Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование контрактной системы в инновационной политике государства.




Финансирование работ и инновационных программ может быть направлено не только на углубление исследований в области высоких технологий и эффективных товаров, но и на повышение внутрикорпоративной эффективности, усиление эффекта синергизма.

Перспективные инновационные темы могут представляться для утверждения на общем собрании акционеров в виде:

- самостоятельной программы корпоративных исследований;

- подпрограмм в составе корпоративной инновационной программы, сформированной на базе нескольких научно-технических программ;

- подпрограмм в составе корпоративной целевой программы.

Как правило, корпоративная инновационная программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.

Руководство программой осуществляет корпоративный инновационный центр, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. КИЦ также организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Наибольшее влияние на инновационные отношения, прежде всего, оказывает экономическая политика государства в инновационной сфере, его инновационная политика.

Она определяет особую группу целей и задач в системе государственного регулирования, связанных с активизацией инновационных отношений в стране. В качестве самостоятельного элемента государственной экономической политики такая политика выделилась сравнительно недавно – во второй половине ХХ в. в связи с осознанием значения инновационных отношений как инструмента научно-технического развития на микроэкономическом уровне.

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и избранной концепцией государственного регулирования, акцентом либо на силу рынка, либо на силу власти. Признание в качестве панацеи какого-то одного из указанных подходов не продуктивно и для теории, и для практики. Наиболее позитивным, на взгляд автора, является коммуникативно-синергетический подход к обеспечению воздействия субъективных факторов на инновационные процессы. При этом целесообразно преобладание прямых, властных методов воздействия на экономические процессы в периоды экономического спада, а на стадиях подъема экономики – косвенных, рыночных методов. Но это не должно исключать синергии их с другими методами, тем более отказа от них.

Прямые методы регулирования инновационных отношений государством состоят в непосредственном участии госинститутов в качестве субъектов различного рода сделок на особом «государственном» рынке. Государственный рынок инноваций рассматривается как экономический механизм, опосредующий отношения между государством, выступающим преимущественно в роли заказчика, фирмами и предприятиями, являющимися инновационными подрядчиками. Такие методы предполагают регулирование инновационных отношений преимущественно в административной и целевой формах.

Первая означает прямое дотационное финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми для содействия инновациям. В силу ограниченности средств государственного бюджета при этом неизбежны жесткая избирательность поддержки инновационных проектов, жесткая конкуренция между организациями за получение необходимых средств. Результатом такого соперничества является, как правило, относительно рациональный выбор приоритетных инновационных идей. Поддержание динамичной конкуренции на государственном рынке инновационных идей достигается путем создания экспертной системы отбора проектов.

Вторая форма характеризуется широкомасштабностью государственного влияния на всех этапах реализации инновационного проекта – от момента авансирования денежных средств на реализацию инновационной идеи до спроса на нововведение. Такая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование на основе государственных целевых программ поддержки нововведений.

Государственный контракт представляет собой субъективный внешний фактор воздействия на инновационные отношения, являясь инструментом государственной политики. С другой стороны, контрактная система является следствием рыночных отношений, ассоциируется с прибылью, получаемой на вложенный капитал, в т. ч. с прибылью как результатом монопольного положения на рынке. Монопольное положение производителя чаще всего является следствием концентрации и централизации капитала на основе нововведений.

В целом при данной форме конкуренция за государственный заказ является следствием государственной инновационной политики. Интенсивность конкурентной борьбы на государственном рынке нововведений вызывается конкретными преимуществами государственного контракта по сравнению с другими формами деловых соглашений. Во-первых, государственный контракт обеспечивает получение необходимой финансовой, материальной, информационной, законодательной поддержки в процессе реализации инновационного проекта, что дает организации возможность быть на уровне современных достижений НТП, удерживать лидерство в отрасли. Во-вторых, государство обеспечивает спрос на создаваемое новшество, позволяя тем самым свести к минимуму коммерческий риск, связанный с неопределенностью потребительского поведения. В-третьих, государство является самым надежным заказчиком новшества. В-четвертых, государственный заказ способствует рекламе предприятия и его продукции.

Создание социальной инфраструктуры также способствует созданию благоприятных внешних условий для развития инновационных отношений, обмена информацией, быстрой оборачиваемости рискового капитала.

Обобщая исследование государственной инновационной политики, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, государственная инновационная политика как форма обеспечения использования объективных факторов развития экономики оказывает благоприятное влияние на все экономические процессы в обществе, поскольку стимулирует инновационную активность организаций. Эффективность мер инновационной политики непосредственно определяется степенью их адекватности существующим в стране объективным экономическим факторам.

Во-вторых, как составная часть системы государственного регулирования экономики инновационная политика использует единые для всей экономической политики методы воздействия, в силу чего ее результативность обусловливается коммуникацией и синергией всех составляющих государственного экономического курса.

