Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие контроля. Задачи и цели контроля




Содержание

 

Введение

Глава 1. Педагогический контроль

Понятие контроля. Задачи и цели контроля

Функции контроля

Принципы контроля

Виды контроля

Формы контроля

Глава 2. Специфика контроля в преподавании иностранного языка

Контроль лексических, грамматических и произносительных навыков

Контроль навыков говорения

Контроль навыков письма

Контроль навыков чтения

Контроль навыков аудирования

Глава 3. Организация контроля на уроках иностранного языка

Требования к проведению контроля

Тестирование как специфическая форма контроля

Список источников

 


Введение

 

Одной из главных составляющих управления педагогическим процессом и обеспечения качества образования является контроль. Невозможно обеспечить качество обучения без системы обратной связи между педагогом и обучающимися, без данных о текущих (промежуточных) результатах, которые получаются с помощью средств текущего контроля. В современной методике преподавания иностранных языков критерии качества и эффективности педагогического процесса постоянно меняются, становясь все выше. По этой причине вопрос о повышении эффективности педагогического контроля отличается особой актуальностью.

Системы контроля и оценки успешности процесса обучения должны быть эффективными для того, чтобы делать корректные выводы о точности и полноте реализации цели обучения, своевременно корректировать подход и устранять недочеты.

Объектом данного курсового исследования является педагогический контроль, предмет исследования - роль и функционирование педагогического контроля в современном обучении иностранным языкам.

Предметом курсового исследования является педагогический контроль в современном преподавании иностранных языков.

Цель данной работы - рассмотрение и анализ различных аспектов педагогического контроля, т.е. функций, принципов, видов и форм педагогического контроля в современном преподавании иностранных языков и создание на их основе методических рекомендаций по проведению контроля различных видов речевой деятельности.

Таким образом, задачи курсовой работы следующие:

анализ литературы для установления сущности педагогического контроля учебных достижений в свете современной образовательной практике;

изучение влияния педагогического контроля на качество образования;

анализ опыта внедрения тестирования в рамках текущего контроля на примере уроков английского языка,

разработка контрольной работы с учетом всех методических правил и рекомендаций.


Глава 1. Педагогический контроль

Понятие контроля. Задачи и цели контроля

 

В этой главе будут рассмотрены и проанализированы определения понятия «контроль» из разных источников, чтобы наиболее полно отразить контроль как педагогический процесс, составляющие контроля и его особенности. Важно отметить, что контроль в обучении отличается от контроля в других областях и профессиональных сферах и обычно называется «педагогический контроль». Поэтому ниже будут приведены определения, которые применимы к теории обучения. Также будут рассмотрены задачи и цели педагогического контроля, выделяемые разными авторами.

В толковом словаре Ожегова контроль определяется как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки»[8]. В словаре методических терминов контроль - это «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [1, с.112]. Басова Н.В. в своей работе «Педагогика и практическая психология» дает следующее определение контроля: «педагогический контроль - это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса» [Басова, 2000, с.247]. И.П.Подласый определяет контроль как «выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых», отмечая при этом, что выявление и измерение - это составляющие проверки, соответственно, частью контроля является проверка [7, c.240]. Челышкова отмечает, что педагогический контроль представляет собой «единую методическую и дидактическую систему проверочной деятельности» [Челышкова, 2002, с.12]. Таким образом, контроль в обучении может рассматриваться как процесс, способ и система выявления знаний, умений и навыков обучаемых, которые подчиняются обще-дидактическим и собственно-методическим принципам конкретного предмета обучения. Кроме того, контроль представляет собой оценивание деятельности как учащихся, так и самого преподавателя.[2]Это логично, так как результаты контроля навыков и умений учащихся зависят как от их труда, так и от труда педагога по формированию ЗУН.

