Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология принятия решений. Особенности анализа и конструирования желаемого поведения.




Психология принятия решений. Особенности анализа и конструирования желаемого поведения.

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) - это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при расстройстве аутистического спектра выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой данного заболевания, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. Практики ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда - как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с расстройством аутистического спектра.

Этапы принятия решений

 

Теория факторов.

Теория факторов Линкольна

Линкольн выделяет несколько групп факторов социального взаимодействия, обусловливающих возникновение межличностных конфликтов (в нашей системной терминологии часть из них отражают социальные противоречия, а часть означают начало конфликтного взаимодействия).

● 1. Информационные факторы — неприемлемость информации для одной из сторон (дефектная, не аутентичная информация; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты).

● 2. Поведенческие факторы — неуместность; грубость; бестактность как проявление стремления к превосходству, агрессивности; эгоизм; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений.

● 3. Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами (дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности).

● 4. Ценностные факторы — противоположность принципов поведения (верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п. )).

● 5. Структурные факторы — относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению (власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность).

…Консультация по выработке решений: переформулировка теории факторов

Теория факторов может быть лучше всего определена как совет по принятию решений, когда целью психолога или терапевта является подсказать клиенту ту стратегию поведения, которая бы помогла ему действовать более эффективно

Сбор информации в психологическом консультировании

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИИ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СТАДИИ КУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

2. Сбор информа­ции. Выделение проблемы, иден­тификация по­тенциальных возможностей клиента. “В чем проблема? ” Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое опреде­ление проблемы поможет избе­жать бесцельного разговора, за­дает направление беседе. Необ­ходимо четко уяснить позитивные возможности клиента. Не все клиенты восприни­мают тщательное вычлене­ние проблемы, типичное для психологов, ориентирован­ных на средний класс. Однако, после того, как цели клиента четко поня­ты, следует вернуться к определению проблемы.

 

Клиент приходит с некой вербализованной пробле­мой. Является ли эта проблема основным предметом предстоя­щей беседы? На данном этапе интервью нашей задачей является:

а) выслушать изложение проблемы;

б) помочь клиенту ясно сформулировать его затруднения;

в) вывести определение задачи.

Следует отметить, что реальной проблемой клиента может быть совсем не та, которую он осознает и с которой к вам при­шел. Вас должно в первую очередь интересовать те многочис­ленные черты и факторы, что лежат в основе проблемы.

Однако сбор информации предполагает не только определе­ние проблемы. Клиент развивается, исходя только из своего потенциала, поэтому необходимо обратить внимание на его сильные стороны. Клиенты ставят себя в зависимую позицию, как только они становятся клиентами. Поэтому очень полезным бывает поискать сильные черты характера клиента, чтобы он почувствовал себя равным вам. Как минимум, он будет чувство­вать себя более раскованно, что облегчит вам поиск решения проблемы.

Люди растут из своего потенциала; обсуждение сильных сторон личности клиента в течение беседы может быть крайне полезным и важным.

 

После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

К концу рассказа-исповеди клиента у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения. Всем этим психолог-консультант должен непосредственно поделиться с клиентом по окончании исповеди и после сравнительно небольшой паузы, которая обычно необходима для того, чтобы консультант собрался с мыслями, а клиент настроился на внимательное слушание консультанта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...