В-третьих, целенаправленное воздействие на инновационную стратегию организаций оказывают государственные программы, способствующие активной реализации нововведений на различных этапах развития системы и разными методами, в частности путем законодательной и материальной поддержки развития науки, подготовки научных и инженерных кадров, эффективно работающих систем экспертного отбора инновационных проектов, заказов, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР, стимулирования кооперации промышленных компаний, университетов и т. д.

В-четвертых, как выразитель общенациональных интересов государство способствует перспективной направленности инновационной политики, стимулируя радикальные нововведения.

Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрена государственная поддержка инновационной деятельности», которая будет осуществляться в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

В соответствии с федеральным законом государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:

· предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

· образовательных услуг;

· информационной поддержки;

·· финансовое обеспечение (в т. ч. субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

· реализация целевых программ, подпрограмм;

· поддержка экспорта;

· обеспечение инфраструктуры;

· другие формы, не противоречащие законодательству РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности определяет Правительство РФ. При оценке эффективности государственной поддержки будет учитываться высокорисковый характер инновационной деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь, в том числе, потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект

Госкорпорации в ГРЭ.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов.

54.Стратегическое планирование в государственном регулировании российской экономики. Федеральный закон «О стратегическом планировании»

Стратегическое планирование представляет собой набор действенных решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организациям в достижении целей.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

В РФ государственное стратегическое планирование регулирует проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании. Данный доклад полностью основан на тексте этого нормативно-правового акта и передает его основные моменты.

1. Полномочия Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования

К полномочиям Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования относятся:

· установление общих принципов организации и функционирования системы государственного стратегического планирования;

· установление порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования;

· определение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности приоритетов, а также способов и источников ресурсного обеспечения достижения стратегических целей;

· формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, решение задач укрепления национальной безопасности с указанием объемов и источников их ресурсного обеспечения;

· методическое обеспечение разработки документов государственного стратегического планирования;

· стратегический контроль социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

· иные полномочия в области государственного стратегического планирования, отнесенные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами к полномочиям Российской Федерации.

2. Структура системы государственного стратегического планирования

Система государственного стратегического планирования - это совокупность:

взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования;

участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.

3. Задачи системы государственного стратегического планирования

Основными задачами системы государственного стратегического планирования являются:

определение внутренних и внешних условий, тенденций и ограничений, в том числе финансовых, социально-экономического развития Российской Федерации, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

определение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики, задач укрепления национальной безопасности;

определение основных показателей бюджетной системы Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

выбор путей, способов и показателей достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования выделенных ресурсов;

формирование комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности в соответствующих сферах социально-экономического развития Российской Федерации;

определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности;

координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности между федеральным и региональным уровнями государственной власти, негосударственными организациями и институтами гражданского общества;

координация по срокам реализации, ожидаемым результатам и ресурсному обеспечению мероприятий, предусмотренных документами государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, включая направления бюджетной политики;

организация и осуществление стратегического контроля;

научно-техническая, информационная, ресурсная и кадровая поддержка процесса государственного стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

4. Основные принципы государственного стратегического планирования

Принцип единства и целостности

Принцип единства и целостности системы государственного стратегического планирования означает единство подходов к организации и функционированию системы государственного стратегического планирования, единство порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования, совершенствование мониторинга и формирования отчетности по реализации документов государственного стратегического планирования.

Принцип внутренней сбалансированности

Принцип внутренней сбалансированности системы государственного стратегического планирования означает согласованность основных элементов системы государственного стратегического планирования между собой по целям, задачам и мероприятиям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Принцип результативности и эффективности функционирования системы

Принцип результативности и эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с рациональными затратами ресурсов.

Принцип самостоятельности выбора путей решения задач

Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса государственного стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий в закрепленной сфере ответственности

Государственное стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности осуществляется под общим руководством Совета Безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации и укрепление национальной безопасности в рамках своих полномочий.

Участники государственного стратегического планирования, указанные в статье 12, осуществляют деятельность по разработке, реализации и контролю выполнения документов государственного стратегического планирования в соответствии с установленными полномочиями в закрепленной сфере ответственности.

Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) процесса государственного стратегического планирования означает, что документы, разрабатываемые в рамках системы государственного стратегического планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственной тайне, подлежат официальному опубликованию, проекты документов являются предметом общественного обсуждения.

Принцип достоверности и реалистичности

Принцип достоверности и реалистичности означает обоснованную возможность и ресурсную обеспеченность достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности, установленных в рамках системы государственного стратегического планирования, а также обоснованность показателей социально-экономического развития Российской Федерации, а также критических (пороговых) значений показателей обеспечения национальной безопасности, используемых в процессе государственного стратегического планирования.

Принципы взаимосвязи стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности

1. Государственное стратегическое планирование устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности осуществляется под общим руководством Президента Российской Федерации.

Взаимная увязка вопросов устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности осуществляется при разработке (уточнении) стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период и концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Основные принципы государственного стратегического планирования реализуются согласно разграничению полномочий и предметов ведения участников государственного стратегического планирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...