Чтобы определить успешность того или иного педагогического процесса или урока, необходимо сопоставить результаты с целями, которые были поставлены преподавателем в ходе подготовки к уроку. Это же касается и контроля, однако при определении задач и постановке целей урока, включающего контроль, преподаватель должен руководствоваться исконными задачами и целями контроля. Говоря о сопоставлении результатов с целями, необходимо отметить, что сам процесс контроля включает в себя «сравнение, сличение объекта и эталона» [Филатов, 2004]. Возникает вопрос: что принимать за эталон? Ответ - Временный государственный образовательный стандарт, в котором есть критерии оценивания объекта контроля, т.е. речевых навыков и умений. Пример таких критериев - языковая правильность речевого высказывания, успешность решения той или иной коммуникативной задачи. В.М.Филатов утверждает, что главным аспектом контроля является его направленность на совместную деятельность учителя и учащихся[11, c.199], и эту направленность можно увидеть в целях контроля, которые будут рассмотрены ниже.

По мнению Телеевой Е.В., задача контроля - это педагогически целесообразная организация и направление умственных действий обучаемых в процессе осуществления контрольной процедуры. К целям контроля другие авторы относят следующее:

ü оценить достижения учащихся [12,с.12];

ü «определить уровень сформированности речевых умений» [Гальскова, 2006];

ü выявить трудности, с которыми сталкивается как класс (группа) в целом, так и отдельные учащиеся [Heaton, 1990], что может «служить основанием для индивидуализации и дифференциации обучения» [Фоменко, 2008];

ü диагностировать и корректировать ЗУН;

ü учесть результативность отдельного этапа процесса обучения;

ü определить итоговые результаты обучения на разном уровне;

ü позволить учащимся корректировать свою учебную деятельность;[10]

ü стимулировать учебную деятельность и повышать мотивацию учащихся;

ü проанализировать свою деятельность и исправить методологические ошибки [Левитская, 2010].

ü Обеспечить управление процессом обучения, внося в него соответствующие изменения[11, c.200].

Функции контроля

 

Понятие «функция» обычно означает «обязанность, круг деятельности» или «значение, назначение, роль» чего-либо [Ожегов]. Следовательно, функции контроля - это его назначение и роль, которую он играет в учебно-воспитательном процессе. Функции, которые выполняет контроль, воздействуют как на сам процесс, так и на деятельность обучаемого и обучающего. В ходе изучения материалов по отечественной методике мной были обнаружены следующие функции контроля:

. Собственно контролирующая (проверочная)

. Диагностическая(диагностирующая)

. Ориентирующая

. Оценочная

. Управленческая

. Корректирующая

. Предупредительная (предупреждающая)

. Обучающая

. Стимулирующая и мотивирующая

. Воспитательная (воспитывающая)

. Прогностическая

. Развивающая

. Сравнительная

. Собственно контролирующая (проверочная) функция «обеспечивает проверку достижения учащимися определенного уровня сформированности иноязычных умений и навыков за определенный отрезок времени». [16]

. Суть диагностической функции заключается в том, что контроль дает возможность выяснить на определенном этапе обучения, каков у обучаемых уровень знаний о изучаемом языке, а также их уровень соответствующих навыков и умений. Диагностика дает возможность выявить и получить информацию о различного рода трудностях и проблемах, появляющихся у учащихся в учебном процессе. Например, выявление у учащихся пробелов в подготовке и определение их возможных причин. Обучающий может планировать дальнейшую деятельность, дифференцировать и индивидуализировать обучение, основываясь на результатах проведенной диагностики навыков и умений. Контроль также дает возможность преподавателю диагностировать степень эффективности используемых им методов по формированию речевых умений и навыков.

. Ориентирующая функция заключается в ориентировании учащихся по результатам их учебного труда, в указании учащимся и преподавателю ориентиров, то есть аспектов или тем, на которые им следует обратить особое внимание с целью более эффективно закрепить тот или иной навык или умение. Контроль помогает ориентировать учащихся как в сложностях, с которыми они сталкиваются, так и в их достижениях. Выявляя проблемные участки, контроль указывает учащимся направление для деятельности по ликвидации пробелов и ошибок. Таким образом учащиеся совершенствуют свои знания и умения. Контроль дает учащимся возможность самоанализа и оценки своих знаний и возможностей.

