Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жиброва Т.В. К вопросу об истории алкогольной политики в России (по материалам юга России XVII века)




To the issue of history of alcohol policy in Russia (on materials of the southern Russia
in the XVII century)

Статья посвящена ключевым проблемам организации самоотравления населения России алкогольными ядами в XVII веке. Основываясь на опубликованных и архивных материалах преимущественно южнорусских уездов, автор анализирует организацию торговли алкоголем на местах, деятельность кабаков и кружечных дворов, борьбу кабацких служителей с корчемством. Приводит законодательные акты разных лет, связанные с проблемой кабацких сборов на местах.

Ключевые слова: торговля алкоголем, кабак, кружечный двор, юг России, голова, пьянство, корчемство.

The article is devoted to the key problems in the history of alcohol policy in Russia in the XVII century. Based on published and archival materials mainly in the South of Russia, the author analyzes the organization of alcohol trade in provinces, the activity of pubs and mug yards, the struggle of pubs staff with moon shining. Legislative acts of different years related to the problem of local alcohol fees are also described.

Keywords: trade of alcohol, pubs, the mug yard, South of Russia, the head, drunkenness, moon shining.

«Руси есть веселие пити», - всем знакомы эти слова великого князя Владимира, якобы сказанные им при выборе курса религиозной политики. С незапамятных времен населению нашей страны приписывается особое пристрастие к самоотравлению алкогольными ядами. Обратимся непосредственно к историческим источникам.

Первые кабаки, как отмечается в исследовательской литературе, появились во времена Ивана Грозного и знаменовали особую государственную политику в этом вопросе. Не секрет, что московская казна была заинтересована в ежегодных высоких доходах с продажи алкоголя на местах. Существовали специальные кабацкие служители, которые на юге России подчинялись таможенному голове, в обязанности которого входило следить за порядком сбора не только таможенных, но и кабацких пошлин, бороться с корчемством, осуществлять торговлю «заповедными» товарами, в том числе вином, организовывать варку и продажу пива и меда [1, с. 260].

Приводило ли это к повальному отниманию Трезвости? Приведем в качестве ответа на этот вопрос выдержки из знаменитого «Описания путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию», составленного иностранцем Адамом Олеарием, который впервые посетил Россию в 1633-34 гг.: «Никто из них никогда не упустит случая, чтобы выпить или хорошенько напиться, когда бы, где бы и при каких обстоятельствах это ни было; пьют при этом чаще всего водку. Поэтому и при приходе в гости и при свиданиях первым знаком почета, который кому-либо оказывается, является то, что ему подносят одну или несколько «чарок вина», т. е. водки» [2, с. 252].

Отметим, что иностранец А. Олеарий застал Россию в период преобразований. В середине XVII столетия по благословению патриарха Никона Алексей Михайлович проводит знаменитую «кабацкую реформу». В итоге многочисленные кабаки были заменены на кружечные дворы. Необходимо осознавать, что сбор кабацких доходов с населения во все времена представлял собой существенную доходную статью российского государственного бюджета. На протяжении XVII века политика правительства и местной администрации в отношении этого важного вопроса менялась, но суть оставалась неизменной – единственной целью деятельности кабаков, а с 1652 года кружечных дворов, было пополнение государственного бюджета. Находясь под полным государственным контролем, торговля алкоголем в большой степени зависела от мер административного регулирования и, в частности, от деятельности местного управленческого аппарата [3].

В 1648 году страну взбудоражили так называемые «кабацкие бунты», спровоцированные «кабацкими долгами». Восстания, широко охватившие городское и сельское население, были вызваны также частыми срывами посевных из-за поголовного пьянства и общим обнищанием крестьян и ремесленников. Как известно, в августе 1652 г. по требованию патриарха Никона был созван собор, получивший название «Собора о кабаках», по поводу кабацкого дела в Москве, резко ограничивший всякую продажу алкоголя [4].

Была отменена система откупов, запрещена продажа водки в кредит, уничтожены частные и тайные кабаки, усилена проповедь церкви против пьянства, укреплена продажа «на вере», а не фактическая передача ее на откуп. В селах и городах появилось по одному кружечному двору [4].

После Собора, с 1652 года, была введена строгая государственная монополия, просуществовавшая 29 лет. Отдача торговли алкоголем на откуп была запрещена, но уже возобновлена снова в 1663 г. После 1681 года говорить о строгой государственной монополии в этом вопросе уже не приходится. Таким образом, на протяжении XVII века алкоголь продавался населению двумя способами: на веру и с откупа [4].

«Верный» способ означал выбор таможенного и кабацкого головы из среды местного населения, который отрывался от своих обычных дел на срок «выбора», примерно на один-два года. За весь этот период он не получал государственного жалования, служба его считалась государственной повинностью. Передача таможни и кабака на откуп означала, что пошлины будет собирать приезжий человек, откупщик, отдающий в государственную казну заранее обговоренную сумму, а все доходы, полученные с населения сверх того, имеющий право оставить себе. Надо ли говорить, что откупщики априори были заинтересованы в больших сборах, и что именно они загоняли местных жителей в кабаки!

