Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности занятий с детьми




Систематическое обучение игре в гандбол обычно начинают с 10—11 лет (в школе — с 4-го класса). Привлекать детей к занятиям помогает упрощенный вариант игры — мини-гандбол.

В обучении и тренировке детей и подростков имеется целый ряд особенностей. Важнейшие из них сводятся к следующему. В занятиях с ними особенно важно соблюдать всесторонность, наглядность, по­степенность, обеспечивать активный, воспитывающий характер про­цесса обучения и тренировки.

Всесторонность важна не только для достижения гармоничного физического развития — основы высшего спортивного мастерства, но и для технико-тактической подготовки юных спортсменов. Недо­статки в технике отрицательно сказываются на тактической деятель­ности игрока. Изучение большого количества передач, бросков, вза­имодействий позволяет ребятам в каждой ситуации выбрать самый выгодный способ решения. Ограничение в выборе делает игру стерео­типной и малоэффективной. Каждый игрок должен владеть тремя-че-тырьмя способами бросков, финтов и передач мяча.

В тактической подготовке всесторонность означает универсальность в выполнении различных игровых функций. Важно, чтобы каждый игрок умел играть на любом месте. Разносторонне подготовленный спортсмен сумеет найти нужный способ решения любой игровой ситу­ации. Это позволит использовать самые активные, динамичные формы тактических действий в нападении и защите.

Постепенность необходима прежде всего в повышении интенсив­ности тренировочных нагрузок, в последовательности овладения дви­гательными навыками. Лучше в совершенстве освоить несколько при­емов, чем посредственно владеть многими.

Постепенность предполагает широкое использование подводящих игр и упражнений. К их числу в первую очередь относятся упражнения с малыми мячами. На первом этапе можно использовать обычные дет­ские мячи (резиновые или пластиковые). Особенно важно правильно отбирать изучаемый материал, имея в виду завершение подготовки юного гандболиста лишь на последнем этапе, непосредственно перед переходом его в команду взрослых.

Постепенность нужна и в отношении участия в соревнованиях, которые следует рассматривать как часть тренировочного процесса. Соревнования — это своего рода проверка работы тренера и подго­товленности игроков.

Следует также предупредить ненужное стремление выигрывать каж­дое соревнование. Это избавит ребят от форсированной подготовки


и даст возможность юным спортсменам испытать настоящую радость победы. Поэтому к участию в соревнованиях ребят надо готовить по­степенно, не подчеркивая необходимость победы.

Наглядность процесса обучения при работе с детьми и подростками играет исключительно важную роль. Достигается она качественным показом, сопровождаемым точным, кратким и ясным объяснением. Использование кино, фотографий, рисунков, макетов вызывает инте­рес у ребят.

Специфика возрастного развития вынуждает использовать в заня­тиях с детьми главным образом игровой метод. Закрепляют изуча­емое в простейших играх и игровых упражнениях. Обучение должно быть живым, приближенным к самой игре.

Обучая тактике, нужно стремиться привить детям прежде всего навыки коллективных действий в игре. Все типовые игровые ситуации необходимо детально разъяснить и показать. Простейшие взаимодей­ствия в этих ситуациях следует отрабатывать до появления автома­тизма, чтобы с успехом применять их во всех подобных случаях. Сле­дует избегать схематизма, поощрять инициативу и творчество ребят.

Сознательное, активное отношение юных гандболистов к изучению игры, к процессу тренировки и самосовершенствования необходимо воспитывать. Не последнюю роль здесь играет воля и трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Исключительно важно прививать ребятам понятия спортивной чести и этики, развивать стремление к постоянной взаимопомощи и выручке. Задачи облегчаются, если сформирован здоровый детский коллектив с самых первых дней занятий.

Изучение игры начинается с овладения индивидуальными такти­ческими действиями. Причем вначале осваивают более простые дейст­вия без мяча. Навыки владения мячом первоначально ограничиваются ловлей и передачей. Так, в 10—12 лет изучают ловлю летящего высоко мяча двумя руками, передачи согнутой рукой сверху и двумя руками от груди, броски сверху в опоре и в прыжке над площадью вратаря. Тогда же начинается специализированная подготовка вратарей: они овладевают отражением мячей, брошенных с позиции полусреднего.

В 13—14 лет приступают к изучению других способов ловли, пере­дачи сверху в прыжке, снизу, ударом об пол, бросков в прыжке и в па­дении; финтов с мячом (при передачах). В дальнейшем (в 15—16 лет) арсенал осваиваемых технических приемов расширяют, а позже (в 17— 18 лет) основательно совершенствуют его.

Тактическая подготовка в полном виде начинается в 13—14 лет. Занимающиеся овладевают индивидуальными действиями с мячом, системой личной защиты, элементами быстрого прорыва и позицион­ного нападения (без линейных игроков). В 15—16 лет переходят к изу­чению зонной и смешанной защиты (5—1), прорыва с участием двух-трех игроков, позиционного нападения с одним линейным игроком. В качестве основных избирают комбинации с участием не более трех игроков.

Изучение основных тактических систем ведения игры завершается в 17—18 лет. В дальнейшем закрепляют изученное ранее и приобретают



умение правильно использовать приемы в изменяющихся условиях соревнования.

Изучение отдельного тактического взаимодействия у детей должно строиться по нескольким этапам:

1) полное объяснение и разбор всех случаев возможного решения; выбор наиболее подходящего варианта;

2) овладение технической стороной изучаемого взаимодействия (сог­ласование действий по месту и времени);

3) закрепление комбинации в постоянных условиях;

4) закрепление в изменяющихся условиях, когда игроки должны сами оценить и выбрать способ взаимодействия.

Такая последовательность позволяет развивать тактическое мыш­ление и творческие способности юных гандболистов. Каждый из них должен научиться мыслить и действовать в игре самостоятельно, твор­чески применяя свои знания и навыки. Поэтому одна из главных задач подготовки детей и подростков — приобретение соревновательного опыта.

ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ

Для решения задач физической и технико-тактической подготов­ки гандболистов широко используют различный вспомогательный ин­вентарь и специальное оборудование. В своем большинстве это те же приспособления, которые применяют в тренировке в других спортив» ных играх. К числу наиболее полезных относятся:

1. Переносные ворота (3x2 м). Они позволяют увеличить плотность бросковой подготовки.

2. Тренировочный щит (3,5x2,5 м) с контуром ворот. Его исполь­зуют при отработке точности бросков.

3. Подвесные квадраты (50x50 см). Они служат в качестве мишеней.

4. Переносной наклонный щит для отработки бросков в процессе индивидуальной тренировки.

5. Щит ребристый. Он используется для развития быстроты реакции.

 

6. Малый батут. Его применяют при совершенствовании передач мяча.

7. Манекены (стационарные и качающиеся). Они служат для отра­ботки бросков из-под защитника.

8. Стойки для обводки.

9. Подвесные мешки. Их используют для совершенствования ори­ентировки при ведении.

 

10. «Пропеллер». Простейший прибор с электромеханической схе­мой. Изготовляется в виде мишени. Попадание мяча в движущуюся стрелку замыкает цепь и вызывает загорание лампочки. Используется для совершенствования точности передачи мяча.

11. Макет площадки с фигурками игроков.

12. Магнитная доска.

13. Инвентарь, используемый при выполнении упражнений для развития физических качеств: силы, выносливости (гантели, набивные мячи, скакалки, утяжеленные пояса, мешки с песком, резиновые амор­тизаторы и пр.).


Глава VI ФУТБОЛ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...