Формирование ассортимента продовольственных товаров
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАГАЗИНОВ „ПРОДУКТЫ”
Москва, 1985 ЦЕНТРОСОЮЗ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА, УПРАВЛЕНИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ Утверждены постановлением Правления Центросоюза от 3 февраля 1982 г., протокол № 2, п. 2
ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАГАЗИНОВ „ПРОДУКТЫ” (с преимущественным использованием тары-оборудования)
Москва, 1985
Типовые технологические решения для магазинов«Продукты» являются продолжением серии разработок порационализации предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары. Цель настоящих рекомендаций — изыскание и мобилизация резервов дальнейшего повышения эффективности работы продовольственных магазинов. Они могут быть использованыпри разработке и внедрении мероприятий комплексной рационализации, совершенствовании формирования ассортимента товаров, торгово-технологических процессов действующих магазинов, а также при проектировании и реконструкции предприятий такого типа, внедрении научной организации труда.
ВВЕДЕНИЕ Решениями XXVI съезда КПСС, майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС «О продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации» предусмотрен комплекс мероприятий по значительному повышению уровня торгового обслуживания населения, улучшению организации торговли хлебом, хлебобулочными и макаронными изделиями, крупами и другими продовольственными товарами. За годы XI пятилетки предусмотрено увеличить выпуск продукции пищевой промышленности на 23—26%, товарной рыбной продукции — на 10—12%, довести среднегодовое производство молока до 97—99 млн. т, яиц — до 72 млрд. шт., мяса (в убойном весе) — до 17—17,5 млн. т.
В этой связи важная роль отводится развитию и совершенствованию сети магазинов по торговле продовольственными товарами. За период с 1971 по 1981 гг. количество магазинов такого типа в целом по системе потребительской кооперации увеличилось на 13,5% и составило на 1 января 1982 г. 87,1 тыс. единиц. Торговая площадь продовольственных магазинов увеличилась на 50,8%, в том числе в среднем на одно предприятие — на 31,3%, товарооборот на 1 м2 торговой площади — на 3,6%. В последнее время в потребительской кооперации широкое распространение получила доставка и продажа продовольственных товаров из тары-оборудования. Создается сеть опорных комплексов, объединяющих предприятия-поставщики и предприятия розничной торговли. На многих оптовых базах и овощефруктохранилищах созданы условия, обеспечивающие хранение, сортировку, фасовку и подготовку к продаже методом самообслуживания отдельных товаров. Из фасовочных цехов оптовых баз и овощефруктохранилищ, экспедиций хлебозаводов ипромышленных предприятий многие товары, такие как бакалея, консервы, овощи, фрукты, хлеб, пивобезалкогольные напитки идругие, отправляются в таре-оборудовании непосредственно в магазины, что позволяет транспортировать их без промежуточных перевалок. Такой способ транспортирования способствует ускорению доставки товаров, сохранению их качества. Кроме того, доставка и продажа товаров в таре-оборудовании позволяет максимально механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы, сократить применение тяжелого ручного труда в торговле. При этом за счет увеличения доли товаров, реализуемых в фасованном виде, возрастает пропускная способность магазинов, значительно улучшается культура обслуживания покупателей. Правление Центросоюза своим постановлением «О мерах по ускорению внедрения прогрессивной технологии транспортирования, хранения и продажи товаров с применением тары-оборудования» обязало потребсоюзы союзных республик создать в 1983—1985 гг. комплексы внедрения тары-оборудования в количестве 393 единиц, в том числе: «хлебозавод — торговый зал магазина» — 159, «оптовая база — торговый зал магазина»—106, «овощекартофелехранилище — торговый зал магазина» — 52, «кооперативное производственное предприятие — торговый зал магазина» — 76 с включением в состав этих комплексов 4,0 тыс. магазинов и 182,0 тыс. единиц тары-оборудования.
Развитие сети опорных комплексов, включающих специализированные магазины «Продукты» с преимущественным использованием тары-оборудования, — важная составная часть проводимой в потребительской кооперации работы по совершенствованию путей ускорения товародвижения, созданию прямых связей между предприятиями-производителями (поставщиками) и розничными торговыми предприятиями. Настоящие типовые решения дают практическим работникам необходимые основы для создания специализированных магазинов «Продукты», применяющих для доставки товаров тару-оборудование. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ Одним из условий обеспечения эффективного торгового процесса является правильноеформирование ассортимента товаров — подбор для реализации различных товарных групп, видов и разновидностей с целью более полного удовлетворения спроса населения. При этом учитываются местные условия, тип населенного пункта, профиль магазина, размер торговой площади и методы продажи товаров. Первоначально, исходя из норматива торговой площади на 1000 жителей, определяется общая потребность в торговых площадях под продовольственные товары для данного типа населенного пункта, затем, в зависимости от размера действующих магазинов, определяются основные товарные группы, торговая площадь и товарооборот под каждую из них (табл. 1).
