприятием и о результатах говорить уже не приходиться. Если тренер вам не нравится — вы ничему не научитесь, поскольку от людей, не вызывающих доверия, любая информация неубедительна, проходит мимо и не воспринимается. Кстати, это еще не значит, что тренер плохой или вы неспособны к обучению. Это значит, что это просто «не ваш» тренер и вы настроены с ним на «разных волнах» — ведь другие участники его воспринимают по-другому? Если же у вас с тренером на занятиях происходит душевный резонанс, если вы вместе с ним гармонично мыслите, чувствуете, переживаете, радуетесь, учитесь — значит, все в порядке и это «ваш» тренер.

ДОВЕРИЕ ТРЕНЕРУ. Похожая на предыдущую позиция, но несколько другая. Внутри каждого участника сидит Станиславский. Он все время оценивает — верю или не верю. Насколько вы верите данному человеку, преподавателю, педагогу, оратору? Насколько он представляется вам искренним, подлинным, настоящим. А не деланным, фальшивым, наигранным? Подлинность не сыграешь, ее можно только прожить. И это тоже признак высокого профессионализма для тренера. Включайте интуицию, прислушивайтесь к внутреннему Станиславскому. Если он верит, значит, все в порядке, результат приложится.

В-пятых, ПРИМЕНИМОСТЬ полученных навыков. Тренинг нужен для реальной жизни, а не для неизвестно чего. Поэтому если вы еще до начала или хотя бы уже в процессе занятий видите конкретные реальные области применения (внутренний мир, отношения, коммуникации, бизнес) того, чего вы получаете — то это хороший тренинг. Если тренинг начинает работать в вашей жизни еще до того, как он закончился — значит, это ОЧЕНЬ хороший тренинг.

В-шестых, СТАБИЛЬНОСТЬ результатов. После хорошего тренинга полученное мастерство не должно улетучиваться, как туман после восхода солнца. Вы и через месяцы и годы не должны растерять главное, чему вас научили — мастерство, говорят в народе, не пропьешь. Хотя будьте готовы к некоторому откату назад, если вы не практикуете полученные навыки.

И в-седьмых, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Все в жизни надо делать с удовольствием — и тренинг не исключение из жизни, а ее самая концентрированная и насыщенная часть жизни. Если вам нравиться заниматься, если вы ждете этого дня, если вас радуют люди, с которыми вы там встречаетесь, если вы на тренинге ловите минуты творческого наслаждения, значит, ваш выбор правилен и тренинг неизбежно принесет свои результаты.

Эффект потолка

Это важная закономерность в результатах тренинга, наблюдаемая с регулярностью наступления зимы в наших широтах. К ней надо быть готовым любому человеку, увлекающемуся психологией и тренингами. Заключается «эффект потолка» в том, что чем больше тренингов человек проходит и чем больший опыт приобретает, тем меньший сравнительный эффект они дают. Рост мастерства идет по экспоненте (см. график). Первые тренинги, как первая любовь, приносят наибольшие и эмоции и практические результаты. Далее результаты несколько сглаживаются, становятся не такими сильными. И еще дальше человек практически достигает своего «потолка» в личностном росте, когда, несмотря на все усилия и вложенное в тренинги время рост и польза невооруженным глазом уже не столь заметны. Происходит это, по моим оценкам, примерно после восьми-десяти-двенадцати тренингов. Можно сказать, что человек в процессе личностного роста мудреет и набирается опыта — а опытного бойца удивить уже чем-то сложно. Даже при всем его желании быть удивленным. Происходит своеобразная адаптация личности к обучению. И завсегдатаю тренингов остается только ворчать, что, мол, раньше и тренинги лучше были и пользы от них больше и трава зеленее…

То же самое происходит и в спорте. Если вы с нуля начнете заниматься, например, в секции волейбола, то при известном старании, способностях и регулярности тренировок ваши успехи поначалу пойдут вверх семимильными шагами. Вы освоите и прием мяча и подачу и нападающий удар и передачу и прослывете хорошим спортсменом. Но после того, как вы завоюете место в волейбольной команде вашей корпорации, ваш спортивный рост замедлится, хотя вы не уменьшаете нагрузку. Просто вы приближаетесь к своему потолку и при тех же затратах сил мастерство растет уже не так быстро, а через некоторое время рост практически остановится.

Давайте взглянем еще шире и вы увидите, что

ЭТОТ ЗАКОН ПРИРОДЫ — ЭФФЕКТ ПОТОЛКА — КАСАЕТСЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЮБОМУ МАСТЕРСТВУ: АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ, ФУТБОЛУ, АВТОВОЖДЕНИЮ, ТЕННИСУ И ЛЮБЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ.

Означает ли это, что когда достигаешь своего потолка, можно расслабиться? К сожалению (или к счастью) — не означает! Чтобы поддерживать форму, смысл в тренировке все равно остается, поскольку любой спортсмен знает, что если он не будет тренироваться — его мастерство будет падать, и он постепенно станет откатываться назад. Это как на эскалаторе. Хочешь стоять — беги! Если остановишься — будет затягивать рутина, мозги ржаветь, чувства тупеть. Поэтому многие продвинутые участники ходят на тренинги, для того, чтобы поддержать полученное мастерство, личностные ресурсы и удержаться вблизи своего наработанного потолка.

Можно ли как-то обмануть этот «эффект потолка»? Можно, только если вы принципиально меняете область деятельности, вид спорта, иностранный язык, вид тренинга. Если вы занимались только на «навыковых» тренингах — тренинги с сильной эмоциональной составляющей будут для вас настоящим прорывом. Если вы занимались только на «эмоциональных» — психологическое мастерство будет для вас хорошим открытием. Ну, а если вы уже достигли всяческих вершин — мы будем у вас учиться! И в заключение нашего материала:

Желаем участникам успешных, полезных и ярких тренингов!

А тренерам и преподавателям желаем способных и сильных участников!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...