Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. Статистический анализ трудовых коллективов




Практическое занятие

 

 

Цель занятия. Изучить методику статистического анализа трудовых коллективов на основе расчета социометрических индексов.

Условия занятия и исходные материалы. На занятии используются результаты, полученные при выполнении первого занятия.

Порядок и методика выполнения задания. Задание следует выполнять в следующей последовательности.

1. Рассчитать индексы социометрического статуса каждого работника и занести их в таблицу (табл. 3).

 

Таблица 3. - Индексы социометрического статуса работников

Фамилии механизаторов ВПСр ПСр ОСр ОбСр ПЭр ОЭр ЭЭр
               

 

ВЗАИМНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА (ВПСр)

 

число работников, состоящих с ним во взаимном выборе

ВПСр =

общее число работников - 1

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА (ПСр)

 

число работников, выбравших его

ПСр =

общее число работников – 1

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА (ОСр)

 

число работников, отклонивших его

Оср =

общее число работников - 1

 

ОБЩИЙ СТАТУС РАБОТНИКА (ОбСр)

 

ОбСр = ПСр – Оср

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭКСПАНСИВНОСТЬ РАБОТНИКА (ПЭр)

 

числи положительных выборов, которые он произвел

ПЭр =

возможное число выборов

 

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ЭКСПАНСИВНОСТЬ РАБОТНИКА (ОЭр)

 

число отрицательных выборов, которые он произвел

ОЭр =

возможное число выборов

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИВНОСТЬ РАБОТНИКА (ЭЭр)

ЭЭр = ПЭр + ОЭр

2. Определить руководителей звеньев путем выявления в каждом звене работника, имеющего наибольшее значение ВПСр. При равенстве значений ВПСр у нескольких работников, преимущество отдается механизатору, имеющему наибольшее значение ОбСр.

3. Подготовить и оформить проект приказа о назначении руководителями звеньев определенных механизаторов.

4. Рассчитать социометрические индексы звеньев и занести их в таблицу (табл. 4).

 

Таблица 3. - Социометрические индексы звеньев механизаторов

 

Номер звена Фамилия звеньевого Социометрические индексы
Эгр Сгр
       

 

ЭКСПАНСИВНОСТЬ ГРУППЫ

 

общее число выборов, произведенной группой

Эгр =

численность группы

 

 

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ

 

число пар со взаимным выбором

Сгр =

общее число возможных пар

 

Занятие 4. Определение ценностно-ориентационного единства коллектива

Практическое занятие

 

 

Цель занятия. Изучить методику определения ценностно-ориентационного единства коллектива.

Условия задания и исходные материалы. В ОАО «Победа» на втором этапе реорганизации был проведен анкетный опрос с целью выявления систе­мы ценностей работников, связанных с процессом их совмест­ной деятельности, и разработки на этой основе рекомендаций по развитию групповой сплоченности для повышения эффективно­сти производства. Результаты опроса представлены в таблице 5.

