Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Данте Алигьери «Божественная комедия» (2 часа)




1. Жизнь и творчество Данте Алигьери.

2. Концепция потустороннего мира в «Божественной комедии».

3. Основные сюжетные линии «Ада», личность Вергилия.

4. Основные сюжетные линии «Чистилища»

5. Основные сюжетные линии «Рая», роль Беатриче.

Источники

Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967. (Б-ка всемир. лит.)

Литература

Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М.: Палимпсест, 2004.
Голенищев-Кутузов И.Н. Жизнь Данте и его малые произведения (1968) - 76 К
Кржевский Б.А. Данте (1967) - 33 К
Мальчукова Т.Г. О гомеровской традиции в "Божественной комедии" Данте (1988) - 5 К
Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново: ИГУ, 2000.
Шартье Р. Письменная культура и общество. М.: Новое издание, 2006.
Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М.: С.А. Савин, 2003.
Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Тема 17. Человек и общество в эпоху Ренессанса (4 часа)
Темы докладов
1. Споры о достоинстве человека
а) Буонаккорсо да Монтеманьо
б) Пьер-Паоло Верджерио
в) Джаноццо Манетти
г) Поджо Браччолини
д) Джованни Пико дела Мирандола
е) Марсилио Фичино
2. Политика и мораль
а) Маттео Пальмиери
б) Бальдасаре Кастильоне
в) Джованни Понтано
г) Филипп де Коммин
д) Николо Маккьявелли
3. Проект идеального общества
а) «Утопия» Томаса Мора
б) «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы
в) Сирано де Бержерак
4. Астрология и магия
а) Теофраст Парацельс
б) Пьетро Помпонацци
в) Агриппа Неттисгеймский
г) Мишель Нострадамус

Источники:
Браччолини П. Книга о благородстве // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов: СГУ, 1984. Ч. 1. С. 148-179.

Верджерио П.-П. О благородных нравах и свободных науках // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов: СГУ, 1988. Ч. 2. С. 71-108.

Гуманистическая мысль итальянского Возрождения / Пер. с лат. и ит. Л.М. Брагиной. М.: Наука, 2004.

Кампанелла Т. Город Солнца. М.: АН СССР, 1954.

Кастильоне Б. О придворном // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. С. 469-568.

Коммин Ф., де. Мемуары. М.: Наука, 1986.

Макиавелли Н. Государь // Избр. соч. М.: Худ. лит., 1982. С. 301-387.

Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов: СГУ, 1988. Ч. 2. С. 8-68.

Монтеманьо Б., да. Трактат о благородстве // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов: СГУ, 1984. Ч. 1. С. 195-208.

Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978.

Неттесгеймский А. О сокровенной философии // Чаша Гермеса. М., 1996. С. 263-272.

Нострадамус М. Центурии. М.: Исконна, 1992.

Пальмиери М. Гражданская жизнь // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. С. 414-432.

Парацельс Т. Книга о нимфах, сильвах, пигмеях, саламандрах и прочих духах // Чаша Гермеса. М., 1996. С. 299-311.

Пико дела Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Чаша Гермеса. М., 1996. С. 214-218.

Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений и чародействе. М.: АОН, 1990.

Понтано Дж. Государь // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М.: МГУ, 1985. С. 290-308.

Фичино М. О моральных добродетелях // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. С. 437-441.

Фичино М. Платоновское богословие о бессмертии души // Чаша Гермеса. М., 1996. С. 176-211.

Литература:

Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения: частная жизнь и культура. М.: РГГУ, 2005.

Асмус В.Ф. Томмазо Кампанелла // историко-философские этюды. М., 1984. С. 45-85.

Берэин Э. Нострадамус и его предсказания. М.: Республика, 1992.

Бессонов Н.В. Суды над колдовством. М.: Рипол-классик, 2002.

