Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Методико-исполнительский анализ Партиты № 2




2. 2 Методико-исполнительский анализ Партиты № 2

(Allemanda, Corrente, Sarabanda, Giga)

 

Партита №2 представляет собой драматически-насыщенную последовательность из 5 частей, финалом которой является известная Чакона – итог всей партиты. Особую значимость этого цикла в репертуаре многих скрипачей составляют именно образные аспекты анализируемых частей с перечнем штриховых, тембровых и аппликатурных особенностей.

1 часть (Allemanda) — это своеобразная прелюдия-введение в партиту в тональности d-moll. Основная идея и трудность в исполнении данной части состоит в том, чтобы осознанно и интересно играть каждую фразу. Российский педагог и скрипач Михаил Аронович Готсдинер сравнивал Аллеманду с восхождением на Голгофу. Мы убеждены, что только исходя из погружения в глубокие философские трактовки данного сочинения, можно осмыслить каждую из частей[20].

Певучий характер произведения требует от музыканта совершенного владения искусством кантилены. Штрихи detache и legato являются основными при исполнении данной части. Скрипачу следует использовать главные принципы исполнения плавных штрихов — равномерность звучания, отсутствие толчков, незаметные смены смычка. В лучших традициях кантилены, исполнять часть следует с самого начала густым объемным звуком, как и обозначено в нотном тексте. При разучивании данного произведения мы рекомендуем обратиться также и к штриху portato для выявления возвышенной декламационности. А. И. Ямпольский описывает этот прием, как легкое акцентирование начала каждого звука, не только «выпевая», но и «выговаривая»[21].

В первых тактах исполнитель сталкивается с проблемой незаметной смены струн.

Рис. 2. 2. 1 Партита №2 часть 1 (такты 1-2)

 

Как уже было сказано нами ранее, ведущей частью руки является плечо скрипача при движении смычка от нижних струн к верхним, а кисть и предплечье в этом случае — ведомые. Обратный принцип действует при обратном движении.

Переход от detache к legato такжедолжен быть плавным. Распределение смычка играет важную роль в достижении певучего звучания. Не следует продергивать или же укорачивать отдельную ноту (например, cis в 1-ом такте), в этом случае необходимо «набрать» перед ней смычок, начав ее от нижней середины, чтобы избежать ее укорачивания. Затем эту ноту мы рекомендуем провести полным звуком на весь смычок, чтобы начать три залигованные от верхней части смычка.

Также в первых и последующих тактах при исполнении звуков на соседних струнах мы рекомендуем готовить заранее, а затем оставлять на грифе пальцы левой руки. Этот прием позволяет еще более плавно фразировать мелодические последовательности с использованием комбинаций штрихов detache и legato.

В нотном тексте мы встречаем динамические оттенки, установленные редактором. Судя по уртексту, И. С. Бах практически не указывал нюансы в своих произведениях. Это происходило не по причине их отсутствия, а из-за того, что композитор полагался на собственный опыт каждого исполнителя, а также на глубокое индивидуальное понимание музыки.

Подобно оттенкам динамики, штрихи в нотном тексте также, как правило, редакторские. Прежде всего, в настоящее время преподаватели отталкиваются от индивидуального виденья и удобства в исполнении. Допустимо использовать как основные, так и штрихи, пропечатанные пунктирными линиями. Мы рекомендуем исполнять 11-12-ые такты с отдельной последней нотой в фигуре штрихом portato, не перегружая и не выкрикивая ее. Для этого нужно опираться на первую ноту фигуры.

Рис. 2. 2. 2 Партита №2 часть 1 (такты 9-13)

 

Аппликатура, как уже было сказано ранее, в сочинениях И. С. Баха основана на 3-х нижних позициях с использованием открытых струн, в том числе. Мы рекомендуем придерживаться комфортной аппликатуры, которая будет способствовать раскрытию художественного замысла композитора, а также придаст определенную краску тем или иным фразам. Высокие позиции уместны лишь в наиболее напряженных фрагментах. Контрастные по тембровому окрасу, они могут быть использованы с целью выделить особую выразительность фразы.