Таблица 5. - Результаты анкетирования работников

Фамилии механизаторов Указанные качества
вариант 1 вариант 2
1. Баландин С.И. 1. Результат 2. Профессионализм 3. Организованность 4. Самостоятельность 5. Успех 1. Семья 2. Профессионализм 3. Результат 4. Закон 5. Риск
2. Балмасов Е.Т. 1. Деньги 2. Организованность 3. Исполнительность 4. Семья 5. Вера в действия 1. Деньги 2. Целеустремленность 3. Инициативность 4. Риск 5. Самоуважение
3. Громов Г.И. 1. Общительность 2. Исполнительность 3. Власть 4. Гибкость 5. Деньги 1. Организованность 2. Результат 3. Самостоятельность 4. Безопасность 5. Общительность
4. Зайцев Р.Ф. 1. Деньги 2. Общительность 3. Коллективизм 4. Профессионализм 5. Знания 1. Потребитель 2. Исполнительность 3. Успех 4. Организованность 5. Вера в действия
5. Колесов И.В. 1. Самоуважение 2. Успех 3. Самостоятельность 4. Риск 5. Организованность 1. Приоритет человека 2. Общительность 3. Инициативность 4. Самостоятельность 5. Знания
6. Лазарев Ю.Н. 1. Общительность 2. Коллективизм 3. Успех 4. Приоритет человека 5. Удовольствия 1. Общительность 2. Власть 3. Успех 4. Гибкость 5. Организованность
7. Ломакин К.С. 1. Гибкость 2. Приоритет человека 3. Инициативность 4. Успех 5. Самостоятельность 1. Безопасность 2. Гибкость 3. Вера в действия 4. Исполнительность 5. Организованность
8. Лущин И.И. 1. Потребитель 2. Самоуважение 3. Гибкость 4. Риск 5. Вера в действия 1. Профессионализм 2. Результат 3. Работа 4. Закон 5. Самоуважение
9. Мурашов В.В. 1. Самовыражение 2. Самостоятельность 3. Удовольствия 4. Власть 5. Риск 1. Равенство 2. Общительность 3. Вера в действия 4. Целеустремленность 5. Организованность
10. Некрасов И.И. 1. Равенство 2. Потребитель 3. Работа 4. Исполнительность 5. Вера в действия 1. Профессионализм 2. Исполнительность 3. Общительность 4. Равенство 5. Организованность
11. Охапкин В.П. 1. Вера в действия 2. Работа 3. Успех 4. Семья 5. Организованность 1. Вера в действия 2. Деньги 3. Результат 4. Организованность 5. Риск
12. Павлов Ю.П. 1. Гибкость 2. Инициативность 3. Риск 4. Профессионализм 5. Общительность 1. Риск 2. Деньги 3. Общительность 4. Коллективизм 5. Результат
13. Пелевин Е.И. 1. Деньги 2. Результат 3. Безопасность 4. Организованность 5. Закон 1. Исполнительность 2. Коллективизм 3. Потребитель 4. Профессионализм 5. Риск
14. Перунов Ф.Ф. 1. Безопасность 2. Деньги 3. Семья 4. Успех 5. Результат 1. Семья 2. Вера в действия 3. Организованность 4. Риск 5. Самоуважение
15. Петухов П.Ф. 1. Самостоятельность 2. Общительность 3. Деньги 4. Гибкость 5. Успех 1. Деньги 2. Общительность 3. Потребитель 4. Целеустремленность 5. Коллективизм
16. Романов В.Е. 1. Самостоятельность 2. Вера в действия 3. Целеустремленность 4. Гибкость 5. Успех 1. Вера в действия 2. Деньги 3. Риск 4. Инициативность 5. Самостоятельность
17. Усольцев Н.К. 1. Самостоятельность 2. Вера в действия 3. Целеустремленность 4. Риск 5. Успех 1. Исполнительность 2. Общительность 3. Успех 4. Риск 5. Гибкость
18. Уфимцев А.И. 1. Целеустремленность 2. Риск 3. Закон 4. Семья 5. Безопасность 1. Власть 2. Исполнительность 3. Общительность 4. Вера в действия 5. Успех
19. Холмогоров А.И. 1. Исполнительность 2. Успех 3. Семья 4. Риск 5. Деньги 1. Исполнительность 2. Вера в действия 3. Успех 4. Коллективизм 5. Целеустремленность
20. Хохлов С.Т. 1. Организованность 2. Результат 3. Целеустремленность 4. Самостоятельность 5. Успех 1. Знания 2. Успех 3. Риск 4. Работа 5. Целеустремленность

Методика выполнения задания. Для определения ценностно-ориентационного единства проводят анкетный опрос. В анкете пред­ставлен список из нескольких качеств. Респонденту предлагается выбрать из них 5 качеств, которые необходимы, по его мнению, каждому работнику его звена (рис.4).

Уровень ценностно-ориентационного единства звена опреде­ляется по формуле:

П - Т

ЦОЕ =, где

К

П – сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в звене максимальное предпочтение;

Т – сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в звене наименьшее предпочтение;

К – общее количество выборов.

Качественную оценку уровня ЦОЕ проводят по таблице (табл. 6).

 

Таблица 6. - Качественная оценка уровня ЦОЕ

 

Диапазон измерения ЦОЕ 0.1-0.3 0.3-0.5 0.5-0.7 0.7-0.9 0.9-0.99
Характеристика уровня ЦОЕ низкий умеренный заметный высокий весьма высокий

 

Порядок выполнения задания. Задание следует выполнять в следующей последовательности:

1. Изучить условия задания и методику его выполнения.

2. Произвести расчет ЦОЕ для всех звеньев.