Таблица 1
Итого
В каждом конкретном случае формирование ассортимента продовольственных товаров осуществляется в несколько этапов: — устанавливаются группы товаров для данного магазина, их рациональное соотношение в зависимости от особенностей потребления и размера торговой площади; — определяется развернутый ассортимент товаров внутри товарных групп и количество разновидностей в каждой из них; — разрабатывается примерный ассортиментный перечень товаров для конкретного продовольственного магазина. Ассортиментный перечень товаров предусматривает определенные их виды (хлеб, молоко, крупа), или несколько наименований товаров данного вида (сухие вина 4—5 наименований, карамель — 5—6 наименований и т. д.). Утвержденный вышестоящей (по отношению к магазину) кооперативной организацией ассортиментный перечень товаров должен способствовать правильному их распределению по отдельным конкретным магазинам, имеющимся в населенном пункте, обеспечивать комплексность в удовлетворении спроса населения путем универсализации ассортимента, включения в его состав сопутствующих товаров, расширения ассортиментных позиций за счет новых, пользующихся спросом в данной местности товаров, выполнения плана розничного товарооборота, а также путем подбора ассортимента товаров высокой оборачиваемости. В магазинах с торговой площадью 250 м2 следует предусматривать продовольственных товаров — 295—300 разновидностей, сопутствующих — 120—150, для магазинов с торговой площадью 150 м2 — продовольственных товаров — 225—230, сопутствующих —95—105 разновидностей, для магазинов с торговой площадью 70 м2, соответственно, 145—150 и 50—60 разновидностей (см. приложение 1).
Ассортимент сопутствующих товаров определяется в зависимости от особенностей покупательского спроса, размера торговой площади, и месторасположения магазина, он может быть сокращен или изменен с учетом расположенных рядом магазинов по торговле аналогичными группами товаров. К сопутствующим товарам относятся штопоры, консервооткрыватели, ножи хозяйственные, подстаканники, подставки под горячее, шумовки, сторожа для молока, крышки для банок и бутылок, скалки для теста, полиэтиленовые пакеты, щетки для мытья посуды, доски кухонные и т. д. Организация продажи непродовольственных товаров в продовольственных магазинах способствует приобретению комплексных покупок и сокращению затрат времени покупателей. Доля непродовольственных товаров в товарообороте магазина должна составлять 5—6%. Примерные ассортиментные перечни различаются между собой, в основном, количеством товарных единиц и ассортиментом сопутствую товаров и лишь частично — широтой ассортимента товаров основного профиля. При формировании ассортимента для продовольственных магазинов, использующих тару-оборудование, первоочередным является определение групп товаров (в основном быстрооборачивающихся) для перевозки и выкладки в таре-оборудовании. Используемые в настоящее время типы тары-оборудования применяются для транспортирования и продажи хлеба и хлебобулочных изделий, всех видов консервов, соли, безалкогольных напитков и пива, картофеля, овощей, фруктов и отдельных видов сопутствующих товаров. Эти группы товаров поступают в магазин в расфасованном и упакованном виде, имеют необходимую для покупателей информацию (цену, дату выпуска или срока реализации) и без дополнительной доработки подаются в торговый зал. Такие же товары, как сахар, песок, крупы, сухофрукты, отдельные кондитерские изделия и другие, которые промышленность поставляет в нерасфасованном виде, должны предварительно расфасовываться в оптовом звене системы и по мере необходимости завозиться в магазины. При наличии в партии поставляемых товаров нарушений (порванной) упаковки эти товары подтасовываются непосредственно в магазинах. Повышению эффективности работы, более полному удовлетворению спроса населения на продовольственные товары способствует организация торговли в продовольственных магазинах продукцией собственного производства предприятий общественного питания: кондитерскими, сдобно-булочными, кулинарными изделиями и полуфабрикатами, а также сельскохозяйственной продукцией, закупаемой у населения по ценам договоренности.
Потребительская кооперация имеет положительный опыт организации торговли этими товарами через продовольственную торгово-розничную сеть, которая в общем товарообороте магазинов достигает 8—12%. В продажу вовлекается следующий ассортимент собственной продукции общественного питания: кондитерские изделия — пирожное и печенье в ассортименте, полоска песочная, пирог шахматный, корж молочный, корж творожный, пряник, пирог бисквитный с повидлом, кекс творожный, рогалик с сахаром, кольцо с орехом, звездочка с повидлом, сметанник, торты (в осенне-зимний период), рулет, булочки и др.; кулинарные изделия — пирожки с различными начинками, котлеты жареные, биточки, шницеля, шашлыки, котлеты в тесте, беляши, колбаса домашняя, рыба жареная, печень, бифштексы, рулет мясной, куры и кролики отварные, жареные и др.; полуфабрикаты — поджарка, гуляш, мясо для шашлыка (азу, плов, рагу), котлеты, биточки, шницеля, голубцы, перец фаршированный, фарш свиной (говяжий, домашний), бифштексы, суповые наборы, сало, лапша домашняя и др.; сельскохозяйственные товары, закупаемые у населения по ценам договоренности — мясо, мясопродукты, сало, птица, кролики, мед натуральный, сухофрукты, яйцо, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты, ягоды, грибы, бахчевые культуры, переработанные плодоовощные продукты и другие товары в зависимости от конкретных национальных и местных особенностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|