Бонташ П.К., Прозорова Н.С.Томас Мор. М.: Юрид. лит., 1983.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: эстетические учения XIV – XV вв. М.: МГУ, 1997.

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М.: МГУ, 1983.

Брагина Л.М., Варьяш О. И. и др. Культура Западной Европы в эпоху
Возрождения. М.: Мосгосархив, 1996.

Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.: РосПЭн, 2004.

Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение. М.: Айрекс-пресс, 2004.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становление стиля барокко в Италии. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Володарский В.М. Социальная утопия Теофраста Парацельса // История социалистических учений. М., 1986.

Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь. 1997.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М: Прогресс, 1986.

Генин С. Нострадамус: (Пророк европейской истории): ист. исслед. Париж; Рига, 1938; Репринт. изд.: Владикавказ: Арион 1992.

Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург: У-фактория, 2006.

Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Иерусалим: Гешарим; М.: Университетское, 2000.

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия". М.: Наука, 1991.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.

Майер П. Парацельс – врач и провидец. М.: Алетейя, 2003.

Морен М. Нострадамус: толкование пророчеств. М.: Урания, 1992.

Орсье Ж. Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в. Томск: Водолей, 1996.

Осиновский И.Н. Томас Мор. М.: Худ. лит., 1974; 2-е изд.: М.: Мысль, 1985.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М.: Наука, 1978.

От Средних веков к Возрождению. СПб.: Алетейя, 2003.

Панченко Д.В. Кампанелла и «Утопия» Томаса Мора // История социалистических учений. М., 1984. С. 241 – 254.

Панченко Д.В. Утопический город на исходе Ренессанса (Дони и Кампанелла) // Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986. С. 75-97.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ, 2002.

Прозорова Н.С. Республиканский идеал Т. Мора // Проблемы правоведения. М., 1988. Вып. 49. С. 56-61.

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М.: Наука, 1977.

Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV – XV вв. Иваново: ИГУ, 1992.

Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: из истории западноевропейской утопической мысли ХVI – ХIХ вв. М.: МГУ, 1996.

Сапрыкин Ю,М. Утопии Томаса Мора и Уильяма Шекспира // Вестник МГУ. Сер. 8. Ист. М., 1988. № 3. С. 66 -73.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 5: Человек в меняющемся мире. М.: Интерпракс, 1995.

Стригалова А.А. "Город Солнца" Кампанеллы как идеал миропорядка // Художественные модели мироздания. М., 1997. Кн. 1. С. 137-147. Фонбрюн Ж.-Ш. Нострадамус – источник и пророк // Знамя. М., 1991. №7. С. 233-239.

Фукс Э. Erotica. Ренессанс: буйство плоти. Интимный мир эпохи. М.: Диадема-пресс, 2001.

Чиколини Л.С. Социальная утопия в Италии, XVI – начало XVII вв. М.: Наука, 1980.

Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

Штекли А.Э. "Город Солнца": утопия и наука. М.: Наука, 1978.

Штекли А.Э. О политическом строе Утопии // СВ. М., 1986. Вып. 46. С. 117- 140.

Штекли А.Э Сады Утопии // Мировая культура: Традиции и современность. М., 1991. С. 245-260.

Эрс Ж. Повседневная жизнь папского двора времен Борджа и Медичи. М.: Молодая гвардия, 2007.

 

ТЕМА 18* «Утопия» ТОМАСА МОРА (2 час.)

1. Общественная деятельность и творчество Т.Мора.

2. Хозяйственная жизнь утопийцев.

3. Общественное и политическое устройство “Утопии”.

4. Педагогические и религиозные идеи Т.Мора.

 

Обязательная литература:

Мор Т. Утопия. ‑ М.: Наука, 1978, с.115‑280.

Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М.: Наука, 1973, с.13-146.

Мор Т. Утопия // Утопический роман ХVI-ХVII веков. М.,1971.

Мор Т. Утопия. М.,1953.

Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М.,1973.