. Цель оценочной функции-... Взаимодействию между обучающим и обучаемым во время занятий необходима оценка, особенно это касается обучаемых. Выражение оценки их деятельности в конкретной форме может быть для них полезным. В некоторых ситуациях необходимость в конкретной оценке исчезает и становится целесообразней общая оценка: «знает», «не знает», «умеет», «не умеет», «научился», «не научился», «усвоил», «не усвоил». Существуют два направления оценки деятельности обучаемых. Одно направление связано с оценкой учебного процесса, деятельности учащихся и их степени активности. Делаются выводы о качестве педагогического процесса. Второе направление связано с результатами учебного процесса. Оцениваются результаты деятельности обучаемых. Для преподавателя оценка деятельности им обучаемых необходима. С помощью этой оценки у преподавателя складывается конкретное представление о степени обученности каждого обучаемого в конкретный момент учебного процесса. Немаловажен и другой аспект этой оценки. Она дает преподавателю возможность самооценки, анализа собственной деятельности и эффективности используемых им методов. Это является базой для введения коррекций по обучающей деятельности преподавателя.

. Значение управленческой функции контроля заключается в определении меры, в которой грамотное протекание педагогического процесса обеспечено контролем. Она проявляется в том, что преподаватель может руководить обучением, основываясь на планировании учебного взаимодействия между преподавателем и обучающимися (принцип обратной связи). От текущего контроля процесса обучения в большой степени зависит педагогическое управление этим процессом. Целью контроля является регулировка процесса овладения умениями и навыками оперирования единицами языка речи.

. Корректирующая функция контроля осуществляется в двух направлениях: коррекция обучающих упражнений и достижение эффективности приемов контроля применяемых к учебным задачам.

. Предупреждающая функция и корректирующая близки по значению. Но между ними существуют некоторые отличия. Смысл предупреждающей функции заключается в том, что контроль позволяет учащимся обратить внимание на то, соответствуют ли их собственные знания, навыки и умения поставленными перед ними требованиям и задачам. Как следствие, выявляются и ликвидируются существующие пробелы в подготовке.

. Обучающая функция нацелена на совершенствование и систематизацию знаний и умений. В ходе процесса контроля обучаемыми проверяется и закрепляется изученное. Это не только процесс воспроизведения учащимися изученного ранее материала, но и практическое применение знаний и умений в новой для них ситуации. Проверка способствует систематизации проверяемых знаний, то есть, эти знания становятся более ясными и конкретными после выделения учащимися главного, основного в изученном ими материале. Обучающее свойство в принципе характерно контролю, неотъемлемой составной которого является многократное повторение обучаемыми учебных действий. В педагогическом процессе контроль также осуществляет функцию обеспечения взаимодействия между обучающим и обучаемыми.

. Смыслом и целью стимулирующей и мотивирующей функций контроля является генерация положительных причин для изучения иностранного языка. Очевидно, что полученный результат в форме отметки после выполнения проверки знаний (контроля) имеет значение для учащихся. Положительный результат приносит учащемуся чувство удовлетворения после успешно проделанной работы. Отрицательная отметка выявляет для учащегося необходимость приложения усилий для устранения пробелов, затруднений, ошибок.

