Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасность жизнедеятельности (БЖД)




Лектор: доцент каф. «Техносферная безопасность» МАДИ, канд. техн. наук
ЕВСТИГНЕЕВА Наталия Анатольевна

======================================================================

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью освоения учебной дисциплины «БЖД» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретённую совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО)

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

· знания закономерностей и основных этапов развития природы, общества и мышления, иерархического строения правового поля, основных понятий алгебры, геометрии, теории вероятностей и математической статистики, физики, химии;

· умения ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять фундаментальные основы математики (включая алгебру, геометрию, теорию вероятностей и математической статистики), физики, химии на практике, обрабатывать экспериментальные данные (с учетом правил вычисления с приближенными силами);

· владение технологиями командной работы, навыками ведения физического эксперимента, основными методами обработки экспериментальных данных, ПЭВМ на уровне уверенного пользователя Word, Excel.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: история, философия, правоведение (основы законодательства), математика, информатика, химия, физика и служит основой для освоения дисциплин «Управление человеческим ресурсами», «Корпоративная социальная ответственность», «Управление проектом», «Стратегический менеджмент» профессионального цикла.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 21).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

· Знать основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия опасных и вредных факторов на человека, методы защиты от них применительно к сфере профессиональной деятельности;

· Уметь идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

Владеть законодательными и нормативными правовыми актами в области безопасности производственного персонала и населения, способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности производственного персонала и населения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины
Всего часов Из них в интер-активной форме
Аудиторные занятия (всего)    
в том числе: Лекции (Л)    
  Лабораторные работы (ЛР)    
  Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа студента (СРС)    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачёт  
Общая трудоемкость, ч    

 

Разделы дисциплины, виды занятий

Наименование раздела дисциплины Л ЛР СРС Всего часов (без экзамена)
  Введение в безопасность. Основные понятия и определения   -    
  Человек и техносфера        
  Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания        
  Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения        
  Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека        
  Психофизиологические и эргономические основы безопасности   -    
  Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации   -    
  Управление безопасностью жизнедеятельности   -    
Всего часов        

Тематический план лабораторных работ (ЛР)

№ раздела дисциплины Темы ЛР Трудоемкость, ч Формы текущего контроля успеваемости
    Анализ электробезопасности трехфазных сетей переменного тока напряжением до 1000 В   ¨ Компьютерный тест-допуск (КТД) ¨Компьютерный тест-аттестация (КТА)
    Методы очистки атмосферного воздуха от загрязнителей (паро- и газообразных)   ¨ КТА
    Исследование эффективности методов и средств защиты от тепловых излучений   ¨КТД ¨КТА
    Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении   ¨КТД ¨КТА
    Исследование параметров освещения, создаваемого различными искусственными источниками света   ¨КТД ¨КТА
    Всего часов    

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины «БЖД» используются образовательные технологии, представляющие собой совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса с получением гарантированного результата. В процессе обучения используются как классические, так и интерактивные методы обучения. Но даже такие привычные формы проведения занятий, как лекции, тоже претерпели изменения.

Задача лекционного курса – ориентирующая, преподаватель должен систематизировать разнородный материал, научить студента ориентироваться в нём и помочь организовать самостоятельную работу по освоению дисциплины. С этой целью применяются лекции-визуализации с использованием схем, рисунков, таблиц (студентам предлагается соответствующий раздаточный материал к лекциям, электронный вариант которого размещён в свободном доступе).

Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах, где широко применимы активные инновационные методы обучения, в частности неигровые имитационные методы, такие как тренинг и кейс-метод. Приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности; знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, адаптированным под учебный процесс; способами контроля и измерения опасных и вредных факторов (электрического тока, вредных веществ, инфракрасного излучения, параметров микроклимата и световой среды) достигается по заранее отработанной методике, изложенной в методических указаниях к лабораторным работам. При этом лабораторные занятия ориентированы на самостоятельную групповую деятельность студентов (технологическое сотрудничество), позволяющее не только осмыслить и усвоить учебный материал, а также научиться работать совместно и самостоятельно. Большинство лабораторных работ (анализ электробезопасности, исследование параметров микроклимата и световой среды) проводятся по индивидуальному варианту задания (рассматривается конкретный случай) или при различных условиях рабочей среды.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Степень успешности освоения дисциплины оценивается степенью успешности изучения каждого из восьми разделов дисциплины в течение семестра.

Для зачёта по дисциплине в целом студент должен получить зачёты по всем восьми разделам дисциплины, а также аттестацию по всем лабораторным работам, предусмотренным настоящей рабочей программой.

Самостоятельная работа студента по изучению отдельных тем курса по заданию преподавателя, в подготовке к лабораторному практикуму полностью обеспечена учебно-методической литературой. Список литературы представлен ниже.