3. На основании результатов решения задания 2 и задания 3 разработать мероприятия по развитию групповой сплоченности, коррекции ценностей звеньев, а также рекоменда­ции звеньевым по особенностям стиля управления каждым звеном.

 
 

 


Рис. 5. – Образец заполненной анкеты

ПРИЛОЖЕНИЕ АПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕо службе документационного обеспечения управления[4] 1. Общие положения 1.1. Документационное обеспечение управления - деятельность, охватывающая организацию документирования и управления документацией в процессе реализации функций учреждения, организации и предприятия. 1.2. Документационное обеспечение управления в организациях, учреждениях и на предприятиях (в дальнейшем именуются «организации») осуществляется специальной службой, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю организации. 1.3. Наименование и структура службы ДОУ устанавливаются в соответствии с принадлежностью их к определенной группе организаций. 1.4. В зависимости от принадлежности к определенной группе организаций, типовых структур создаются следующие службы документационного обеспечения: в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик - управления делами. В состав управления делами, как правило, включаются секретариат (приемная, секретариат министра, секретариаты заместителей министра, секретариат коллегии, протокольное бюро), инспекция при министре (руководителе ведомства), канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпная и др.), отдел писем (жалоб), отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств, центральный архив; на государственных предприятиях (объединениях), в научно-исследовательских, проектных, конструкторских организациях и вычислительных центрах, высших учебных заведениях и других организациях - отдел документационного обеспечения управления или канцелярия. В их состав, как правило, включаются: подразделения по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб), секретариат, экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, архив; в Ассоциациях и концернах состав и структура службы ДОУ определяется руководством организации; в совместных предприятиях (организациях) - правлением; в акционерных обществах - учредительной конференцией; в кооперативах - состав и структура службы ДОУ определяется общим собранием членов кооператива; в исполнительных комитетах Советов народных депутатов (за исключением исполкомов городов районного подчинения, сельских и поселковых) и в аппарате управления общественных организаций - общий отдел. В состав общего отдела включаются: секретариат, канцелярия, группа контроля, протокольная группа, группа совершенствования работы с документами, группа писем (жалоб), машинописное бюро, копировально-множительное бюро, архив; в организациях, не имеющих службы документационного обеспечения управления, в структурных подразделениях работу с документами выполняет секретарь руководителя (инспектор) или другое специально назначенное лицо. 1.5. Нормирование труда работников службы ДОУ установление заданий, оценка напряженности труда и расчет численности по отдельным видам работ производится в соответствии с установленными нормами времени, утверждаемыми Госкомтрудом СССР. 1.6. Организация рабочего места и условия труда работников службы ДОУ регламентируются нормативно-методическими документами Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, государственными и отраслевыми стандартами. 1.7. Для определения количества работников службы документационного обеспечения управления применяются отраслевые нормативы численности, разрабатываемые на основании типовых межотраслевых нормативов численности служащих, занятых в экономических и административно-хозяйственных службах производственных предприятий и укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию. 1.8. Работа службы ДОУ регламентируется Положением об этой службе, которое разрабатывается на основе настоящего Примерного положения. Деятельность работников службы регламентируется должностными инструкциями, которые закрепляют рациональное разделение труда, предусматривают равномерную загрузку работников, распределение работ по сложности выполнения и квалификации исполнителей. Должностные инструкции разрабатываются службой ДОУ на основании Квалификационного справочника должностей. Единой номенклатуры должностей служащих, с учетом требований ГСДОУ и утверждаются руководителем организации или его заместителем. При изменении функций и задач работников службы ДОУ должностные инструкции пересматриваются. Наименование должностей работников службы ДОУ устанавливается в соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих. 1.9. Служба ДОУ в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти и управления СССР и союзной республики, распорядительными документами вышестоящих органов управления и самой организации, ГСДОУ, правилами, инструкциями, методическими рекомендациями учреждений ГАС СССР и другими действующими нормативами по вопросам документационного обеспечения управления и настоящими требованиями. 1.10. Руководство службы ДОУ должно замещаться специалистами с высшим или средним специальным образованием соответствующего профиля. 1.11. Служба ДОУ имеет круглую печать с обозначением своего наименования. 