. Воспитательная функция контроля нацелена на дисциплинирование учащихся и введение в привычку систематические занятия. Иными словами, развитие силы воли в изучении языка. Регулярный контроль учебной деятельности учащихся, усвоения ими знаний и приобретения навыков стимулирует как обучаемых, так и обучающего. С обеих сторон повышается ответственность и аккуратность по отношению к проводимой работе. У обучаемых формируются положительные качества, они учатся работать и взаимодействовать в коллективе. У учащихся формируется самооценка, они учатся анализировать свои знания, умения и навыки. [16]

. Прогностическая функция контроля относится к аспекту прогнозирования учебного процесса. В результате проверки преподаватель получает опережающую информацию о педагогическом процессе. Получив информацию, у обучающего есть данные для прогнозирования определенного отрезка педагогического процесса. У преподавателя появляется возможность проанализировать, сформированы ли у обучаемых определенные знания, умения и навыки и адекватны ли они последующему новому материалу (теме, разделу). Используя результаты прогноза создают модели возможного поведения обучаемого, на данный момент допускающего ошибки определенного характера или сталкивающегося с определенными трудностями в системе приемной познавательной деятельности. Сделав верные выводы на основе прогноза, преподаватель может планировать и осуществлять педагогический процесс.

. У развивающей функции контроля две составляющие. Первая - определение реального уровня усвоения изучаемого материала. Вторая - развитие таких личных качеств, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, критическое мышление, самообладание. В то же время развивается острота восприятия, внимание, память и др. Важность контроля в педагогическом процессе обусловлена его исключительными возможностями по развитию у учащихся памяти, внимания, речи, воображения, прилежности и мышления. Контроль стимулирует и развивает у учащихся интересы, потребности, способности и склонности.

. Сравнительная функция контроля заключается в возможности учителя сравнить результаты учащихся, увидеть общую картину уровня владения навыками и проследить динамику уровня владения иностранным языком.

Принципы контроля

 

Так как принцип - это «основная особенность в устройстве чего-нибудь»[8], то принципы контроля представляют собой его особенности, а значит, являются его неотъемлемой частью. Их должны учитывать преподаватели при организации контроля в своей профессиональной практике, так как в педагогике контроля принципы - это «совокупность теоретических правил, способствующих эффективному осуществлению контроля» [Челышкова,2002, с.27]. Некоторые авторы пособий по методике преподавания используют понятие «требования» в качестве синонима слова «принципы», поэтому в данной работе они будут рассмотрены как принципы. Итак, ниже перечислены принципы контроля, встречающиеся у разных авторов:

·   объективность

·   научность

·   всесторонность

·   систематичность

·   наглядность (гласность)

·   профессиональная направленность

·   валидность

·   надежность

·   регулярность

·   дифференцированный характер

Суть принципа объективности заключается в том, что содержание диагностических процедур (тесты, задания и вопросы) должно быть обоснованным. Отношение обучающего ко всем учащимся должно быть равным, благосклонным. Оценивание знаний, навыков и умений должно быть адекватно установленным критериям. Практическое значение объективности диагностирования заключается в совпадении всех отметок независимо от осуществляющих диагностирование педагогов и от применяемых ими методов и средств контролирования [8]. Количественная и качественная оценки результатов деятельности обеспечивают объективность контроля. В результате учета темпа речи, количества допускаемых ошибок и ряда других показателей достигается максимальная объективность. Качественная оценка результатов деятельности безусловно важна для объективного контроля. Здесь оцениваются умение адекватного выражения мысли в заданной речевой ситуации, полнота раскрытия темы, соответствие ответа заданию. Нельзя забывать о степени субъективности преподавателя, когда идет речь о качественной оценке деятельности учащихся. Выбор оценки, осуществляемый преподавателям, должен быть обоснован согласно существующим критериям [5].

Принцип научности контроля предполагает практическое применение преподавателем «научно обоснованных средств оценки знаний учеников». Необходимость научного обоснования качества применяемых средств контроля и оценивания очевидна [12].

Принцип всесторонностиуказывает на то, что необходим внимательный выбор содержания контроля. Контроль должен наглядно отображать содержание проведенной работы по подготовке учащихся. Итоговые проверки (тесты, контрольные работы) должен содержать разнообразные задания, охватывающие максимально широкий круг изученных ранее вопросов и тем. Проверяется степень освоения основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Второстепенные аспекты учебной программы проверке не подлежат [12].