Вторая часть Партиты №2 — Corrente. Опираясь на труд С. И. Нестерова «Концепция и проблема художественной целостности метацикла сонат и партит И. С. Баха для скрипки соло» [22], данная часть является французским женским танцем с вращательными движениями на размер 3/8, (в отличие от 1-й части, которая представляет собой мужской танец, основанный на прямых движениях, в размере 4/4). Несмотря на стремительный характер, мы не рекомендуем брать слишком быстрый темп, следует исходить из танцевальности части. Важную роль играет исполнение затакта и первого аккорда.

Рис. 2. 2. 3 Партита №2 часть 2 (такты 1-4)

 

Многим музыкантам бывает сложно «включиться» в движение в 1-ом такте. Мы рекомендуем продумать заранее темп, представляя звучание триолей. Шестнадцатая должна быть исполнена сразу в темпе, так же, как и аккорд. Не рекомендуем поднимать смычок перед первой долей, два звука необходимо соединить между собой. Напоминаем, что трехзвучные аккорды играются одним движением по трем струнам. Затем трехдольную пульсацию следует сохранять во время исполнения всей части.

Танцевальность проявляется и в пунктире, который начинается с 3-го такта. Отработать штрих мы рекомендуем сначала на гамме или же на одном звуке. Он не должен быть слишком острым, ведь исполняется светский танец, а короткую ноту не следует удлинять, мы предлагаем соблюдать приподнятость и стремительность характера.

Обладая мастерством полифонии, И. С. Бах использовал скрытое многоголосие, которое начинается с 5-го такта. Следует продумать распределение скорости смычка, «пропевая» первую ноту, а не «промахивая» ее.

Рис. 2. 2. 4 Партита №2 часть 2 (такт 5)

 

С 7-го по 10-й такты подобные фигуры образуют мелодический подъем, который приходит в ноту e (как показано на рис. 2. 2. 3). Следует выделять главные ноты в каждой фразе с помощью вибрации и расширения, но в то же время соблюдать ведение общей линии в подобных разделах. На звуке ми мы рекомендуем показать условный танцевальный поклон, но не завершать музыкальную мысль, так как она переходит в следующую.

Подобные разделы перетекают один в другой на протяжении всей части. Похожий случай встречается в тактах 16-24. Чтобы не спотыкаться на каждом новом встречном знаке и не выбиваться из общего движения, мы рекомендуем проучить сложные альтерированные разделы различными штрихами: прямым и обратным пунктирами, дублем, staccato, а также в стороны, противоположные написанным. Общая мелодия нарастает и приходит к кульминации на ноте gis (22-й такт), которая нуждается в особом выделении. Далее сложность у скрипачей вызывает переброс смычка через струны. В этом случае следует естественно опереться на кульминационную нижнюю ноту и перевести локоть на верхнюю струну, продолжив стремительное движение.

Рис. 2. 2. 5 Партита №2 часть 2 (такты 16-24)

 

Соблюдение общего движения актуально до самого конца части, но некоторые музыканты делают ritenuto перед репризой и усаживаются на последнюю ноту. Не следует этого допускать, так как данная тенденция разрушает непрерывную линию.

Вторая половина части является более тонкой по интонации. Проучивать ее мы рекомендуем тщательнее, чем первую, прорабатывая интервалы на соседних струнах двойными нотами. Особое внимание следует уделить встречным знакам, для этого мы рекомендуем мыслить гармонически.

Кульминационные фрагменты заключаются в 44-м, а затем — в 49-м тактах.

Рис. 2. 2. 6 Партита №2 часть 2 (такты 40-54)

 

Частая ошибка в этом фрагменте — недостаточный показ «главных» звуков. В обоих случаях мы рекомендуем отработать переходы до уверенного попадания на данные интервалы (первый раз — переход из первой во вторую позицию на терцию, а затем — в четвертую). Подойти к кульминациям следует осмысленно, подготовив первые доли 44-го и 49-го тактов, заранее расширив триоли. Далее условием для успешного исполнения Куранты является непрерывная пульсация триолями, особенно на залигованных четвертях. Движение 2-й части Партиты №2 естественно и целесообразно замедляется лишь в двух последних тактах, приходя к логическому завершению и успокоению после апогея на последней строке части.