 

Дополнительная литература

Алексеев М. П. Славянские источники «Утопии» Томаса Мора // Алексеев М. П. Из истории английской литературы. М., Л.,1960.

Англия в эпоху абсолютизма. М.,1984.

Поэзия в творчестве Томаса Мора. Публикация текстов. ‑ В кн. Средние века. Л., I97I, Вып.33, с.305-323.

Баткин Л. М. Ренессанс и утопия// Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.,1976.

Бонташ П. К. Высшие органы власти в «Утопии» Томаса Мора // Проблемы правоведения. Киев,1977. Вып.36.

Бонташ П. К., Прозорова Н. С. Томас Мор. М.,1983.

Вейт Я. Я. Религия и церковь в Англии. М.,1976.

Виппер Р. «Утопия» Т. Мора // Мир божий. 1896. No3.

Волгин В. П. Историческое значение «Утопии» // Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. С древности до конца ХУ111 в. М.,1975.

Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII в. М.: Наука,1975, с.I42‑135.

Волгин В. П. Наследие утопического социализма// История социалистических учений. Сб. ст. М.,1962.

Володин А. И. Утопия и история. М.,1976.

Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы.‑ М.: Наука, 1975, с. 73‑120

Деборин А. М. Коммунистическая «Утопия» Т. Мора // Деборин А. М. Социально-политические учения нового времени. Т.1. М.,1958.

Застенкер Н.Е. Будущее по Томасу Мору. -‑ В кн.: Будущее науки: Международный ежегодник, I976, вып.9, с.268‑285.

Исаенко А. В. Английская королевская реформация ХVI века. Орджоникидзе, 1980.

Исаенко А. В. Пуританская реформация в Англии в ХVI-начале ХVII века. Орджоникидзе, 1980.

История английской литературы. Т.1. Вып.1,2. Л.,1943,1945.

История всемирной литературы. Т.3. М.,1985.

История Европы. Т.3. М.: Наука, 1993.

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.,1987.

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.: Наука,1986.

Каган Ю. М. О переводе на русский язык «Утопии» Томаса Мора // Тетради переводчика. Вып. 16. М.,1979.

Каутский К. Томас Мор и его утопия. М.,1956.

Кудрявцев О. Ф. Ренессансная апология наслаждения (К прочтению некоторых мест «Утопии» Томаса Мора) // История социалистических учений. 1986. Сборник статей. М.: Наука, 1986.

Кудрявцев О. Ф. Хозяйственная этика утопийцев // История социалистических учений. 1989. М.: Наука,1989.

Кудрявцев О. Ф. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Т. Мора // История социалистических учений. 1987. М.,1987. С 197 - 214.

Кузнецов К. А. Опыты по истории политических идей в Англии (ХV-ХVII вв). Владивосток, 1913.

Кузнецова Е. В. Движение лоллардов в Англии // Ученые записки Горьковского гос. Университета. Вып. 95. Серия историческая. 1971.

Левин Ю. Д. Ранние известия о Томасе Море в России // Русская литература. 1979. No 1.

Левицкий Я. А. Рецензия на «Утопию» Томаса Мора // Средние века. Вып.4.

Лейст 0.Э. Вопросы государства и права в трудах социалистов‑ утопистов XVI-XVII вв. ‑ МГУ, 1966, с.19-52.

Мортон А. Л. Английская утопия. М.,1956. Гл.2.

Мухачев В. В. Родоначальник утопического социализма (К 500-летию со дня рождения Томаса Мора) // Вестник Московского университета. Серия теории научного коммунизма. 1978. No 1.

Осиновский И. Н. Гуманизм и Реформация в Англии в первой трети ХУ1 в. // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.,1981.

Осиновский И. Н. Мор // Советская историческая энциклопедия. Т.9. М.,1966. Ст.677 - 679.

Осиновский И. Н. 500-летний юбилей Томаса Мора и зарубежная историография // Социальные движения и борьба идей. М.,1982.

