Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие навыков приема пищи.

Дневник развития ребенка 0-3 лет.

Основные особенности развития ребенка в этом периоде: - с рождения младенец наделен тем запасом инстинктов, которые позволяют ему быстро адаптироваться к окружающей действительности. Особое значение для развития ребенка имеют сенсорно-скоординированные движения рук и ног, которые формируются у него в первый год жизни очень быстрыми темпами. В последующем это отражается на становлении познавательных и интеллектуальных способностей, уже на втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, и эта реакция всегда эмоционально окрашена. А развитию наглядно-действенного мышления предшествует развитие движений рук и совершенствование работы органов чувств. - младенцы не способны провести грань между собой и окружающим их миром, но постепенно они начинают познавать себя как отдельных существ и изучать свое тело. Это происходит в период от трех до восьми месяцев. В первый год жизни формируется личность ребенка. Зачатки его личностных качеств коренятся во взаимодействии с взрослыми. Приобретаемый в первый год жизни опыт накладывает своеобразный отпечаток на уже определенный темперамент.

До одного года ребенок проходит следующие этапы эмоционального развития:

• с момента рождения до трех месяцев он стремится к регулярности и покою, но вместе с тем концентрируется на своих ощущениях и переживаниях. На этой стадии все люди для него выглядят примерно одинаково;

• в период от двух до семи месяцев он становится более внимательным к окружающему его миру. Он узнает близких людей и направляет свое внимание, прежде всего, на тех, кто о нем заботится;

• в период от девяти месяцев до полутора лет он играет более активную роль в эмоциональных отношениях с взрослыми, которые его окружают.

Развитие общих движений.

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. 1,5 месяца
Лежа на животе, приподнимает голову. 2 месяца
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). 3 месяца
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. 3 месяца
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). 4 месяца
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. 4 месяца
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. 4 месяца
Когда тянут за ручки, пытается присесть. 4,5 месяца
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. 5 месяцев
Лежа на спине, трогает ручками колени. 5,5 месяцев
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. 6 месяцев
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). 6 месяцев
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. 6 месяцев
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. 7 месяцев
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. 7 месяцев
Посаженный, сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. 7,5 месяцев
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки (" ласточка "). 8 месяцев
Лежа на животе, поворачивается по кругу. 8 месяцев
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. 8 месяцев
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед). 8 месяцев
Лежа на боку, приподнимает голову. 8 месяцев
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. 8,5 месяцев
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. 9 месяцев
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. 9,5 месяцев
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). 9,5 месяцев
Ползает на животе 9,5 месяцев
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. 10 месяцев
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. 10 месяцев
Сидя без поддержки не падает, когда тянется в сторону. 10 месяцев
Встает на четвереньки из положения сидя. 10 месяцев
Встает, держась за опору. 11 месяцев
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу. 11 месяцев
Садится из положения на четвереньках. 11 месяцев
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. 11 месяцев
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. 11 месяцев
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. 11 месяцев
Ползает на четвереньках. 1 год 1 месяц
Переступает боком вдоль мебели (стены). 1 год 1 месяц
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. 1 год 1 месяц
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. 1 год 1 месяц
Стоит без опоры несколько секунд. 1 год 1 месяц
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. 1 год 1 месяц
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает 1 год 2 месяца
Встает с пола без поддержки. 1 год 3 месяца
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. 1 год 3 месяца
Присаживается на корточки и играет в этой позе 1 год 6 месяцев
Залезает на диван, кресло. 1 год 6 месяцев
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. 1 год 6 месяцев
Встает с маленького стульчика (с опорой). 1 год 6 месяцев
Бежит, смотря под ноги. 1 год 6 месяцев
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. 2 года
Садится на маленький стульчик. 2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого. 2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу. 2 года
Ходит задом–наперед. 2 года
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). 3 года
Перешагивает через препятствия 3 года
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. 3 года
Встает с маленького стульчика без опоры. 3 года
Встает на цыпочки. 3 года
Стоит на правой ноге 3 секунды. 3 года
Стоит на левой ноге 3 секунды. 3 года
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. 3 года
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. 3 года
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр). 3 года
Пинает мяч с размаху 3 года
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. 3 года
Перепрыгивает через веревку на земле. 3 года
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. 3 года
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. 3 года
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо. 3 года
Проходит на цыпочках 3 метра. 3 года


