Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по реализации компетентностного подхода учителя начальных классов в организации внеучебной деятельности

 

В начальной школе компетентностный подход должен реализоваться путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта:

- предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);

- предметных и общепредметных умений («Я умею...»);

- творчества («Я создаю...»);

- в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.  

Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.

В качестве результатов обучения и воспитания рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы:

- Удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);

- Отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

- Лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);

- Круглый стол, обсуждение;

- задание с массивом;

- идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

- мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Активно использовать в деятельности метод проектов, т.к. он позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. [3]

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании можно использовать такую форму работы, как деятельность школьного музея.

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

- учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

- портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

- портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

- может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

Выводы по второй главе.

В данной главе дана оценка сформированности компетентностей учащихся 1 класса. Мною рассмотрены сферы общекультурной компетентности, которые характеризуют ребёнка на данном этапе развития. Проведено педагогическое наблюдение и проанализированы его результаты, которые представлены в виде таблицы. Также предложена система деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода, которая разработана по направлениям в соответствии с целями. В заключение были предложены рекомендации по реализации компетентностного подхода: это наиболее удачные методы, приёмы и формы работы.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико- ориентированных знаний и умений у учеников.

 


Заключение

 

Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата. Данная работа была направлена на изучение темы: «Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов». Мною была определена проблема исследования, объект и предмет исследования, цель, гипотеза и задачи исследования. Изучена психологическая, дидактическая, методическая и правовая литература по проблеме исследования. Были выявлены и рассмотрены разные взгляды учёных по данной проблеме; определена система становления компетенции учащихся начальной школы и разработаны формы организации внеучебной деятельности для её реализации. На этой основе выявлены и педагогические условия реализации компетентностного подхода при обучении и воспитании учащихся 1 класса. Представлена система внеучебной деятельности учителя начальных классов, которая апробирована на практике.

Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. То, с чем ребёнку нужно войти в этот мир.

Задача учителя - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.

Учителям, родителям, администрации образовательных учреждений необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе. Направленность на воспитание и развитие школьника – основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Но многое зависит от учителя. Учителям придется пересмотреть всю работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить системность требований, заложенных в стандартах второго поколения:

–требования к структуре основных образовательных программ;

–требования к результатам их освоения;

–требования к условиям их реализации.

Таким образом, современной школе нужна новая модель – «школа активного ученика». К этому необходимо стремиться коллективу школы.

Можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется, а его полная реализация представляется возможной.

Дальнейшая «жизнь» подхода зависит только уже от самих учителей начальных классов, от их готовности его принять и реализовывать.

 


Литература

 

1. Алексютина, Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге [электронный ресурс]/Н. Алексютина // Учительская газета. — 2002. — №51. —

2. Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания [электронный ресурс]/Н. Ф. Виноградова/Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обнов-ление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

3. Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара, 2003.- 91 с.

4. Государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 г.г."

5. Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». — 2003. — 24 апреля. —

6. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. —

7. Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. [текст]/И. Ю. Кулагина.- Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.

9. Лебедева, Г. А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. [текст]/г. А. Лебедева.- Соликамск, 2006.

10. Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. — 2005. — №18. —

11. Маскин, В.В., Петренко, А. А., Меркулова, Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу.[текст]/В. В. Маскин, А.А. Петренко, Т. К. Меркулова/ Практическое пособие.- М.: АРКТИ,2006.-64 с.

12. Мухина, В.С. Детская психология. [текст]/В. С. Мухина.- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.

13. Пиявский, С.А. Научно-ориентированное обучение [электронный ресурс]/С. А. Пиявский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

14. Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированимю ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

15. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [текст]/Дж. Равен / Пер. с англ. — М.: «Когито–Центр», 2002.

16. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

17. Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников [текст]/А. В. Тихоненко /Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.

18. Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. — 2002. — №36. — http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

19. Харламова, Т. Компетентное обсуждение [электронный ресурс]/Т. Харламова / Школьный психолог. — 2002. — №20. — http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm

20. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. —

21. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы [текст]/А. В. Хуторской / Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.

22. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

23. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. [текст]/С. Е. Шишов., В.А. Кальней. — М., 1998.

 


Приложение

 

Приложение 1.

Характеристика уровней компетентности.