Осиновский И. Н. Томас Мор. М.,1974.

Осиновский И. Н. Томас Мор в английской историографии ХХ в. // Средние века. Вып. 21. М.,1962.

Осиновский И. Н. Об изучении наследия Томаса Мора в современной буржуазной историографии // История социалистических идей. М.,1977.

Осиновский И.Н. Томас Мор ‑ гуманист и политик.‑ Новая и новейшая история, 1973, №2, с.115-127.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация.- М.: Наука, 1978. ‑ 326 с.

Осиновский И. Н., Шульц Ю. Ф. Поэзия в творчестве Томаса Мора // Средние века. М.,1971. Вып. 33.

Петрушевский Д. М. Восстание Уота Тайлера. М., 1914.

Петрушевский Д. М. Джон Уиклиф // Книга для чтения по истории средних веков, под ред. П. Г. Виноградова. Вып. 4. М., 1914.

Политические учения: История и современность. Домарксистская политическая мысль. М.,1976.

Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М.: Мысль, 1988.

Рутенбург В. И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.‑Л.: Наука, 1976. С. 89‑98. (Спб.,1991)

Сапрыкин Ю. М. Взгляды Джона Уиклифа на общность имущества и равенство // Средние века. Вып. 34. М., 1971.

Сапрыкин Ю. М. Уиклиф // Советская Историческая энциклопедия. Т. 14. М., 1973. Ст.708-710.

Сапрыкин Ю. М. От Чосера до Шекспира. Этические и политические идеи в Англии. М.: МГУ, 1985.

Сапрыкин Ю. М. Принцип индивидуализма в английской политической литературе ХV-ХVI вв. // Средние века. Вып.38.

Семенов В. Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии ХVI века. М., Л.,1949. Гл.1,2.

Семенов В. Ф. Пауперизм в Англии ХVI в. и законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах // Средние века. Вып. 4.

Соколова М. Н. Мор и Бюде // Из истории социальных движений и общественной мысли. М.,1981. С.157 - 179.

Тарле Е.В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени. ‑В кн.: Тарле Е.В. Сочинения.М., 1957, т.I, с.119‑226.

Томас Мор 1478-1978. Коммунистические идеалы и история культуры; Сб. статей.‑М.: Наука, 1981. ‑ 383 с.

Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М.,1959.

Шалькевич В. Ф., Уколов А. Ф. Томас Мор- родоначальник утопического социализма // Вестник Белорусского университета. Серия: история, язык, литература. 1978. No 1.

Штекли А.Э. Возрождение и утопический коммунизм ХУI ‑ нач. ХУII в. К постановке проблемы. В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения. М. 1978, с.84-106.

Штекли А.Э. «Утопия» Томаса Мора и социалистическая мысль.‑ Коммунист, 1978, №18, с.65-7б.

Штекли А. Э. «Утопия» Томаса Мора: труд и распределение // Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981.

Штекли А. Э. Сады Утопии// Природа в культуре Возрождения. М.,1991.

Штокмар В. В. Очерки по истории Англии ХVI века. Л.,1957.

Штокмар В. В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л.,1962.

Яковенко В. И. Томас Мор. Его жизнь и общественная деятельность. Спб.,1891.

 

Методические советы

Изучение темы начните со знакомства с жизнью Т.Мора, его творчеством и общественной деятельностью, и в связи с этим дайте характеристику английского гуманизма.

Для выяснения истоков «Утопии» следует прежде всего рассмотреть экономическое и общественно-политическое положение современной Мору Англии. Об этом свидетельствует критика английского общества, развернутая в 1 части “Утопии”, которая и должна дать представление о социальных мотивах появления этого сочинения на свет. На Т.Мора, кроме того немалое влияние оказала античная литература (Платон, Цезарь, Тацит), гуманистическая (Эразм Роттердамский) и отчасти раннехристианская (Августин). Попытайтесь с помощью рекомендованной научной литературы определить, в чем именно обнаруживается влияние на него отдельных писателей.

