Схема этапов волевого действия
Цель и стремление достичь ее 2. Осознание ряда возможностей достичь цели 3. Появление мотивов, подкрепляющих Или опровергающих эти возможности 4. Борьба мотивов и выбор 5. Принятие одной из возможности в качестве версии Осуществление принятого решения Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваютсяпо следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность.
При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений: целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям; настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности; дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку; смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни; исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей. Методы изучения волевой активности определяются поставленными задачами, тем, какие стороны или особенности воли необходимо исследовать. Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого исследования отдельных задач. Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет установить сопряженность различных качеств личности, определить социально-психологическое поле личности и место его в этом поле и т. п. По совокупности силы, устойчивости, широты и направленности волевой активности определяется тип личности по волевому развитию, исходя из показателей, представленных в таблице выше (по А.И. Высоцкому).
ЛИТЕРАТУРА 1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т1. - М.: Мир, 1992. 2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т2. - М.: Мир, 1992. 3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 4. Линдеман Х. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. - М., 1980. 5.Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции, личность //Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: МГУ, 1982.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 720с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|