 

Уровни Информационно-познавательный аспект Ценностно-ориентационный аспект Регулятивно-поведенческий аспект
Примитивно- поведенческий Знание норм, правил поведения, простейших способов выполнения действий в стандартных ситуациях. Понимание необходимости в соблюдении нравственных и правовых норм; способность воспринимать явления, поступающие из окружающего мира; ситуативная восприимчивость к потребностям других людей и общественной жизни; отклик на требование взрослых. Выполнение норм и правил поведения по требованию взрослых или сверстников; сделать «как все» или по принуждению; выбор и выполнений способа деятельности с помощью окружающих.
Эмоционально-поведенческий Знание норм, правил поведения и способов деятельности в решении учебных задач; восприятие, интерес, эмоциональная готовность к усвоению новой информации. Осознание необходимости правомерного поведения; выражение предпочтений и отстаивание ценностных ориентаций; эмоционально-ситуативный характер реагирования на поступки и действия других людей; проявление устойчивых интересов в отдельных видах деятельности. Эмоциональная регуляция деятельности и поведения в зависимости от настроения, от отношения к окружающим людям, от ситуации.
Мотивировано-поведенческий Систематизированные знания об общих принципах, нормах, правилах, регулирующих социальное взаимодействие. Осознание ценностей и смысла собственных поступков и действий; потребность в правомерном поведении; сформированность личностных, гуманистических установок и ценностных ориентаций; понимание своих способностей и ограничений. Волевая регуляция поведения и деятельности; принятие самостоятельных решений и прогнозирование их последствий; ответственность за свои действия и поступки в различных ситуациях.

 


Приложение 2.

 

И. Ф.

Сферы общекультурной компетентности

экологическая

социальная

когнитивная

гуманитарная

ИПА ЦОА РПА ИПА ЦОА РПА ИПА ЦОА РПА ИПА ЦОА РПА
1 Сергей А. ЭП ЭП ЭП МП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП
2 Илья Б. ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП
3 Дарья В. ЭП МП ЭП ЭП ПП ПП ПП ПП ЭП ПП ПП ПП
4 Валерий В. ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП
5 Светлана В. ЭП ЭП ПП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ПП ЭП ЭП ЭП
6 Сергей В. ЭП ЭП ПП ЭП ПП ПП ЭП ПП ПП ПП ЭП ЭП
7 Ольга Г. ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ПП ЭП
8 Анна Д. ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП
9 Яна Е. ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ПП ПП ЭП ПП
10 Виктория З. ЭП ПП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ПП ЭП ПП ЭП ПП
11 Сергей К. ЭП ПП ПП ЭП ПП ПП ЭП ПП ПП ПП ПП ПП
12 Наталья М. ЭП ПП ПП ЭП ПП ЭП ЭП ПП ПП ПП ПП ПП
13 Пётр Н. ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП
14 Степан Н. ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП
15 Анастасия О. ЭП ПП ПП ЭП ЭП ЭП ЭП ПП ПП ПП ЭП ПП
16 Алёна П. ЭП ПП ПП ПП ПП ПП ЭП ПП ПП ПП ЭП ПП
17 Елена Р. МП МП ЭП МП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП
18 Вероника Р. МП МП ЭП МП МП ЭП ЭП ЭП МП ЭП ЭП ЭП
19 Светлана С. МП ЭП ЭП МП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП
20 Ольга С. МП МП ЭП МП МП ЭП ЭП ЭП МП ЭП ЭП ЭП
21 Александр С. ЭП ПП ПП ЭП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП ПП
22 Елизавета Т. МП МП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП ЭП
23 Константин У.. МП МП ЭП МП МП ЭП ЭП ЭП МП ЭП ЭП ЭП
24 Ирина я. ЭП ЭП ПП ПП ЭП ЭП ЭП ПП ПП ПП ЭП ПП
25 Геннадий Я. ЭП ЭП ПП ПП ПП ЭП ЭП ПП ПП ЭП ЭП ПП

 

 ИПА- информационно-познавательный аспект;

ЦОА – ценностно-ориентационный аспект;

РПА – регулятивно-поведенческий аспект.

ПП – примитивно-поведенческий уровень;

ЭП – эмоционально-поведенческий уровень;

МП – мотивировано-поведенческий уровень.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...