Для оценки самостоятельной подготовки студента, а также аттестации по каждой лабораторной работе с помощью программы ADSoft Tester (version 2.8.1.92) разработаны компьютерные тесты.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

а) основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая и др.; под общ. ред. С.В. Белова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Высш. шк., 2009. – 616 с.: ил. – ISBN 978-5-06-006176-5.

2. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. - 12-е изд, перераб. и доп./Под ред. О.Н. Русака. _ СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 672 с.

3. Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б. Безопасность жизнедеятельности: учеб. / Под ред. Б.Н. Нюнина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.

4. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник. – М. Форум, 2012 – 512 с.

5. Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов/ А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева; под общ. ред. А.В. Фролова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 750 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Евстигнеева Н.А. Анализ электробезопасности трехфазных сетей переменного тока напряжением до 1000 В: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / МАДИ (ГТУ). – М., 2005. – 51 с. (№ 654)

2. Евстигнеева Н.А. Методы очистки атмосферного воздуха от загрязнителей (паро- и газообразных): Методические указания к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / МАДИ (ГТУ). – М., 2009. – 36 с. (№ 619)

3. Евстигнеева Н.А. Защита от теплового излучения: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности»/МАДИ (ГТУ).– М., 2006. – 44 с. (№ 494)

4. Евстигнеева Н.А., Кузнецов Ю.М., Гогиберидзе О.Э. Микроклимат производственных помещений: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / МАДИ (ГТУ). – М., 2005. – 87 с. (№ 651)

5. Евстигнеева Н.А., Григорьева Т.Ю. Исследование параметров освещения, создаваемого различными искусственными источниками света в помещении: Методические указания к лабораторной работе по курсам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности труда» / МАДИ. – М., 2011. – 72 с. (№ 700)

6. Евстигнеева Н.А., Григорьева Т.Ю. Исследование параметров естественного освещения в помещении: Методические указания к лабораторной работе по курсам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности труда» / МАДИ. – М., 2010. – 44 с. (№ 496)

7. Евстигнеева Н.А., Карев С.В.. Исследование Защита от шума: Методические указания к лабораторной работе по курсам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности труда» / МАДИ. – М., 2011. – 72 с.(№ 507)

8. Евстигнеева Н.А., Григорьева Т.Ю. Исследование параметров искусственного освещения в помещении: методические указания к лабораторной работе по курсам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности труда»: Методические указания к лабораторной работе по курсам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности труда» / МАДИ. – М., 2011. – 72 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Тест-аттестация к лабораторной работе «Методы очистки атмосферного воздуха от загрязнителей» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.).

2. Тест-допуск к лабораторной работе «Исследование эффективности методов и средств защиты от тепловых излучений» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.)

3. Тест-аттестация к лабораторной работе «Исследование эффективности методов и средств защиты от тепловых излучений» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.)

4. Тест-допуск к лабораторной работе «Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.).

5. Тест-аттестация к лабораторной работе «Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.).

6. Тест-допуск к лабораторной работе «Исследование параметров естественного освещения в помещении» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.).

7. Тест-аттестация к лабораторной работе «Исследование параметров естественного освещения в помещении» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.).

8. Тест-допуск к лабораторной работе «Исследование параметров освещения, создаваемого различными искусственными источниками света» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.).

9. Тест-аттестация к лабораторной работе «Исследование параметров освещения, создаваемого различными искусственными источниками света» (разработчик: доц. Евстигнеева Н.А.).

10. Сайт Научно-исследовательского института охраны труда РГСУ – http://www.niiot.ru.

11. Электронный научный журнал «Проблемы безопасности» - http://pb.littera-n.ru.

12. Научный Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» - http://ipb.mos.ru/ttb.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекции. Студентам рекомендуется изучение материалов учебника перед лекцией. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче.

Лабораторные занятия (ЛЗ). ЛЗ являются формой групповой аудиторной работы в малых группах. График проведения лабораторных работ в каждой малой группе составляет преподаватель на первом ЛЗ.

Основной целью ЛЗ является приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, способами контроля и измерения опасных и вредных факторов.

Перед проведением ЛЗ студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуру выполнения лабораторной работы по методическим указаниям к каждой лабораторной работе. Лабораторный практикум полностью обеспечен методическими указаниями к каждой работе.

Контроль качества подготовки студентов к выполнению лабораторных работ проводится посредством тестирования с помощью специально для этих целей разработанных компьютерных тестов (тестов-допусков). Аттестация по лабораторным работам после их выполнения и требуемой обработки результатов исследований осуществляется также посредством компьютерных тестов (тестов-аттестаций).

Самостоятельная работа (СР) является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру безопасности, развивающим его способность к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

СР заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к лабораторным работам, к рубежным контролям. При этом необходимо прочитать материал учебно-методического пособия несколько раз. При первом ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном прочтении целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. При этом рекомендуется подготовить вопросы, чтобы задать их преподавателю на лекции, лабораторном занятии.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.

Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...