2. Цели и задачи службы ДОУ 2.1. Основной целью службы ДОУ является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению управления. Исходя из целей, службы ДОУ решает следующие задачи: 2.1.1. Совершенствование форм и методов работы с документами; 2.1.2. Обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в ведомственный архив в соответствии с ГСДОУ, ГОСТами и другими действующими нормативами; 2.1.3. Сокращение документооборота, количества форм документов и документов; 2.1.4. Разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в организации и подведомственной системе (для организаций, имеющих подведомственную систему), прогрессивных технологий документационного обеспечения управления на базе применения вычислительной и организационной техники, направленных на реализацию деятельности организации. 3. Функции службы ДОУ 3.1. В соответствии с возложенными задачами служба ДОУ осуществляет следующие функции: 3.1.1. разработка, внедрение и ведение табеля и альбома унифицированных форм документов организации, внесение в них изменений; 3.1.2. осуществление экспедиционной обработки, регистрации документов и учетно-справочной работы по документам; 3.1.3. организация своевременного рассмотрения и подготовки к докладу руководству поступающих документов, осуществление контроля за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству; 3.1.4. регулирование хода исполнения документов, контроля прохождения, оформления и исполнения документов в установленный срок; обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам; 3.1.5. организация машинописного изготовления, копирования и оперативного размножения документов; разработка и проектирование бланков документов; 3.1.6. разработка номенклатуры дел организации, обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации; 3.1.7. организация работы по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; 3.1.8. организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях; 3.1.9. разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины; 3.1.10. осуществление контроля за правильностью оформления и формирования структурными подразделениями организации дел, подлежащихсдаче в архив; 3.1.11. организация работы архива в соответствии с Положением о государственном архивном фонде СССР, правилами, инструкциями и методическими рекомендациями учреждений ГАС СССР; 3.1.12. повышение квалификации работников службы ДОУ и архивов, проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к компетенции службы ДОУ; 3.1.13. организация рабочих мест, АРМ, условия труда сотрудников службы ДОУ. 4. Права и ответственность службы ДОУ 4.1. Служба ДОУ имеет право: 4.1.1. принимать меры и осуществлять контроль за сокращением избыточной информации в организации и подведомственной системе (для организаций, имеющих подведомственную систему); 4.1.2. контролировать и требовать от руководителей структурных подразделений выполнения установленных правил работы с документами в организации; 4.1.3. запрашивать от структурных подразделений и организаций сведения, необходимые для работы службы ДОУ; 4.1.4. проводить проверку организации документационного обеспечения управления в структурных подразделениях и доводить итоги проверок до руководителей структурных подразделений для принятия соответствующих мер; 4.1.5. привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений к подготовке проектов документов по поручению руководства; 4.1.6. возвращать исполнителям на доработку документы, подготовленные с нарушением установленных требований; 4.1.7. совместно с ВЦ определять задачи документационного обеспечения управления, подлежащие автоматизации; 4.1.8. подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции; 4.1.9. разрабатывать положение о структурных подразделениях службы ДОУ и должностные инструкции работникам; 4.1.10. вносить предложения руководству организации о применении административных мер во всех случаях нарушения подразделениями и должностными лицами установленных правил работы с документами; 4.1.11. участвовать в обсуждении руководством организации вопросов, касающихся состояния работы с документами, а также совершенствования форм и методов работы с ними; 4.1.12. вносить на рассмотрение руководства представления о назначении, перемещении и увольнении работников службы ДОУ, их поощрении и наложении на них взысканий. 4.2. Служба ДОУ несет ответственность за: 4.2.1. обеспечение установленного порядка работы с документами в организации; 4.2.2. выполнение указаний и поручений руководства и соблюдение необходимых условий труда работников службы ДОУ. 5. Взаимоотношения службы ДОУ с другими структурными подразделениями Служба ДОУ взаимодействует: 5.1. со структурными подразделениями организации - по вопросам документационного обеспечения управления; 5.2. с юридической службой - по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов; 5.3. со службами кадров, труда и заработной платы и с соответствующими научно-исследовательскими организациями - по вопросам подбора и расстановки кадров службы ДОУ и повышения их квалификации в условиях широкого использования вычислительной и организационной техники, разработки и внедрения мероприятий, связанных с научной организацией труда, совершенствования стиля и методов работы с документами; 5.4. со службами материально-технического снабжения и хозяйственного обслуживания - по вопросам обеспечения средствами организационной и вычислительной техники, бланками документов, канцелярскими принадлежностями; бытового обслуживания работников службы; 5.5. с вычислительным центром - по вопросам разработки и внедрения новых информационных технологий с применением средств ЭВТ, оперативной обработки информации и соблюдению требований ГСДОУ и стандартов. ПРИЛОЖЕНИЕ Б Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов планово-экономического отдела[5]

