Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система координат теории действия




Начнем обсуждение с описания фундаментальных понятий, на основе которых мы собираемся разработать унифицированную концептуальную схему для теории и эмпирических исследований в социальных науках. В со­ответствии с общепринятой терминологией, мы назовем эти понятия системой координат теории действия. Для того чтобы сделать описание понятным, сначала оп­ределим большую часть вводимых понятий1 и в общих чертах укажем на их отношение к рассматриваемой нами проблеме.

1 Авторы вполне сознают трудность стандартизации терминологии при су­ществующем положении в социальных науках. Причина этих трудностей заключается, в частности, в неоднородности источников, из которых за­имствованы термины, и в новых оттенках, которые мы часто придаем им. Используемые термины удовлетворяют нас в разной степени, и каждый из нас не считает себя обязанным строго придерживаться этой терминологии в собственной работе. Мы стремились лишь к предельной ясности в изло­жении, старались избегать натянутых неологизмов и употреблять терми­ны, по возможности приемлемые для всех членов нашей группы.

Ориентация и ситуация

Основным понятием, на базе которого вводятся все термины в теории действия, является понятие действия, осуществляемого индивидуальным актором или группой акторов. Разумеется, все индивидуальные акторы в не­котором аспекте являются физиологическими организ­мами, а группы акторов состоят именно из таких индиви­дуальных акторов. Однако интерес теории действия в первую очередь направлен не на внутренние физиологи­ческие процессы в организмах, а на то, как организуются ориентации актора по отношению к ситуации. Понятно, что когда термины относятся к группе как действующей единице, то имеются в виду не все действия индивидов, являющихся ее членами, но лишь те из них, которые ин­дивиды совершают как члены группы. При описании дей­ствия мы будем говорить об ориентации действия актора независимо от того, является ли действующей единицей индивид или коллектив. Понятие мотивации в строгом смысле слова применимо лишь к индивидуальным акто­рам. Мотивационные компоненты действия групп пред­ставляют собой организованные системы мотивации уча­ствующих в них индивидуальных акторов. Действие имеет ориентацию тогда, когда оно руководится тем смыслом, который приписывает ему актор, соотнося его со своими целями и интересами.

Каждая ориентация действия в свою очередь вклю­чает ряд2 объектов ориентации. Это такие объекты, ко­торые имеют отношение к ситуации, поскольку они, с одной стороны, предоставляют в распоряжение актора или акторов альтернативные возможности удовлетворе­ния потребностей и достижения целей, а с другой — на­лагают ограничения на способы удовлетворения потреб­ностей и достижения целей3. Ситуация предполагает существование двух основных классов объектов, на ко­торые может быть ориентирован актор, являющийся точ­кой отсчета. Это, во-первых, несоциальные, т.е. физичес­кие, объекты либо накопленные культурные ресурсы. И, во-вторых, — объекты социальные, т.е. индивидуальные акторы или группы. В число социальных объектов вхо­дят как собственная личность субъекта, так и личности других индивидов. В том случае, когда объектами явля­ются группы, части систем действия множества индиви­дуальных акторов образуют систему, которая является объектом для актора (или для акторов), выступающего в качестве нашей точки отсчета. Специфическая комбина­ция выборов, относящихся к таким объектам и постро­енная исходя из возможностей выбора, доступных в не­которой конкретной ситуации, составляет ориентацию действия определенного актора. Организованное множе­ство таких ориентации действия составляет систему дей­ствия4.

2 Слово «ряд» используется для обозначения множества объектов, опре­деленным образом ограниченных в числе и в диапазоне изменений, но не обязательно рассматриваемых как взаимозависимые, т.е. образующие си­стему.

3 Среди целей, преследуемых актором, могут фигурировать установление определенных отношений с объектами (например, обладание ими или их изменение) или создание новых объектов. Вновь созданные объекты могут в свою очередь стать объектами ориентации в последующих действиях.
4 Слово «система» употребляется для обозначения определенных отно­шений взаимозависимости, существующих в комплексе эмпирических яв­лений. Понятию «система» противопоставляется понятие случайной из­менчивости. Однако из этого противопоставления не следует вывод относительно жесткости системы.

 

Ориентация действия на объекты влечет за собой вы­бор (selektion), а возможно, и отбор (choice). Выбор ста­новится возможным благодаря когнитивным различени­ям, локализации и спецификации объектов, которые одновременно или последовательно переживаются как имеющие позитивную или негативную ценность для ак­тора в связи с удовлетворением побуждения5 и органи­зацией мотивации. Тенденцию актора позитивно или не­гативно реагировать на объект мы будем называть катектическим аспектом ориентации.

5 Под побуждением мы подразумеваем такой компонент мотивации, как органическая энергия, с любыми элементами организации и направленнос­ти, определяемыми генетической конституцией организма. Люди нередко поступают так, что в результате наносят ущерб своим ин­тересам, следовательно, наивный гедонизм, утверждающий, что удовлет­ворение желания объясняет любой человеческий поступок, попросту не­состоятелен. Однако и отрицание того, что даже действия индивидов в ущерб самим себе мотивированы, в равной мере не выдерживает критики. Для любой логической теории поведения важен постулат о том, что на­правление поведения, по меньшей мере в тех пунктах, где альтернативы являются открытыми, имеет мотивационное значение для актора, что в не­котором смысле он «хочет» так поступать.

 

Катексис, т.е. вле­чение к объектам, способным принести удовлетворение, и стремление избежать тех объектов, которые могут причи­нить вред, лежит в основе избирательной природы дей­ствия. К тому же, поскольку выбор должен производиться между альтернативными объектами и удовлетворениями в некоторой временной точке или в течение какого-то вре­мени, должны существовать некоторые оценочные кри­терии. Склонность организмов к интеграции требует оп­ределения значимости и сравнения непосредственно воспринимаемых объектов и катектических интересов в связи с более отдаленным последствиями для более круп­ной единицы оценивания. Оценка основывается на стан­дартах, которые могут быть либо когнитивными стандар­тами истинности, либо вкусовыми (appreciftive) стандартами соответствия, либо моральными стандарта­ми справедливости. И мотивационные ориентации, и цен­ностные ориентации являются способами различения, ис­пытания, сортировки и отбора. Короче говоря, оценка — категория для описания на наиболее элементарных уров­нях ориентации действия, которая является комбинацией выборов из определенного набора альтернатив.

Важно отметить, что описание систем действия дол­жно соотноситься не только с особыми комбинациями ориентации и наборами действительно выбираемых объектов, но и с наборами альтернатив, из которых вы­бор мог быть сделан, хотя фактически не делается. Дру­гими словами, нас интересует не только то, как актор в действительности рассматривает ситуацию, но и то, как он мог бы ее рассматривать. Это определяется целями динамической теории действия, которая представляет собой попытку объяснить причины, по которым одна аль­тернатива предпочитается другой.

Диапазон альтернатив ориентации действия огра­ничен. Это ограничение задается отношением актора к ситуации и выводится в конечном счете из некоторых общих свойств организмов и природы объектов, раскры­вающейся в их отношении к этим организмам. Ограни­ченность диапазона альтернатив, допускающих выбор, определяет пределы, внутри которых возможна вариа­бельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...