Пути решения проблемы государственного долга и бюджетного дефицита
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Каждое государство всегда стремится полностью покрыть или хотя бы частично уменьшить дефицит бюджета. При вырабатывании стратегий с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующими принципами: Дефицит бюджета - это некое зло, однако ещё большее зло для экономической и финансовой сторон государства - это мнимое его устранение путем чисто математических операций, т.к. в этом случае вместо «лечения» экономики ее «болезнь» перейдет в скрытую форму, с которой бороться на много сложнее. Не стоит рассматривать баланс бюджета и превышение его доходов над расходами как неотъемлемую часть динамично развивающейся экономики страны. Мировой опыт убеждает в том, что на отдельных этапах развития общественной жизни, которые специфичны для каждой страны, бюджетный дефицит имеет место быть. Величина бюджетного дефицита не должна превышать определенный допустимый размер, который определяется в размере 2-3 % ВНП. При наличии дефицита, который превышает эту норму, необходимо осуществлять такие меры, которые могут привести быстрейшему сокращению дефицита. Для того чтобы определить бюджетный дефицит, необходимо провести оздоровление всей экономики, т.к. обеспечение динамики ее развития и повышения ее эффективности нельзя достичь финансовой устойчивости страны, несмотря на все прогрессивные меры, которые при этом применяются. Для покрытия дефицита бюджета возможно использование следующих способов: · государственные займы; · ужесточение налогообложения; · эмиссия денег. В программу определенных мероприятий по сокращению дефицита бюджета стоит отнести меры, стимулирующие приток денежных средств в бюджетный фонд страны и способствующие сокращению государственных расходов, а именно:
· изменение направления инвестирования средств бюджета в отрасли народного хозяйства для достижения весомого повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля; · расширение использования финансовых льгот и санкций, которые позволяют учесть специфические условия хозяйствования и стимулируют общий рост общественного производства; · значительное сокращение государственного финансирования, уменьшение или даже полное прекращение помощи правительства иностранным государствам; · сохранение финансирования только самых важных социальных программ, введение моратория на принятие новых социальных программ, которые требуют значительное финансирование за счет бюджетных средств; · ввод запрета ЦБ страны на предоставление кредитов правительственным структурам любого из уровней без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами; · привлечение иностранного капитала в страну [8]. В мировой практике существуют основные способы, чтобы справиться с дефицитным бюджетом государства, которые представлены в табл. 4.
Табл. 4. Способы регулирования дефицита бюджета
Заключение
Итак, в ходе написания работы были рассмотрены основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга, а также были отражены характерные черты этих проблем относительно российских условий, кроме того, были выявлены конкретные проблемы, которые связаны с наличием в стране дефицита бюджета и государственного долга. Наконец, было проведено исследование путей решения данной проблемы и сделаны некоторые выводы. Во-первых, государственный бюджет - это неотъемлемая часть любого государства, как с рыночной, так и с административной экономикой. Во-вторых, дефицит бюджета - это некая «болезнь» почти любого развитого государства. При этом стоит уделить внимание не тому факту, что присутствует сам дефицит в принципе, а его увеличению, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что государство не может генерировать положительный для себя денежный поток. Рост дефицита может привести к серьезным проблемам, и накладывает отпечаток на макроэкономической стабильности страны. Это в итоге приводит к росту инфляции, повышению налоговой нагрузки на резидентов страны, что, в свою очередь, приведет к торможению экономического роста и спаду деловой активности страны в целом. В-третьих, следствие дефицита бюджета для государства - это и есть непосредственно государственный долг. Существует несколько путей для уменьшения государственного долга, однако они не всегда могут быть популярными среди населения, т.к. зачастую государством сокращаются расходы или увеличиваются доходы. В-четвертых, проводя анализ бюджетного дефицита и государственного долга, стоит отметить, что данные показатели исходя из мировой практики не всегда критичны. Тем не менее, несмотря на все особенности экономики РФ, дефицит бюджета может привести к увеличению инфляции.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон РФ от 3 декабря 2012 г. №216 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»; . Бюджетный кодекc РФ; . Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика»; издательство «Инфра-М», 2007 г. . Базылев Н.И., Базылева М.Н., Гурко С.П. «Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей»; издательство «Инфра-М», 2007 г. . Булатова А.С. «Экономика: учебник»; издательство «Экономистъ», 2011 г. . Головачев Д.Л. «Государственный долг. Теория, российская и мировая практика»; издательство «ЧеРо», 2011 г. . Липсиц И.В. «Экономика: учебник»; издательство «КНОРУС», 2011 г. . Лобачева Е.Н. «Экономическая теория для бакалавров: 3-е издание, переработанное и дополненное»; издательство «Юрайт», 2013 г. . Мысляева И.Н. «Государственные и муниципальные финансы: учебник» издательство «Инфра-М», 2006 г. . Поляк Г. Б. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»; издательство «ЮНИТИ-ДАНА», 2007 г. . Соколинский В.М. «Экономическая теория: учебник»; издательство «КНОРУС», 2006 г. . Соменков А.В. «Государственный контроль в бюджетной сфере России и зарубежных стран»; издательство «МЗ пресс», 2008 г. 13. www.minfin.ru <http://www.minfin.ru> . www.rg.ru <http://www.rg.ru> . www.lenta.ru <http://www.lenta.ru>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|