Идеальное общественное устройство. Утопии разберите сначала со стороны организации производства и потребления, разделения труда. Какую функцию выполняли рабы в хозяйстве и почему Т.Мор ввел рабство?

На какие группы делилось население острова и было ли между ними полное равенство? Как было организовано управление утопийским обществом и какие принципы лежали в основе внешних сношений утопистов? Обратите внимание на то, в каких случаях островитяне прибегали к войнам, какими силами их вели и какие меры принимали, чтобы их избежать.

В завершение характеристики Утопии остановитесь на системе воспитания и обучения, роли науки в жизни общества. Большой интерес представляют и взгляды Т.Мора на религию. Какие принципы он кладет в основу религиозной жизни?

Наконец, следует оценить значение «Утопии» Т.Мора для развития идей утопического социализма.

 

ТЕМА 19* «ГОРОД СОЛНЦА» ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ (2 часа)

1. Формирование мировоззрения Кампанеллы.

2. Основные занятия соляриев.

3. Общественный строй идеального государства.

4.Образование, культура и быт.

5. Мораль и религия в идеальном государстве Кампанеллы.

 

Обязательная литература

Кампанелла Т. Город Солнца. - В кн.: Утопический роман ХУI-ХУII вв. Сер. БВЛ. М., I97I, т.34. с.39-140.

Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. - М.: Наука, 1978 ‑ 368 с.

 

Дополнительная литература

Баткин Л.М. Парадокс Кампанеллы -. Вопр. Философии, 1971, №2, с.131‑142.

Горфункель А.Х. Город Солнца и Монархия мессии (О политической утопии Томмазо Кампанеллы). ‑ Вопр. Истории, 1970, №10, с. 70-87.

Горфункель А.Х. Образе будущего в утопии Кампанеллы. – В кн.: Будущее науки: Междунар. ежегодник. М., I974, вып. 7, с. 380-397.

Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла.‑М.: Мысль, 1969 ‑ 247 с.

Панченко Д.В. Кампанелла и “Утопия” Томаса Мора. ‑ В кн.: История социалистических учений., М. 1984, с.241‑151.

Штекли А.Э. Источниковедческие аспекты изучения “Города Солнца” ‑ В кн.: Средние века. М., 1977, вып.41, с.143-172.

Штекли А.Э. Кампанелла. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1966. - 287 с.

Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.,1978.

Штекли А. Э. «Утопия» и античное представление о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. М.,1984. С.89-97.

 

Методические советы

Занятие необходимо начать с характеристики положения Италии, в частности Южной, в начале ХУII в. Это поможет объяснить причины выступления Кампанеллы как организатора антииспанского заговора и понять один из побудительных мотивов создания им своей утопии.

Анализируя его произведение “Город Солнца”, следует подробно рассмотреть основные черты утопического государства, выяснить, что именно Кампанелла считал главной причиной всех зол, как он представлял себе устройство идеального общества, почему в нем возможны полное равенство и удовлетворение потребностей всех его членов. Организация производства и потребления, отношение соляриев к труду, способ ведения войн, решение проблем обучения детей ‑ все эти важные проблемы заслуживают самого пристального внимания. Необходимо описать специфические черты управления государством, роль религии (и ее своеобразный характер), астрологии. При этом нельзя забывать, что, например, вера в астрологию являлась органической частью сложной системы идей Кампанеллы, жившего на рубеже средневековья и нового времени

Следует обратить внимание и на вопрос о семье, о регламентации быта соляриев, показать как гениальные догадки Кампанеллы, так и те его идем, которыебыли исторически обусловлены узостью его мировоззрения

В заключение нужно сказать о значении “Города Солнца” Кампанеллы ‑ произведения, стоящего наряду с “Утопией” Томаса Мора у истоков передовой общественно-политической мысли нового времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...