Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты и контрольные задания для самопроверки




Тесты и контрольные задания для самопроверки

1. Уточните, что относится к формам духовно-практичес­кой познавательной деятельности:

а)   мифологическое познание; в) обыденное познание;

б) философское познание;       г) самопознание.

2.    Определите, что такое теория анамнесиса;

а)   познание как самопознание;

б)   познание как припоминание;

в)   познание как получение знаний, соответствующих действительности.

3.    Укажите, кто из перечисленных философов разделял позицию гносеологического оптимизма:

а) Аристотель;   г) Д. Бруно;

б) Платон;      д) Д. Юм;

в) Пиррон;      е) Г. Гегель.

 

4. Укажите, что такое эпистемология:

а) теория познания;

б) философская наука о природе знания;

в) философия науки.

 

5. Уточните, с чьими именами связано формирование идеи о социально-исторической природе субъекта и объекта познания:

а) Р. Декарта;                     г) О. Конта;

б) И. Канта;                                д) К. Маркса.

в) Г. Гегеля.

 

6. Определите, что является основными формами чувствен­ного познания:

а) ощущение;                        г) впечатление;

б) восприятие;                        д) представление.

в) воображение.

 

7. Укажите, что относится к формам внерационального (не­мо) познания:

а) вера;                                 г) понятие;

б) воля;                                 д) понимание.

в) интуиция.

 

8. Определите, какие из перечисленных концепций истины относятся к неклассическим:

а) когерентная;                   в) конвенционалистская;
       б) корреспондентская;      г) прагматическая.

9. Укажите, что является основными формами научного знания:

а) научный факт;           в) научная литература;

б) научная полемика;               г) научная теория.

10. Выделите критерии научности:

 а) системность;

 б) логическая обоснованность и непротиворечивость;

 в) убедительность и полезность знания;

 г) воспроизводимость и проверяемость.

11. Наука — это... (выберите правильные определения):

а) форма общественного сознания, отражающая мир в объективно-истинных пред­ставлениях, понятиях, теориях;

б) отрасль духовного производства, деятельности;

в) социальный институт со своими функциями и структурой.

12. Какие положения характеризуют особенности современной науки?

а) наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в усло­виях современной НТР;

б) сокращаются государственные расходы на развитие науки;

в) развивается научная информация, наука перемещается из сферы духовной жизни в сферу производства.

13. Что предполагает гуманизация образования?

а) повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в учебном процессе;

 б) уси­ление внимания к личности учащегося (по его интересам, индивидуальным особенно­стям) в процессе обучения со стороны педагогов.

 

Вопросы и упражнения к теме 1

 

1 Сопоставьте понятия «объект познания» и «объектив­ная реальность».

2 Почему, оперируя объектами, которые не существуют в действительности (точка, идеальный газ и др. ), можно дос­тичь более глубокого познания действительности?

3 Какой смысл заключен в следующем высказывании: «Чувства в своей практике стали теоретиками» (Паскаль)?

4 Какой смысл заключен в афоризме: «Знание – сила»? А в противоположном высказывании Дж. Оруэлла «Незнание – сила»?

5 Какое свойство истины выражено в словах Паскаля: «Истина так нежна, что чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»?

6 Какой из аргументов Ф. Бэкона  [2, - С. 485-488] представляется Вам наиболее точным? А наиболее спорным? И почему Ф. Бэкон, ана­лизируя процесс познания, отдает предпочтение пчелам, а не муравьям или паукам   [2, с. 488]?

7 Английский философ XVII в. Т. Гоббс считал, что «не­ знание причины и правил не так отдаляет людей от достиже­ния их целей, как приверженность к ложным правилам и причинам». Оцените это высказывание, применив его к со­временным процессам общественной жизни.

8 Составьте аннотацию отрывков /по выбору/ из работы И. Канта «Критика чистого разума» или Г. Гегеля об абстрактном и конкретном мышлении  [2, - С. 508-521, 521-527].

9 Сравните процессы познания и творчества по работе П. Лаврова «Что такое философия в творчестве? » [2, - С. 531-543].

10 Согласны ли Вы с высказыванием Ларошфуко: «Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания»? Как можете Вы использовать его в своей жизни?

11 «Только творчество говорит о призвании и назначе­нии человека в мире», писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете? Дайте ответ, опираясь на отрывок из его работы " О назначении человека" [2, - С. 543-549].

12 А. С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверж­дал: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Согласны ли Вы с этим? Используйте при ответе тот же отрывок из работы Н. Бердяева.   

13 Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятству­ют " четыре вида идолов, которые осаждают умы людей". Что это за идолы и как они проявляются в познании совре­менного человека?

14 В работе «О мудрости» Г. Лейбниц рассматривает ос­новные максимы трех видов искусств: искусства хорошо рассуждать, искусства делать открытия, искусства применять то, что мы знаем [2, - С. 615-620]. Какие из них Вы считаете наиболее необходимыми для достижения мудрости?

15 " Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все времена; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью или злом для другого народа в другой век" (В. Г. Белинский). На какое свойство истины обращает внимание автор? Прокомментируйте его мысль примерами из реальной действительности.

16 Знаменитый афоризм Сократа гласит: " Я знаю только то, что ничего не знаю". Был ли Сократ агностиком?

17 " Мышление является страданием", - говорил Аристотель. Почему?

18 " Нет радостей выше тех, которые доставляют нам... изучение истин" (Ф. Бэкон). Знакомы ли Вам эти радости?

       19 Что такое агностицизм? Выберите правильный ответ:

а) направление в искусстве XIX в.;

б) один из видов политического движения;

в) учение, отрицающее познаваемость мира;

г) форма оптимистического познавательного отношения к миру.

20 Выберите правильное определение: " Истина это... ":

а) форма психического состояния личности;

б) знание, которое полезно для человеческих действий;

в) соответствие наших знаний объективной действительности;

г) знание, построенное на основе соглашения между людьми;

д)   объективное знание, подтвержденное практикой.

       21  Выберите формы рационального познания:

а)    понятие;

б)    ощущение:

в)    суждение;

г)    умозаключение;

д)    восприятие;

е)     представление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...