1. Начальник планово-экономического отдела

 

Должностные обязанности. Осуществляет руководство работой по экономиче­скому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональ­ной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возмож­ностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предпри­ятия. Возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предпри­ятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продук­ции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяй­ственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям. Руководит составлением средне­срочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы. Обеспечивает доведение плановых заданий до подразде­лений предприятия. Организует разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, сметной калькуляции товарной продукции. Обеспечивает подготовку заключений на проекты оптовых цен на про­дукцию, поставляемую предприятию. Осуществляет руководство проведением комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия и раз­работкой мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышению конкурентоспособ­ности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов. Органи­зует контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, а также статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, подготовку периодической отчетности в установ­ленные сроки, систематизацию статистических материалов. Подготавливает пред­ложения по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения пер­спектив развития предприятия, осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности его производственно-хозяйственной деятельности. Совместно с бухгалтерией осуществляет методическое руководство и организацию работы по учету и анализу результатов производственно хозяйствен­ной деятельности, разработку рациональной учетной документации. Обеспечивает разработку методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, работ (услуг). Организует разработку унифицированной плановой документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации. Руководит работниками отдела.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламенти­рующие производственно-хозяйственную и финансово экономическую деятель­ность; методические материалы, касающиеся экономики предприятия; стратегию и перспективы развития предприятия; перспективы развития отрасли; профиль, спе­циализацию и особенности структуры предприятия; состояние и перспективы раз­вития рынка сбыта продукции, работ (услуг); организацию разработки перспектив­ных и текущих планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия; порядок разработки бизнес-планов; систему экономических стандартов и показате­лей предприятия; организацию статистического учета, планово-учетную докумен­тацию, сроки и порядок составления отчетности; методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его под­разделений; порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен; методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и техноло­гии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенст­вованию организации труда и управления; отечественный и зарубежный опыт ра­циональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики; экономику и организацию производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое образование) и стаж работы по оперативному управлению производством на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

Экономист

Должностные обязанности. Выполняет работу по осуществлению экономиче­ской деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов про­дукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использова­нии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения рос­та объемов сбыта продукции и увеличения прибыли. Выполняет расчеты по мате­риальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии. Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы производства, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельно­сти производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производи­тельности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расход в, а также выявлению возможно­стей дополнительного выпуска продукции. Определяет экономическую эффектив­ность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений. Участвует в рассмотрении разра­ботанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсос­бережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации. Оформляет материалы для заключения догово­ров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Осуществляет кон­троль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделени­ям, использованием внутрихозяйственных резервов. Участвует в проведении марке­тинговых исследований и прогнозировании развития производства. Выполняет ра­боту, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осу­ществления расчетных операций. Ведет учет экономических показателей результа­тов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров. Подготавливает периодическую отчетность в установлен­ные сроки. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную ин­формацию, используемую при обработке данных. Участвует в формировании эко­номической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономи­чески обоснованные системы обработки экономической информации.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия; организа­цию плановой работы; порядок разработки перспективных и годовых планов хозяй­ственно-финансовой и производственной деятельности предприятия; порядок раз­работки бизнес-планов; планово-учетную документацию; порядок разработки нор­мативов материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений; мето­ды определения экономической эффективности внедрения новой техники и техно­логии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений; методы и средства проведения вычислительных работ; правила оформления материалов для заключения договоров; организацию оперативного и статистического учета; порядок и сроки составления отчетности; отечественный и зарубежный опыт ра­циональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики; экономику, организацию производства, труда и управления; основы технологии производства; рыночные методы хозяйствования; возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуа­тации; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Экономист I категории: высшее профессиональное (экономическое) образова­ние и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет.

Экономист II категории: высшее профессиональное (экономическое) образова­ние и стаж работы в должности экономиста либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образова­нием, не менее 3 лет.

Экономист: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (экономиче­ское) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональ­ным образованием, не менее 5 лет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...