Переходя к анализу 3-й части Партиты, следует отметить контрастное философско-лирическое настроение данного сочинения. Испанский погребальный танец-шествие подразумевает достойный торжественный характер в темпе спокойного шага. Наиболее распространенная ошибка в 1-м и 2-м тактах в исполнении Сарабанды— это чрезмерные остановки и зависания на каждой первой доле, которые разрушают единое движение. Для того, чтобы этого избежать, мы рекомендуем не перегружать первые аккорды такта, а мыслить в духе классической Сарабанды, опираясь на вторую долю такта.

В процессе разучивания части следует проучивать отдельно верхний и нижний голоса (аккорды или последовательности двойных нот). Этот прием помогает усвоить мелодическую линию и найти нужное движение. Ламентозные по интонации восьмые (подобно тем, что встречаются в 3-м такте) следует исполнять в основном темпе, избегая замедления.

Рис. 2. 2. 7 Партита №2 часть 3 (такты 1-4)

 

Последовательности шестнадцатых должны быть «проговорены» и «пропеты» смычком. Для удобства восприятия ноты в тексте выписаны мельче, чем в действительности они звучат. В связи с этим мы советуем исполнять сочинение, умножая все длительности на 2.

В данной части действуют те же правила исполнения аккордов и соединения струн, которые были описаны нами выше и применяются в кантиленных частях. Еще одной распространенной ошибкой в процессе игры части является некачественное исполнение аккордов, в частности, зачастую скрипачи допускают звучание призвуков при переходах с одной струны на другую, в особенности – при исполнении аккордов.

Зачастую музыканты сажают темп сочинения ввиду его объема. Мы рекомендуем придерживаться музыкальной мысли в каждой фразе. Если исполнителю необходимо сделать уместное расширение, оно не должно выходить за рамки метра и основного движения части.

Финал Партиты №2 — танец английских моряков Giga. Характер тяжеловесного и стремительного пляса заложен в первых двух тактах. Затакт следует исполнять сразу в ритме, крупным штрихом основной темы — spiccato. Скрипачу следует опираться на первые ноты каждой группы триолей, не выкрикивая третьи. Темп не должен быть слишком быстрым в самом начале, так как за главной темой следует непрерывная последовательность шестнадцатых. Скрипачу рекомендуется представить заранее звучание мелких длительностей и только после этого взять комфортный темп.

Рис. 2. 2. 8 Партита №2 часть 4 (такты 1-4)

 

В последовательностях шестнадцатых нот мы видим скрытое многоголосие. Важно помнить, что, несмотря на трудности левой руки, невозможно исполнять подобные части непрерывной линией без опоры на важные ноты во фразе, символизирующие второй голос. Волнообразное движение запускается от первых нот из 12-ти звучных секвенций, которые мы рекомендуем логически расширять. Штрих detache должен быть одинаковым как вверх, так и вниз смычком, исполняемый в верхней части с помощью раскрытия руки в локтевом суставе.

Далее следуют различные фигурации, которые исполняются комбинированным штрихом detache и legato. Для ровности звучания следует проучивать данные фрагменты без лиг, прямым и обратным пунктирами и подобными приемами, которые были описаны выше, касаемо финала 4-й части Сонаты №1 g-moll И. С. Баха.

Рис. 2. 2. 9 Партита №2 часть 4 (такты 7-16)

 

Данная часть отличается своим масштабом, как и все финалы скрипичных циклов И. С. Баха. Для того, чтобы полностью охватить и физически «выдержать» сочинение без технических потерь, мы рекомендуем потратить как можно больше времени на его изучение и создать так называемый исполнительский запас.

 

2. 3 Ciaccone из Партиты № 2 И. С. Баха:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...