Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заинтересованные лица и цели




Одной из моделей, которая широко используется для объяснения того, каким об­разом заинтересованные лица оказывают влияние на формирование целей, является модель, предложенная Менделоу (Mendelow, 1991). Согласно этой модели, всех заинтересованных лиц можно классифицировать в зависимости от двух перемен­ных - их интересов и их власти:

власть заинтересованного лица определяет его способность оказывать влияние на организацию;

интерес заинтересованного лица определяется его желанием влиять на организацию. Другими словами, интерес соотносится со степенью заинтересованности лица в деятельности организации.

Из этого следует, что:

Влияние заинтересованного лица = Власть х Интерес.

Фактическое влияние заинтересованного лица будет зависеть от той позиции, ко­торая позволяет ему оказывать это влияние.

С позиции данной схемы нужно оценить следующие факторы:

1. какое заинтересованное лицо будет, скорее всего, наиболее влиятельным в вопросе определения целей организации;

2. какие заинтересованные лица могут, вероятнее всего, оказаться в потенциальном конфликте друг с другом, если речь идет об определении стратегических целей организации (когда на схеме в зоне высокой степени власти и высокой степени заинтересованности оказываются два заинтересованных лица или более).

Примерами заинтересованных лиц с высоким уровнем власти и большой степенью заинтересованности являются генеральный директор компании и ее совет директоров. Это объясняется не только тем, что они руководят компанией, но и тем, что они зависят от этой компании. А, например, руководство бара, куда служащие наведыва­ются после окончания рабочего дня (или в рабочее время), может быть примером лица, имеющего высокую степень заинтересованности, но низкую степень власти (а следовательно, и низкую степень влияния).

Что ожидают компании от стратегии?

Строго говоря, самой важной целью компании является задача выживания. Дру­гие цели зависят от типа организации и от характера окружающей среды.

Цели бывают траекторными точечными. По области приложения виделяют:

Экономические цели

Экономические цели можно выразить с помощью финансовых показателей. Для коммерческой организации основным финансовым критерием целей является ее до­ход. Доход как бухгалтерский термин - это результат производственной деятельно­сти, получаемый как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и произведенными затратами.

Рис. 1.3. Схема «заинтересованное лицо» (заимствовано: Mendelow, 1991)

Доходность от продаж, или, иначе говоря, прибыль, служит показателем того, как компания контролирует свои расходы (т. е. по существу является разницей ме­жду себестоимостью и продажной ценой. - Ред.), тогда как доходность активов (или доходность используемого капитала) характеризует эффективность исполь­зования денег инвесторов. Оба показателя отражают ключевые цели в бизнесе: обеспечить достаточную прибыль с целью будущих инвестиций и дивидендную доходность по акциям своих инвесторов.

Некоммерческие организации также имеют экономические цели, но эти цели вы­ражены через иные критерии измерения. Благотворительные организации, государст­венные структуры, университеты обычно измеряют свою экономическую деятель­ность с помощью таких инструментов, как «затраты - выгоды» («издержки - при­быль») или аудит «стоит ли денег» (проверка эффективности использования ресурсов в некоммерческих организациях. - Прим. пер.). Подобные организации большей ча­стью рассчитывают на доход, над которым они имеют ограниченный контроль и кото­рый устанавливается, например, центральным правительством. В данном случае цель будет состоять в извлечении максимальной выгоды от этих доходов. Например, уни­верситет будет экономно использовать свои доходы в рамках бюджета, чтобы обеспе­чить проведение академической и исследовательской работы.

Социальные цели

Не следует считать, что все цели, которые ставит перед собой компания, являются по своей природе финансовыми. Многие цели формируются для того, чтобы частич­но или полностью предоставить социальные льготы. Многие организации, финанси­руемые общественными фондами, такие, как школы, больницы и тюрьмы, существу­ют для того, чтобы предоставлять услуги обществу в целом. Благотворительные орга­низации и кооперативы предоставляют социальные услуги определенным категори­ям потребителей. Экономические цели таких организаций являются вторичными по отношению к их цели предоставить социальные услуги.

Коммерческие организации также постепенно включают социальные цели в стра­тегическое планирование (см. 4.6). Хотя их социальные цели, как правило, под­чинены экономическим целям, эти организации могут поддерживать социальные программы или программы, связанные с охраной окружающей среды, если они верят в их целесообразность. Например, они могут признать социальную значимость под­держки проектов местного сообщества или оказать помощь (за свой счет) своим ра­ботникам, которые ведут благотворительную деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...