Развитие движений рук

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Изолированные хаотические движения рук. 2 месяца
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. 3 месяца
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. 3 месяца
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. 3 месяца
Смотрит на движения своей руки. 3 месяца
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. 3,5 месяца
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими. 3,5 месяца
Трясет погремушкой, вложенной в руку 4 месяца
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот. 4,5 месяца
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. 4,5 месяца
Водит пальцами по поверхности игрушки. 4,5 месяца
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. 5 месяцев
Большую часть времени кисти раскрыты. 5 месяцев
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой–тянется за игрушкой. 5 месяцев
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. 6 месяцев
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой–тянется ко второй игрушке и захватывает ее. 6 месяцев
Перекладывает предмет из руки в руку. 6 месяцев
Тянется к удаленному предмету. 7 месяцев
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами. 7 месяцев
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой. 7 месяцев
Рассматривает то один предмет, то другой, которые держит в руках. 8 месяцев
Поднимает предмет двумя руками. 8 месяцев
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). 8 месяцев
Отталкивает мяч в случайном направлении. 8 месяцев
Стучит предметом о предмет. 9 месяцев
Хлопает в ладоши. 9 месяцев
Ощупывает людей и предметы. 10 месяцев
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный " пинцетный захват "). 10 месяцев
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает 11 месяцев
Бросает предметы в игре. 11 месяцев
Берет мелкий предмет 2 пальцами (кончиками большого и указательного)-точный " пинцетный захват ". 1 год
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. 1 год
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием–колышек, кольцо- стержень и т.п.). 1 год 1 месяц
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.). 1 год 1 месяц
Пытается рисовать каракули. 1 год 2 месяца
Ставит кубик на кубик. 1 год 4 месяца
Соединяет предметы (стержень-кольцо, колпачок-ручка и т.п.) под контролем зрения. 1 год 4 месяца
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения. 1 год 4 месяца
Разворачивает завернутый в бумагу предмет. 1 год 6 месяцев
Ставит 3 кубика друг на друга. 1 год 8 месяцев
Переворачивает страницы книги по одной. 1 год 8 месяцев
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие. 1 год 9 месяцев
Схватывает движущийся предмет (например –мяч). 2 года
Разрывает бумагу. 2 года
Пытается остановить катящийся к нему мяч. 2 года
Нанизывает на шнур большие (2 см) " бусины " с отверстием 0.5-0.6 см. 2 года
Ставит 4-6 кубиков друг на друга. 2 года
Переливает жидкость из одной емкости в другую. 2 года 6 месяцев
Складывает бумагу пополам по подражанию. 2 года 6 месяцев
Нанизывает на шнур средние (1.5 см) " бусины " с отверстием 0.3-0.4 см. 2 года 6 месяцев
Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр). 3 года
Режет бумагу ножницами. 3 года

 

Развитие зрения

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Сужение зрачка при освещении. с рождения
Смотрит на источник света. 1 месяц
Фиксирует взгляд на лице взрослого. 1 месяц
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. 1 месяц
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. 1,5 месяца
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. 2 месяца
Предпочитает смотреть на новые предметы. 2 месяца
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. 2 месяца
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. 2 месяца
Улыбается, увидев что-то знакомое. 3 месяца
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см 3 месяца
Рассматривает предметы в комнате. 3 месяцев
Смотрит на свою руку. 3 месяца
Смотрит на предмет, который держит в руке. 3 месяца
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. 3,5 месяца
Предпочитает объемные игрушки. 4 месяца
Моргает при быстром приближении предмета. 4 месяца
Смотрит на свое отражение в зеркале. 5 месяцев
Узнает бутылочку (и/или грудь) 5 месяцев
Реагирует на маску 5 месяцев
Рассматривает окружение на улице. 6 месяцев
Выбирает взглядом любимую игрушку 6 месяцев
В новом месте–осматривается, может быть испуган. 6 месяцев
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого. 8 месяцев
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см. 8 месяцев
Отличает " своих " от " чужих " по внешнему виду. 8 месяцев
Следит за игрой в мяч. 9 месяцев
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами. 1 год
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом 1 год
Понимает 2-3 жеста (" пока ", " нельзя " и др.). 1 год 1 месяц
Обходит высокие препятствия при ходьбе. 1 год 2 месяца
Подражает увиденным действиям взрослого. 1 год 3 месяца
Узнает себя и близких на фотографиях. 1 год 4 месяца
Показывает несколько названных предметов или картинок. 1 год 4 месяца
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. 1 год 4 месяца
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки …). 1 год 6 месяцев
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки 1 год 6 месяцев
Узнает свои вещи, одежду 2 года
Подбирает парные игрушки или картинки к указанной 2 года
Подбирает предмет к его рисунку. 2 года 6 месяцев
Знает 2-4 основных цвета. 3 года
Узнает предмет по рисунку его характерной части. 3 года