Процедура выбора в отписках южнорусских воевод оговаривалась подробно. Примером может служить документ от сентября 1660 года о выборе «к таможенному и кружечного двора и денежному збору из воронежских дворян и детей боярских» головы Сидора Лукьяновича Горожанкина. Наряду с головой, воронежцы выбирали «со всяких чинов и ис посацких людей» целовальника и дьячка «из посацких или из церковных дьячков». «Выбор за руками» обычно отвозил в Москву подъячий Приказной избы [5].

Первого сентября 1679 года по государеву указу и по грамоте из Разрядного приказа и по приказу воронежского воеводы М. М. Карташова, воронежские дети боярские и дворяне выбрали в головы воронежца сына боярского Максима Григорьевича Протопопова, «потому что он душою прям и животами прожиточен». Формулировка эта весьма характерная и обычная при процедуре выборов подобного рода. Человек, исполнявший обязанности головы, должен был владеть определенным имуществом, чтобы в случае недобора денег с кабака, было с кого их «доправить». Интересно, что головою у казаков в то время состоял А. В. Протопопов, возможно родственник нового головы кружечного двора [6].

При назначении на должность c голов и целовальников, которых здесь выбирали из среды служилых людей, а не из посадского населения, как в центре страны, брали поручные записи за подписями избирателей и их духовных отцов. Потом приводили к присяге и заставляли целовать крест в знак честного исполнения обязанностей перед государством. Крестное целование проводилось 1 сентября – в первый день календарного года, как правило, в утренние часы. Согласно Соборному Уложению 1649 г., присягу на кресте могли давать люди, возрастом старше 20 лет.

А. Олеарий так описал процедуру крестного целования: «Берут крест, величиною в пядень, держат этот крест перед присягающим, и этот последний крестится и целует крест; затем снимают со стены образ и также дают приложиться к нему». Крест целовали трижды. Во время целования произносилась клятва: «Яз (имя рек) целую сей святый и животворящий крест господень государю своему царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии на том, что быть нам у его государева и царева и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии дел, мне (имя рек) в кабацких головах, а нам (имя рек) быть с ним в целовальниках…» [7]. Передача дел в кабаке происходила ежегодно в конце августа. С 1 сентября кабацкий голова освобождался от службы, передавая полномочия новому голове.

Постепенный возврат к откупной системе говорит о том, что отдача кабака на откуп была более предпочтительна для государства, хотя и наиболее ненавистна для местного населения. Должность головы кружечного двора представляла собой в рассматриваемый период, прежде всего, повинность, но не исключала возможность стремления к собственной выгоде. В 1695 году Петр I вновь реорганизует кабак [8], поручает организацию алкогольной отрасли бурмистерской палате и велит избирать вместо кабацких голов бурмистров. Алкоголизация населения России перешла на новый виток своего развития.

Список литературы

1. Жиброва Т. В. «Чтоб они на кружечном дворе не пропивались»: о проблеме пьянства на юге России в XVII веке (по материалам Воронежского уезда) / Т. В. Жиброва // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект) Сборник материалов международной научной конференции. – 2018. – С. 259-264.

2. Олеарий Адам Описание путешествия в Московию. – Смоленск, 2003.

3. Савинкова О. Н. К вопросу о пропаганде здорового образа жизни в медицинских университетах / О. Н. Савинкова, Т. В. Жиброва, В. В. Анисимова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 422-424.

4. Жиброва Т. В. «Пили немного и то утайкою»: «питухи» России в XVII в. (по материалам Воронежского уезда) / Т. В. Жиброва // Трезвость - КУРС России: материалы XVI Международной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Н. Тагил, 23-24 февраля 2018 г. ). - Тюмень: Трезвая Тюмень, 2018. - С. 171-177.

5. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. И-182. Оп. 3. Д. 61. Л. 8.

6. Жиброва Т. В. Целовальник Воронежской таможенной избы и кабака XVII в.: черты к портрету / Т. В. Жиброва // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 69-71.

7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. – Смоленск, 2003.

8. Жиброва Т. В. Воеводы юга России в системе организации таможенного и питейного управления (на примере материалов XVII - первой половины XVIII вв. ) / Т. В. Жиброва, Д. А. Ляпин // История: факты и символы. - 2018. - № 3(16). – С. 88-96.

Сведения об авторе

Жиброва Татьяна Валерьевна, к. и. н., доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко, tashazhibrova@rambler. ru, 89081427842.

About author

Zhibrova Tatyana Valer’evna, candidate of historical sciences, associate professor of Philosophy and Humanities Studies Department, Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, tashazhibrova@rambler. ru, 89081427842.

УДК 94. 083: 329. 71

Букреева О. Г.

Bukreeva O. G.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...