Принцип систематичности контролязаключается в необходимости проведения работы по диагностическому контролю в течение всего педагогического процесса, на всех его этапах. На начальном этапе проверяется восприятие и усвоение базовых знаний. На заключительном этапе проверке подлежит умение практического применения приобретенных знаний. Все учащиеся в учебном заведении без исключений систематически подвергаются диагностическому контролю. Частота диагностического контролирования в школе должна быть достаточной для проверки усвоения школьниками всех важных тем и приобретения ими всех предусмотренных знаний, умений и навыков. Комплексный подход лежит в основе принципа систематичности контроля. Диагностирование должно проводиться при соблюдении обязательного условия: тесная взаимосвязь и единство всех форм, методов и средств контроля, проверки и оценивания, которые должны подчиняться единой цели. Комплексный подход исключает «универсальность отдельных методов и средств диагностирования» [8]. Cуществует некая зависимость систематичности дидактического контроля от его плавности. Система проводимой деятельности по контролю должна быть логичной и понятной обучающимся. Фактор неожиданности и чрезмерное учащение проверок вызывают у учащегося нервно-эмоциональное напряжение, что вредит процессу обучения в целом. Наоборот, редкие и не систематичные проверки приводят учащегося к некому состоянию расслабленности и снижают продуктивность его работы.

Принцип наглядностиподразумевает открытые виды диагностирования всех обучающихся по одинаковым критериям. Уровень успеха каждого обучаемого становится наглядным в ходе проверки. У остальных учащихся появляется возможность сравнить собственные результаты и достижения с результатами и достижениями других учащихся. По принципу наглядности оценки должны быть мотивированы и должны оглашаться. Отметка является для обучающихся ориентиром для суждения об объективности преподавателя и стимулом для максимальной реализации предъявляемых требований. Без оглашения результатов реализация принципа наглядности невозможна. Обязательно оглашение результатов проведенных проверок и диагностических срезов, их анализ и обсуждение с учащимися, проведение так называемой «работы над ошибками», планирование дальнейшей деятельности по ликвидации недочетов и пробелов. [8]

Принцип профессиональной направленностиотражает необходимость работы преподавателя по подготовке обучающегося в перспективе его специальности. Когда обучаемый видит в проводимых проверках непосредственную пользу для его дальнейшей профессиональной деятельности, повышается его мотивация, познавательность, заинтересованность в проводимом процессе диагностирования. Это залог успеха в становлении высококвалифицированным специалистом. [2]

Регулярность контроля и его систематичность тесно связаны. Частота и регулярность контроля непосредственно влияют на продуктивность деятельности обучающихся, а также на запоминание ими усвоенного материала.[5]

Валидность контроляобеспечивают адекватность контроля целям дидактики и значительное количество проверочных заданий. Адекватность контроля касается содержания. Проверке должно подвергаться исключительно усвоение пройденного и изученного материала в рамках программы педагогического процесса. Было бы нарушением принципа валидности давать обучающимся проверочную работу по применению какой-либо формулы, если они были обучены только узнаванию и распознанию этой формулы. Валидность контроля всегда связана как с теоретическими знаниями, так и с практическим применением этих знаний. При изучении орфографического правила изучается также и его применение. В этом случае преподаватель имеет все основания проверять как распознание этого правила, так и его практическое применение и принцип валидности не будет нарушен. Количество материала подвергаемого проверке также влияет на валидность контроля. [2]

Надежность контроля - это «устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями» [Басова, 1999, с.253]. Понятия надежности и валидности контроля очень близки. Достаточная валидность контроля обеспечивает его надежность, но не наоборот. Не всегда надежность обеспечивает валидность. Надежный контроль, не охватывающий всего объема знаний, умений и навыков, подвергаемых проверке, не может считаться валидным[2].

