Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «двигательные действия»




Введение

 

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что до настоящего времени уровень развития двигательных качеств у детей, достигаемый в процессе физического воспитания в школе, в том числе на уроках физической культуры, относительно невысок и не удовлетворяет современным требованиям. В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, является ведущим в программе начальных классов общеобразовательной школы.

Оптимальный уровень развития качественных сторон двигательной деятельности обеспечивает всестороннее гармоничное развитие, способствует успешному выбору вида спорта, наиболее отвечающего индивидуальным возможностям занимающихся.

Согласно Э.П. Позюбанова, в младшем школьном возрасте формируются основы жизненно важных двигательных действий, основы культуры движений, рациональное восприятие ведущих параметров физических упражнений, что способствует успешному решению поставленной двигательной задачи [14].

Как показывают материалы исследований Б.С. Сермиева, для младшего школьного возраста характерны наиболее высокие темпы прироста показателей точности при изучении новых двигательных действий [16].

Содержание школьных программ по физической культуре для учащихся 3 классов ориентирует на качественное усвоение физических упражнений как главного условия их эффективности. Учебный материал, предусмотренный программой по физической культуре, из года в год усложняется путем усвоения разнообразных вариантов изученных физических упражнений, а также введением более сложных двигательных действий, повышающих уровень развития двигательно-координационных. качеств, среди которых одно из ведущих мест принадлежит точности движений, отмечает В.М. Ченегин [25].

Цель работы - выявить особенности методики подбора упражнений при обучении двигательным действиям учащихся 3-х классов по разделу «Легкоатлетические упражнения».

Объект исследования - обучение двигательным действиям учащихся 3-х классов.

Предмет исследования - особенности методики подбора упражнений при обучении двигательным действиям учащихся 3-х классов по разделу «Легкоатлетические упражнения».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать источники по проблеме исследования;

-   выявить особенности методик обучения двигательным действиям в 3-м классе по разделу «Легкоатлетические упражнения»;

    определить показатели развития физических способностей учащихся 3-х классов МБОУ СОШ № 19.

При написании работы использовались следующие методы:

. Анализ научно-методической литературы.

. Педагогическое тестирование.

. Контрольный эксперимент.

. Метод математической статистики.

 


Глава 1. Анализ научно-методической литературы

Сущность понятия «двигательные действия»

Движение в широком, философском понимании слова - это форма существования материи. Изучая движения человека, и особенно методы их совершенствования, необходимо рассматривать и учитывать не только простейшую, механическую форму движения - перемещения тела и его звеньев в пространстве, но и метаболическую, являющуюся источником механических перемещений, а также психическую, порождающую мотивы и цели двигательных действий, отмечает Н.В. Зимкин [23].

Согласно И.В. Аулик, двигательные действия - это целенаправленная деятельность человека, осуществляемая посредством системно-организованного комплекса движений для достижения заданной результативности [3]. школьник физический воспитание двигательный

Действия человека всегда имеют цель. Из действий человека складывается его двигательная деятельность.

А.С. Солодков отмечает, что в практике физического воспитания особенности проявления двигательной деятельности принято называть двигательными (физическими) качествами [20].

Способность двигаться дана человеку от природы. Эту врожденную и генетически обусловленную способность человека к движениям принято называть двигательной функцией.

По отношению к понятию «двигательная функция» применимы такие термины, как «развитие», «ослабление», «частичная или полная утрата», «восстановление».

В детском и юношеском возрасте наблюдается значительная перестройка движений, их совершенствование. Это объясняется в первую очередь возрастными изменениями растущего организма. В этом возрасте происходит естественное развитие двигательных возможностей, под которыми понимается комплекс морфофункциональных особенностей организма, физических качеств, двигательных навыков, умений и состояния здоровья, позволяющий производить двигательные действия с желаемыми количественными и качественными характеристиками.

А.С. Мозжухин указывает, что по отношению к понятию «двигательные возможности» подходят такие термины, как «развитие», «сохранение», «восстановление», и даже «раскрытие» [13].

Естественное развитие (двигательных возможностей, физических качеств) - это процесс их возрастного преобразования в определенных условиях жизни (социальные, бытовые условия, трудовая и двигательная активность, уровень физического воспитания, режим труда и отдыха).

На ранних этапах онтогенеза естественное развитие часто дополняется целенаправленным (стимулированным) развитием двигательных возможностей посредством систематического организованного процесса обучения и тренировки.

Процесс развития двигательных возможностей и проявление их в спортивном результате зависят от двигательного потенциала.

Согласно мнению А.Б. Гандельсмана, двигательный (кинезиологический) потенциал - это морфофункционально, биомеханически и психологически обеспеченный системно-функциональный комплекс умений и навыков производства целенаправленных двигательных действий с заданными количественными и качественными характеристиками [15].

Двигательное умение - это сознательно организуемое и контролируемое действие, обеспечивающее достижение желаемой двигательной цели.

Двигательный навык - это произвольное действие, способы выполнения которого протекают автоматически.

Важно рассмотреть взаимоотношения понятий «двигательная функция», «двигательные возможности» «двигательные (физические) качества», «двигательные способности».

Понятие «двигательная функция», как правило, отражает лишь качественную сторону способности человека к движению. Двигательная функция или «ослаблена», или «усилена», «утрачена», или «восстановлена».

Двигательные возможности в отдельных случаях могут иметь и количественное выражение, особенно если говорить о конкретном виде деятельности.

Понятие «двигательные возможности» близко по своему значению к понятию «двигательный потенциал», но несколько шире последнего.

Например, в спортивной практике известно, что в результате микротравмы спортсмен может настолько снизить свои двигательные возможности, что даже не может выступать в соревнованиях. При этом его двигательный потенциал остался тем же. Часто вмешательство врача (например, «заморозка») позволяет быстро восстановить двигательные возможности, и спортсмен удачно выступает.

Поэтому состояние здоровья является составной частью двигательных возможностей. Здоровье - это психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания, отмечает Н.В. Зимкин [23].

Я.М. Коц указывает, что в теории и методике физического воспитания чаще оперируют термином «физическое состояние», которое характеризуется телосложением и составом тела, состоянием здоровья, уровнем развития физических качеств [19].

Двигательные способности, по В.И. Ляху [12], - это индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности. О способностях судят по достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо деятельности. Если человек быстрее овладевает движением, более качественно его выполняет, то у него двигательные способности выше. Таким образом, способности - это не только умения и навыки, это характеристика того, как быстро и легко человек может приобретать эти навыки.

Двигательные (физические) качества - искусственно выделенные с помощью математического и логического аппарата в «чистом» и обобщенном виде возможности человека проявлять силу, быстроту, подвижность, выносливость, координацию и др.

По отношению к физическим качествам применимы понятия «развитие», «совершенствование». А вот термин «воспитание» больше подходит к личности.

Двигательные качества взаимосвязаны и совместно с морфофункциональными особенностями и навыками составляют единый комплекс двигательных возможностей человека.

Таким образом, резервы двигательных возможностей человека в наибольшей мере могут быть вскрыты при выполнении таких действий, которые не являются повторением естественных, повседневно встречающихся в ходе эволюции движений, а представляют собой синтез новых двигательных актов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...