 

Развитие слуха.

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Вздрагивает или моргает при резком звуке. с рождения
Прислушивается к звуку колокольчика. 1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки. 2 месяца
Прислушивается к голосу взрослого. 2 месяца
Улыбается, когда слышит голос взрослого. 2 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других. 2,5 месяца
Прислушивается к музыке. 3 месяца
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. 3 месяца
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). 3 месяца
Выделяет любимую музыку. 4 месяца
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. 4 месяца
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха. 4 месяца
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет. 4 месяца
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. 4 месяца
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. 5 месяцев
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. 5 месяцев
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. 6 месяцев
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). 6 месяцев
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. 6 месяцев
Смеется в ответ на некоторые звуки. 6 месяцев
В положении сидя поворачивается к источнику звука. 7 месяцев
Пытается воспроизвести " мелодию " услышанной речи. 7 месяцев
Интересуется предметами, производящими звук. 8 месяцев
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки. 9 месяцев
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой. 10 месяцев
Замирает, когда ему говорят " нельзя ", " подожди " и т.п. 10 месяцев
Выполняет движения по просьбе (например, на слово " ладушки " начинает хлопать в ладоши). 11 месяцев
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. 11 месяцев
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов (" мама ", " папа ", " баба "...). 1 год
Начинает " танцевать " при звуках музыки. 1 год 2 месяца
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. 1 год 2 месяца
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. 1 год 2 месяца
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, " причесывает ", " качает " или " кормит " куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. 1 год 4 месяца
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). 1 год 4 месяца
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. 1 год 4 месяца
Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали. 1 год 4 месяца
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. 1 год 6 месяцев
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). 1 год 6 месяцев
Любит играть со взрослым в " голоса животных " (например: " как коровка мычит? "–" му-у-у "). 1 год 6 месяцев
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. 2 года
Понимает 100 слов и более. 2 года 3 месяца
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). 2 года 3 месяца
Пытается петь 2 года 6 месяцев
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их, спустя несколько часов). 3 года

 

Развитие общения.