Дифференцированный характер контролясостоит в необходимости соответствия формы контроля проверяемому «аспекту языка или виду речевой деятельности». Например, устная речь является источником контроля как для проверки диалогической, так и монологической речи, но уровень владения устной речью проверяется дифференцировано для этих двух видов речевой деятельности. Объекты контроля диалогической речи: «умение понять собеседника и определить его коммуникативное намерение», умение «адекватно реагировать на реплику собеседника» и «умение инициировать диалог».

Объект контроля монологической речи: «умение построить связный текст разной коммуникативной направленности»[5].

На основании выше рассмотренных требований к проведению контроля можно сделать вывод, что, как и в любом другом аспекте педагогической деятельности, грамотная организация и правильное осуществление контроля невозможно без соблюдения обще-дидактических принципов.

Виды контроля

 

Виды контроля, рассматриваемые большинством авторов, - это предварительный, текущий, тематический, рубежный (поэтапный) и итоговый. Рассмотрим эти виды подробно.

Предварительный контроль позволяет сделать обучение дифференцированным и дает возможность определиться с дальнейшими действиями по изменению и корректировке используемых методов обучения. Цель предварительного контроля - «установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности)»[Челышкова, 2002]. Таким образом, данный вид контроля является своего рода подготовкой к контролю.

Текущий контроль обеспечивает преподавателя информацией о том, насколько успешно сформированы и развиты те или иные речевые навыки и умения учащихся[5]. Цель текущего контроля - «получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения» [Челышкова, 2002]. Здесь можно сказать о том, что этот вид контроля является вторым звеном в системе проверки, и он так же дает возможность преподавателю понять, насколько и в каких темах необходимо скорректировать приемы и технологии обучения.

Промежуточный (рубежный, поэтапный) контроль уместен по завершению изучения всего юнита или главы. Он позволяет получить сведения об эффективности освоения конкретного раздела программы[5]. Цель - «выявление результатов определенного этапа обучения» [Челышкова, 2002]. Данный вид контроля проводится в конце четверти или триместра.

Итоговый контроль (контроль результатов учебной деятельности) дает возможность определить уровень коммуникативной компетенции в целом. Этот вид контроля широко применяется при аттестации выпускников общеобразовательных школ и колледжей, чтобы установить соответствие уровня их компетенции стандартам по иностранному языку. Проверяются навыки всех видов речевой деятельности и аспектов языка[5]. Цель - «установить уровень сформированности коммуникативной компетенции по окончании курса изучения иностранного языка» [Фоменко, 2008].

Тематический контроль проводится для того, чтобы определить уровень освоения пройденной темы. Цель тематического контроля - «проверка не отдельных элементов, а проверка понимания системы, объединяющей эти элементы» [Фоменко, 2008]. «Полезность» этого вида контроля заключается в том, что преподаватель делает вывод, насколько хорошо отработана тема и решает, нужна ли дополнительная отработка.

Формы контроля

 

Формы контроля заслуживают отдельного от видов контроля внимания. У Фоменко Т.М. формы контроля это «способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется овладение учащимися требуемыми знаниями, навыками и умениями» [Фоменко]. В обучении иностранным языкам в зависимости от вида и целей контроля используются следующие формы контроля: традиционные и современные (нетрадиционные); устный и письменный; индивидуальный и фронтальный.

Для качественной организации контроля речевых навыков и умений крайне необходимо знать преимущества и недостатки каждой формы контроля, так как неправильное, неуместное применение той или иной формы контроля - это, в первую очередь, несоблюдение обще-дидактических принципов контроля и, в конечном счете, лишение контроля функций, которые он должен выполнять. Таким образом, снижается эффективность проверки. Рассмотрим индивидуальный контроль:

А. Преимущества: более объективен, так как показывает уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося; возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося; предполагая развернутые ответы на вопросы, выполняет развивающую функцию: развивает речь, мышление и память учащихся.

Б. Недостатки: снижение активности других при контроле одного учащегося; малый охват учащихся.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на их вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.

