Задания для самостоятельной работы
Для успешного усвоения темы и решения текущих и итоговых тестов необходимо изучить нижеследующий материал. 1.Предмет и методы истории экономических учений. 2. Экономическая мысль цивилизаций древнего Востока. 3. Экономическая мысль Древней Греции. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы. 1.Содержание термина «экономика», как: совокупность производственных отношений, экономический базис общества; народное хозяйство или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства; отрасль науки, изучающая отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. 2. Предмет истории экономическихученийи методы научных экономических исследований: экспериментальный метод, служащий для изучения функционирования экономической системы в целом и ее составных частей с помощью эксперимента; гипотетико – дедуктивный метод, основанный на предложении различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических явлений и процессов; статистико – временной анализ, применяемый для изучения совокупности массовых экономических явлений во временном периоде; историко – модельный подход, представляющий экономические явления и процессы в виде моделей, функционально повторяющих изучаемый процесс в историческом аспекте; математический метод, описывающий экономические явления при помощи математических знаков и символов; метод абстрагирования, основанный на исключении явлений, носящих случайный характер при исследовании экономических процессов. 3.Выразители экономической мысли древнего мира - мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств, которые стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.
4. Основные источники экономической мысли Древнего Востока: кодекс царя Хаммурапи в Древней Вавилонии, Конфуций в Китае, трактат «Архашастра» в Индии. 5.Экономическая мысль Древней Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель. 6.Характеристика образцового, по Ксенофонту, хозяйства и образцового гражданина. Труд «О доходах» как попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве». 7.Теория идеального общественного устройства, по Платону, изложенная в его основном труде «Государство». Основная идея такого устройства - идея справедливости, каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Понятие справедливости по Платону. 8.Экономическое учение Аристотеля, основанное на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»: 9. Смысл аристотелевских понятий «экономия» и «хрематистика». Источники богатства «экономии» и «хрематистики». Деньги по Аристотелю, как соизмеритель при обмене. Аристотель о семье и отдельной личности. Воспитание как средство укрепления государственного строя: школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку. 10. Источники экономической мысли эпохи Средневековья: в арабских странах – Коран; в Западной Европе - идеи Августина и Фомы Аквинского (Аквината); в России: «Русская правда» идеи И. С. Пересветова и М. Башкина. 11. Коран - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине. Основной труд Ибн – Халдуна. Концепция «социальной физики», призывавшая к осознанному отношению к труду, борьбе с расточительством, жадностью и пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
12.Блаженный Августин о двух противоположных видах человеческой общности: государственности и духовной общности.
Темы рефератов: 1.Мир хозяйства в сознании доисторических эпох. 2.Экономика в религиозном восприятии. 3.Ксенофонт об образцовом хозяйстве и образцовом гражданине. 4. «Идея справедливости» по Платону. 5.Экономические воззрения Аристотеля. 6. Экономические идеи эпохи Средневековья. Тема 2. Меркантилизм Вопросы для самостоятельной работы студента Для успешного усвоения темы и решения текущих и итоговых тестов необходимо изучить следующий материал: 1.Предпосылки разложения феодализма. 2.Сущность первоначального накопления капитала, его источники. 3.Сущность меркантилизма и этапы его развития. 4.Экономические взгляды меркантилистов. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы: 1. Сущность феодализма, его основные классы. Пути и этапы развития феодализма, их общие черты и отличия. Каковы предпосылки разложения феодализма и почему он с объективной необходимостью сменяется капитализмом. 2. Что понимается под отделением производителей от средств производства. Является ли это явление неизбежным. Назовите пути этого процесса. Как решается сегодня проблема первоначального накопления капитала в России. 3.Какой смысл вкладывается в термин "меркантилизм", какие этапы в своем развитии он проходит и чем они отличаются друг от друга. Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях. 4.Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какое место отводилось ими промышленности? Трактовка производительного и непроизводительного труда. Что понимается под металлистической и
Темы рефератов: 1.Меркантилизм как первая школа политэкономии эпохи разложения феодализма. 2.Общая характеристика русского меркантилизма. 3.Экономическое учение И. Т. Посошкова. 4.Экономические реформы Петра 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|