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого. 2 месяца
Поддерживает зрительный контакт с говорящим. 3 месяца
Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются. 4 месяца
Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить. 4 месяца
По ситуации понимает, что его сейчас будут кормить и успокаивается. 5 месяцев
Обменивается со взрослым звуками, выражением лица по очереди. 5 месяцев
Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного события или контакта. 6 месяцев
Выражает интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом. 6 месяцев
" Требуя " продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет. 6 месяцев
Улыбается своему отражению в зеркале. 6 месяцев
Повторяет действие, вызывающее интересную реакцию взрослого (например –смех). 8 месяцев
Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых. 8 месяцев
Тянет руки навстречу взрослому. 8 месяцев
Играет " в прятки ". 8 месяцев
Подражает интонации говорящего. 10 месяцев
Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости). 10 месяцев
Подражает выражению лица взрослого. 10 месяцев
Понимает несколько жестов: указательный, " до свидания ", " иди ко мне ", " нельзя " и т.п. 11 месяцев
Поворачивается, когда его зовут. 1 год
Специально бросает предметы, чтобы их поднимали. 1 год
Проявляет удовольствие, когда хвалят. 1 год
Использует указательный жест. 1 год 1 месяц
Использует 2 жеста и более: " до свидания ", " ладушки ", " большой " и т.п. 1 год 2 месяца
Зовет кого-нибудь, чтобы помогли. 1 год 3 месяца
Использует знак " да "–кивает головой. 1 год 4 месяца
Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим. 1 год 4 месяца
Обращает внимание на плачущего ребенка. 1 год 4 месяца
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет. 1 год 4 месяца
Приветствует знакомых людей доступными средствами. 1 год 4 месяца
Использует знак " нет "–качает головой в стороны. 1 год 6 месяцев
Легко повторяет увиденные жесты. 1 год 8 месяцев
Начинает плакать, чтобы добиться своего 1 год 8 месяцев
Использует более 10 жестов и других выразительных средств. 2 года
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт. 2 года
Знает, чего нельзя делать, но пытается " спровоцировать " взрослых на запрет. 2 года
" Отыгрывает " на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.). 2 года
Изображает поведение взрослого. 2 года 6 месяцев
Понимает и употребляет слова " я ", " мой ". 2 года 6 месяцев
Вступает в контакт с детьми и взрослыми. 3 года
Постоянно задает вопросы. 3 года

 

Развитие речи.

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Произносит гласные звуки близкие к " а ", " ы ", " у ", возможно в сочетании с согласным " г " (гулит). 4 месяца
Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя…", "бабаба…", "мамама…" (лепечет). 10 месяцев
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: " ба! " (бах!), " дя " (да) и т.п. 1 год 2 месяца
"Говорит на своем языке"–произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. 1 год 6 месяцев
Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: " мама ", " дядя "… 1 год 6 месяцев
Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: " а", " о ", " у ", " и ", " м ", " п ", " б ", " к ", " г ", " дь", " ть ", " нь ", " ль ", " сь ". Например: " мама ", " ляля ", " дя " (дай), " ня " (на) и т.д. 1 год 6 месяцев
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: " тетя ", " кися " (киса) 1 год 8 месяцев
Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: " тетя ", " катя ", " синя " (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный. 1 год 10 месяцев
Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: "мама Лена". 2 года
Строит предложения из 2-х слов: " мама дай ", " баба ди " (баба иди). 2 года
Пытается произносить трех- четырехсложные слова. Например: " алясе " (хорошо), " павозик " (паровозик)…Среди произносимых звуков появляются " н ", " т ", " д ". 2 года
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. 2 года 6 месяцев
Строит предложения из 3-4-х слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: " Это моя миська больсей " (Это мой большой мишка). 2 года 6 месяцев
Повторяет за взрослым двустишие. 3 года
Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения. " Кода папа мой придет с работы, мы подем гулять "". В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки: " с ", " л", " ы ", " в ", " р ", " з ". 3 года

 

Развитие мышления.

