Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.

Семестр

МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

Раздел 2. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса. Владение основами гигиенического питания.

Тема 2.1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела

2 часа

Содержание

1. Основные концепции теории А. Маслоу.

2. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела.

3. Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.

4. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.

5. Сравнительная характеристика основных положений моделей Д. Орэм и В. Хендерсон. Принципы выбора модели сестринского ухода.

Основные концепции теории А. Маслоу.

Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. Это позволило классифицировать потребности по иерархической системе от низших к высшим. Маслоу изобразил потребности в виде пирамиды (см. рисунок).

Возможности удовлетворять свои потребности у людей различны и зависят от следующих факторов:

1. возраст,

2. окружающая среда,

3. знания, умения, желания и способности самого человека.

Проблема – это задача, решение которой ориентировано на достижение результата.

Проблема пациента – настоящие проблемы, которые препятствуют пациенту в достижении оптимального здоровья в сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания.

Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела. Принципы выбора модели сестринского ухода.

Модель – это образец, по которому что-либо должно быть сделано.

Модели называют концептуальными, так как авторы моделей по разному видят такие общие положения как:

- пациента, как один из объектов деятельности персонала,

- источник проблем пациента,

- направленность сестринского вмешательства,

- цель ухода,

- способы сестринского вмешательства,

- роль сестры,

- оценка качества и результатов ухода.

Ядро каждой модели – различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

Модель является практическим руководством к работе медицинской сестры. Авторы моделей (Флоренс Найнтингейл, Вирджиния Хендерсон, Дороти Джонсон, Доротея Орем, Калистра Рой, Марта Роджерс, Мойра Аллен и другие) описывают, разъясняют, помогают систематизировать и применять на практике теоретические знания в сестринском деле. Модели четко отражают принципы оказания сестринской помощи. Например, модель Аллен принципы ПМСП, Орем – принципы самоухода, Хендерсон – помощи в достижении независимости пациента в повседневной жизни.

Разработано несколько моделей. Содержание каждой модели зависит от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, религии, системы здравоохранения.

В России в настоящее время не существует собственной модели сестринского дела. ВОЗ рекомендует использовать на практике модель В. Хендерсон, не запрещено использовать и другие модели сестринского дела.

Характеристика моделей см таблицу «Основные представления о моделях»

Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.

В рамках структуры ВОЗ рекомендуется использовать модель В. Хендерсон, что не исключает использование моделей Роупер, Логан и других авторов. Следует помнить, что любая модель не постоянна, она может претерпевать изменения, отражая взгляды, практическую деятельность, задачи сестринского дела на определенном отрезке времени. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель основывалась на теории Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Потребностей по В. Хендерсон значительно меньше, в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60 годов 20 века, реальные возможности медицинской сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня.

Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенчество, старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут возникнуть во время выздоровления или длительного умирания. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния.

Ступени пирамиды Маслоу Основные человеческие потребности по А. Маслоу Фундаментальные человеческие потребности по В. Хендерсон
Физиологические потребности Потребность в воздухе нормально дышать
Пища употреблять достаточное количество пищи и жидкости;
Вода
Выделение продуктов жизнедеятельности выделять из организма продукты жизнедеятельности
Сон спать и отдыхать
Движение двигаться и поддерживать нужное положение
Прикосновение  
Секс  
Безопасность Надежность соблюдать личную гигиену и заботиться о внешнем виде;
Защита обеспечивать свою безопасность и не составлять опасности для других людей
Кров  
Одежда поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая одежду и изменяя окружающую среду
Помощь самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду
Социальные потребности Одобрение поддерживать общение с другими людьми отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх;
Понимание
Привязанность
Любовь
Семья и друзья
Самоуважение и уважение окружающих Поощрение заниматься любимой работой; удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться
Уважение
Самоуважение
Успех
Владение имуществом
Самовыражение Достижение отправлять религиозные обряды в соответствие со своей верой
Самостоятельность
Личное отличие

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...