Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация экспертизы технических систем




Причины проведения экспертизы:

1. необходимость проверки системы;

2. принятие решения о целесообразности места размещения системы;

3. проверка инструкции по эксплуатации;

4. принятие решения о приобретении оборудования;

5. выявление опасностей для окружающей среды;

6. выявление опасностей для персонала;

7. выявление опасностей для предприятия и оборудования;

8. выявление опасностей для населения;

9. улучшение безопасности технических систем.

 

Экспертиза предусматривает полное описание технологического процесса, систему проверок каждой составной части этого процесса для того, чтобы выявить, как может произойти отклонение от проектного режима работы системы, и решить, может ли это отклонение создать опасность.

 

В соответствии с теоретическими подходами при организации и проведении экспертизы осуществляется выполнение следующих этапов:

1. подготовительный этап:

- формирование целей экспертной оценки;

- формирование рабочей группы;

2. этап функционирования рабочей группы:

- уточнение целей работы;

- выбор методов, способов и процедур оценки;

- определение перечня операций, выполняемых экспертами;

- формирование экспертной группы;

- выбор методов и процедур опроса экспертов;

- подготовка анкет для опроса экспертов;

- проведение опроса экспертов;

3. этап работы экспертной группы:

- определение состава показателей;

- определение коэффициентов весомости показателей;

- определение базовых значений показателей;

- определение оценок единичных показателей;

4. заключительный этап:

- обработка экспертных оценок;

- анализ результатов и подготовка решения экспертной группы.

При формировании целей экспертной оценки могут присутствовать следующие составляющие:

1. описание процесса должно быть полным, точным, по возможности кратким;

2. описание условий; места, времени функционирования;

3. описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития проблемных ситуаций;

4. определить принадлежность системы;

5. оценить актуальность и новизну процесса;

6. определить взаимосвязь с другими системами;

7. определить возможность решения проблемных ситуаций с учетом существующих условий;

8. описание и анализ проблемных ситуаций должно заканчиваться краткой и ёмкой формулировкой путей решения;

9. оценка степени полноты и достоверности информации.

В рабочую группу входят специалисты, решающие технические вопросы и выполняющие вспомогательную работу.

Широта исследуемой проблемы определяет необходимость привлечения к экспертизе специалистов различного профиля. Следовательно, минимальное число экспертов определяется количеством различных аспектов, направлений, которые предстоит рассматривать.

 

Подбор экспертов

При подборе экспертов учитывается их индивидуальная характеристика:

- компетентность;

- креативность;

- отношение к экспертизе;

- конформизм;

- конструктивность мышления;

- коллективизм;

- самокритичность;

- протокольность мышления.

 

Компетентность – степень квалификации эксперта (коэффициент компетентности i-того эксперта)

 

Креативность – способность решать творческие задачи (только на основе того, что эксперт проявлял эти способности ранее).

Отношение к экспертизе – негативное, пассивное, загруженность другой работой и др.

 

Конформизм – подверженность влиянию авторитетов (особенно вредно при проведении дискуссий).

 

Конструктивность мышления – прагматический аспект мышления, решения, основанные на реальности.

 

Коллективизм – необходим для создания здорового климата к коллективе, умение находить общий язык с другими людьми.

 

Самокритичность – самооценка своей компетентности, а также при принятии решения.

 

Протокольность мышления – способность к точности в отображении явлений, не зависящая от психического состояния и настроения.

Чем больше характеристик рассматривается, тем труднее принять решение по эксперту, так как значения характеристик могут быть как положительными, так и отрицательными. В качестве обобщающей характеристики можно принять достоверность суждений эксперта.

 

Ni

Дi = ---------, i = 1,m

N

где: Дi - достоверность суждений экспертов;

Ni - число правильных решений;

N - общее число решений.

 

Вклад каждого эксперта в достоверность всей группы:

 

Дi

Qi = ---------------, i = 1,m

1/m ∑ Дi

 

где: Qi - вклад каждого эксперта в достоверность оценок;

m - число экспертов;

1/m ∑ Дi - средняя достоверность оценок группы экспертов.

 

Экспертные оценки и опрос экспертов

 

Можно выделить два уровня использования экспертных оценок:

- качественный;

- количественный.

 

Опрос экспертов представляет собой заслушивание и фиксацию в содержательной и количественной форме суждений экспертов по решаемой проблеме.

 

Вид опроса определяет разновидность метода экспертной оценки:

- анкетирование;

- интервьирование;

- метод «Дельфи»;

- мозговой штурм (мозговая атака);

- дискуссия.

 

Анкетирование – опрос экспертов в письменной форме с помощью анкет, которые содержат вопросы, позволяющие существо опроса.

По типу вопросы классифицируются на:

- открытые вопросы (ответы предполагаются в произвольной форме), используются при большой неопределенности рассматриваемой системы;

- закрытые вопросы (ответы в виде «да». «нет»), используется простотой и достаточно изученной системе;

- вопросы веером (выбор одного из предлагаемых ответов), используется при наличии многоальтернативних вариантов.

Интервьирование – это устный опрос, проводимый в форме беседы-интервью. Этот метод подразумевает хорошее знание вопроса опрашивающим, четкое формулирование вопросов, наличие малого времени на ответы, влияние опрашивающего на экспертов.

 

Метод «Дельфи» -многотуровая процедура анкетирования:

- 1 тур – ответы без аргументирования, данные обрабатываются с целью выделения среднего и крайних оценок, если оценка эксперта сильно отклонилась, то его просят аргументировать свое мнение или изменить оценку;

- 2 тур – повторный опрос и обработка результатов, появляются новые средние и крайние значения оценок, опять просят аргументировать свое мнение или изменить оценку эксперта, которая сильно отклонилась;

- последующие туры проводятся аналогично (обычно их три – четыре) до тех пор, пока оценка не стабилизируется.

 

Иногда возможно образование нескольких групп мнений отражающих принадлежность к различным научным школам.

Основным фактором повышения точности медианы индивидуальных оценок является интерактивная процедура опроса с сообщением результатов и указанием конкретного места оценки каждого эксперта.

 

Повышение эффективности возможно за счет автоматизации процедуры проведения расчетов.

Мозговой штурм (мозговая атака) – групповое обсуждение с целью получения вариантов решения или новых идей.

Основные правила организации мозгового штурма:

- группа 20 – 25 человек;

- одинаковое служебное положение;

- запрещается критика высказываний;

- назначается ведущий;

- выступление 2-3 минуты (фиксация путем стенографирования или магнитной записи);

- через 1-2 суток собирают мнения и идеи по обсуждаемому вопросу.

 

Дискуссия – открытое коллективное обсуждение рассматриваемого вопроса.

Группа экспертов не более 20 человек. Разрешается критика. Может проходить несколько часов с перерывами и продолжением обсуждения в кулуарах. Проводится фиксация доклада и выступлений. Результат может быть сразу, затем дополнен информацией, собранной через сутки

 

Завершается изучение темы семинарским занятием, на котором в письменном виде проводится контроль усвоения материала. Каждый студент получает задание, в котором имеется четыре вопроса. Суть задания сводится к изложению теоретических положений, рассмотренные в рамках темы и решению задачи. Ниже приведен один из вариантов задания, решение которого рассчитано на два часа.

 

Вариант №

1. Виды отказов по причинным связям. Раскрыть понятие вторичный отказ.

2. Дать определение и формульное выражение временному коэффициенту.

3. Перечислить виды резервирования. Раскрыть суть структурного резервирования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...