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Настойчиво пытается что-либо достать. 5 месяцев
После отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет. 9 месяцев
Играет в " прятки "–либо ищет, либо прячется, ожидая реакции взрослого (реагирует, когда он нашел или его нашли). 1 год
Достает предметы из коробки. 1 год
Смотрит на предмет, на который указывает или смотрит взрослый. 1 год
Пользуется указательным жестом. 1 год
Долго наблюдает за бытовыми действиями взрослых. 1 год
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 3-х, если она была спрятана у него на глазах. 1 год
Запоминает местонахождение предметов, которые на несколько минут были выпущены из поля зрения. 1 год
Понимает (смеется), когда взрослые ведут себя как маленькие или совершают странные действия. 1 год 1 месяц
Кладет предмет в коробочку и смотрит в нее. 1 год 1 месяц
Совершает действия с предметами (расческой, ложкой, телефоном, пультом от телевизора, машинкой и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением. 1 год 3 месяца
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах. 1 год 4 месяца
Вытягивает за веревочку спрятанный предмет. 1 год 4 месяца
Показывает 3-5 частей тела на себе. 1 год 4 месяца
Показывает 3-5 частей тела на кукле. 1 год 4 месяца
Складывает все кубики (6-8) в коробочку. 1 год 5 месяцев
Строит башню из 3-4 кубиков. 1 год 5 месяцев
Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, выбрать, принести). 1 год 6 месяцев
Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если что-то не получается. 1 год 6 месяцев
Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы. 1 год 8 месяцев
Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, возможно, через несколько часов после наблюдения. Например, подметает пол, складывает белье в стиральную машину и т.п. 1 год 8 месяцев
Понимает 2 предлога расположения (" в ", " на ", " под " или другие). 2 года
Убирает предметы на свои места. 2 года
Сортирует предметы (яблоко-морковь, машинка–мячик и т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки. 2 года 2 месяца
Строит " мостик " из 3-х кубиков после показа 2 года 2 месяца
Играет в кого-либо. 2 года 2 месяца
По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6, относящиеся к определенным классам (" цветочки ", " зверюшки " и т.д.). 2 года 2 месяца
Среди 5 картинок находит одну " такую же ", какую показывает взрослый. 2 года 2 месяца
Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: " Покажи, что можно есть? ", " Покажи, у кого есть ножки? " и т.п. 2 года 2 месяца
" Разговаривает " с игрушками, играет в их общение друг с другом. 2 года 4 месяца
Среди 10 картинок находит одну " такую же ", какую показывает взрослый 2 года 4 месяца
Выполняет сложные просьбы, состоящие из 2 частей. Например: " Покорми Лялю, потом положи ее спать ". Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время его выполнения ребенком подсказывать не следует. 2 года 6 месяцев
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его рисунку. 2 года 6 месяцев
Раскладывает предметы 2-х цветов в две коробочки, в каждую–одного цвета. 2 года 6 месяцев
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах. 2 года 6 месяцев
Складывает разрезанную картинку (или пазлы) из 2-х частей. 2 года 6 месяцев
Раскладывает предметы по величине (большой–маленький) в две разных коробочки. 2 года 8 месяцев
Строит " домик " или другое сооружение из 5 кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд). 2 года 10 месяцев
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части. 3 года
По просьбе выбирает " один " предмет и " много ". 3 года
Задает вопросы –" почему? ". 3 года и старше
Складывает разрезанную картинку из 4-х частей. 3 года и старше
Понимает 4 предлога расположения (" в ", " на ", " под ", " за "). 3 года и старше
Понимает 1 предлог направления движения (" к ", " от " и т.п.). 3 года и старше
Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце. 3 года и старше

 

Развитие навыков приема пищи.

Название реакции Приблизительный возраст возникновения реакции
Производит жевательные движения (двигая челюстями вверх-вниз). 6 месяцев
Ест густоватую пищу с ложечки, захватывая ее губами. 6 месяцев
Держит бутылочку, из которой сосет. 7 месяцев
Направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает. 7 месяцев
Пьет из чашки, которую держит взрослый. 8 месяцев
Помогает держать чашку, из которой поят. 9 месяцев
Тащит в рот сухарик, мусолит его. 9 месяцев
Ест полутвердую пищу (бананы, хлеб, печенье), жует. 10 месяцев
Ест сам, берет пищу пальцами и помещает в рот. 1 год 1 месяц
Откусывает кусочек от печенья и жует. 1 год 2 месяца
Пьет из чашки, которую держит сам двумя руками. 1 год 3 месяца
С помощью взрослого подносит ложку с пищей ко рту. 1 год 3 месяца
Подносит ко рту ложку и ест, захватывая пищу с ложки, часто проливая. 1 год 5 месяцев
Хорошо прожевывает твердую пищу 1 год 6 месяцев
Пьет из чашки, которую держит сам одной рукой 1 год 7 месяцев
Зачерпывает пищу ложкой из тарелки. 1 год 8 месяцев
Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку. 2 года
Сосет жидкость через соломинку. 2 года 6 месяцев
Переливает жидкость из одной емкости в другую 2 года 6 месяцев
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую. 2 года 6 месяцев
Помогает убирать со стола. 3 года
Помогает накрывать на стол. 3 года
Ест вилкой. 3 года

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...