А. Преимущества: большой охват учащихся; более высокая активность учащихся; возможность варьировать темп работы на основании общей готовности учащихся.

Б. Недостатки: рассредоточенность внимания преподавателя; недостаточная объективность оценки знаний всех учащихся из-за отсутствия фиксации внимания на каждом.

Традиционные и современные (нетрадиционные) формы контроля.

К традиционным формам контроля Фоменко относит устный опрос (фронтальный, индивидуальный, взаимный - работа в парах), письменную контрольную работу, экзамен.

Недостатки:1) Субъективность характера экспертной оценки преподавателя;2) Индивидуальность требований различных преподавателей, наличие собственных понятий о требовательности и справедливости, критериев качества знаний, навыков и умений, которыми руководствуется каждый отдельный преподаватель;3) Снижение объективности из-за предшествующего проверке общения с обучаемым и личное отношение к нему; 4) Влияние на объективность оценки факторов «эмоциональной составляющей» (внешний вид обучаемого, поведение, его способ выражать мысли, манера речи).

Одной из современных форм контроля обучаемого является так называемый «портфолио» ученика или студента. В одной папке собирается учебный материал, являющийся отражением деятельности ученика или студента по предмету «иностранный язык». Портфолио состоит из нескольких разделов.

Рейтинг-система - система контроля с оценкой всех видов работ в баллах. Отметка должна выставляться на каждом задании, это обеспечит эффективную связь с родителями, заинтересованными в учебном процессе своих детей. Каждый месяц создается «рейтинг-лист», определяется «рейтинг-место» и вывешивается в учебном помещении. Система подсчета рейтинга включает не только обучающихся одной группы, но и всех других занимающихся параллельно и изучающих иностранный язык по той же программе. Это позволяет каждому отдельному учащемуся сравнить свои результаты и достижения с общим рейтингом и, при желании, с результатами конкретных коллег (одноклассников, одногруппников). Оценивание осуществляется согласно строгим правилам и общепризнанным критериям, что обеспечивает объективность и справедливость оценок. Новая форма оценки «оценка словом» приветствуется, так как позволяет яснее выразить мнение преподавателя по поводу работы обучаемого. Расширяя традицию оценок, вводятся 11 ступеней оценивания, но традиционная система оценивания сохраняется.

Другой современной формой контроля является педагогическое тестирование. Оно позволяет получить достоверную, объективную, точную информацию об уровне знаний, навыков и умений обучаемых, что является залогом объективности оценивания[9]. Данная форма контроля будет рассмотрена в отдельном разделе.

К еще одной современной форме контроля Т.М.Фоменко относит мониторинг. Мониторинг по определению - это «постоянное наблюдение за каким-л. процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям»[Ефремова]. А значит, в преподавании иностранных языков мониторинг является непрерывным наблюдением за процессом формирования речевых умений и навыков.

В педагогическом процессе усвоение знаний и умений и выработка навыков должны постоянно отслеживаться преподавателем. Другими словами, мониторинг- это постоянная деятельность педагога по контролю за деятельностью ученика, которая обеспечивает эффективное наблюдение за «продвижением ученика от незнания к знанию» и позволяет осуществлять необходимые корректировки. Процесс мониторинга включает в себя все функции контроля и реализует их. Важнее всего до, что в нем реализуются управляющая и диагностирующая функции. Эффективная обратная связь «учитель-ученик» обеспечивается благодаря корректному мониторингу. Преподаватель получает информацию о степени усвоения его учениками учебного материала. Различные виды контроля задействованы в мониторинге. Текущий и тематический контроль имеют первостепенную важность для мониторинга. «Мониторинг предполагает создание инструментов контроля знаний, навыков и умений (выбор форм контроля и разработку контрольных заданий), а также разработку корректирующей методики, ориентированной непосредственно на личность школьника с учетом его индивидуальных достижений в учебном процессе»[18].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...