Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С Т Р О Е Н И Е С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Й.

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

Аффиксальные.

1. Приставочный: гасить-погасить.

2. Суффиксальный: дом-домик.

3. Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.

4. Приставочно-суффиксальный: изнанка-наизнанку.

5. Постфиксальный: мыть-мыться.

6. Приставочно-постфиксальный: шипеть-расшипеться.

7. Суффиксально-постфиксальный: горб-горбиться.

8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный: шутить-отшучиваться.

9. Сложно-суффиксальный: старообрядческий.

10. Сложноприставочный: утихомирить.

11. Приставочно-сложносуффиксальный: предсенокосный.

Безаффиксные.

1. Сложение: путь-дорога. древнегреческий,

2. Сращение маломощный

3. Аббревиация: РФ

4. Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс.

 

СОГЛАСНЫЕ З В У К И.

НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ

ж, ш, ц, ч, щ, й

ТОЛЬКО ГЛУХИЕ х, ц, ч, щ

ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ й, л, м, н, р

 

 

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

1. Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.

На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.

2. Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно - плохо, нехорошо;

дурно- предобморочное состояние.

Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).

3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.

И М Я Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е.

1. Простые и составные (пять, пятьдесят пять).

2. Количественные (целые: пять, дробные: одна пятая, собирательные: пятеро).

Порядковые (пятый).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Прислушиваясь, он вглядывался в темноту, затем, зевнув, и потянувшись, улегся около костра. Образуются с помощью суффиксов -а-, -я-: в, вши, -ши:

И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е.

Разряды.

Качественное- обозначает признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени (темный, более темный, самый темный, темнее); может сочетаться с наречием «очень». Относительное – обозначает признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени (деревянный, здешний, вчерашний), т.е. имеет значение материала, места, времени; не имеет краткой формы, не сочетается с наречием «очень». Притяжательное – обозначает принадлежность чего-либо лицу, животному; отвечает на вопросы чей? чья? чье?

Степени сравнения.

Сравнительная. Простая- круче, красивее, красивей,тоньше

Составная – менее снежный, более широкий

Превосходная. Простая – добрейший, легчайший.

Составная – самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.

ПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?

ГЛАГОЛ.

Наклонение.

Изъявительное.(читаю, читал, буду читать, прочитаю)

Условное, сослагательное(читал бы, читала бы, читали бы, читало бы)

Повелительное(читай, читайте, пусть читают, давайте читать, да здравствует)

 

Н А Р Е Ч И Е.

Смысловые группы

1. Образ действия – Как? Каким образом?

2. Время – Когда?Как долго? С каких пор? До каких пор?

3. Место – Где? Куда? Откуда?

4. Причина – Почему?

5. Цель – Зачем?

6. Мера – Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере?

7. указательные: здесь, там, тогда;

8. неопределенные: куда-то, кое-как;

9. вопросительные: где, когда, зачем;

10. отрицательные: нигде, негде, никогда.

Степени сравнения.

сравнительная превосходная
простая составная

 

составная

 

больн ^ ей больн ^ее легч ^е тонь ^ ше более менее +тонк ^о

 

лучше всех (сравн. степ. + всех)  

 

 

Обстоятельственные ( признак действия, время, место, причина, цель).

Определительные ( мера и степень, качество, способ действия).

Г Л А Г О Л Ы.

Наклонение.

1. Изъявительное. Действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле (рисую, рисовал, нарисовал, нарисую, буду рисовать).

2. Условное. Действия, желаемые или возможные при определенных условиях (нарисовал бы, рисовал бы).

3. Повелительное. Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить (рисуй, рисуйте).

Б Е З Л И Ч Н Ы Е Г Л А Г О Л Ы.

(Действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета)).Употребляются только:

1. В изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени:

3 л. ед.ч. (наст. и буд. вр.)

ср.р. ед.ч. (пр. вр.) темнеет, будет темнеть, стемнело.

2. В условном наклонении: Стемнело бы.

3. В неопределенной форме: Темнеть.

Рассвело, не сидится, хочется, легко дышится.

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.

Переходные. Гл + сущ., числ., мест. в В.п. без предлога

Строить (что?) дом. Встречать (кого?) его

Сущ. или мест. может стоять в Р.п. при отрицании, при указании на часть предмета. Не выпить (чего?) молока Не прочитал (чего?) рассказа

Непереходные - все остальные. Строить (где?) в лесу. Вылить (куда?) в кастрюлю

 

ПРИЧАСТИЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ.

Человек, вырастивший цветок - цветок, выращенный человеком.

Р А З Р Я Д Ы М Е С Т О И М Е Н И Й.

Личные Я, мы, ты, вы, Вы, он, она, оно, они
Возвратное Себя, себе, собою
Вопросительные Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько? Кто пришел?
Относительные Кто, что,какой, каков, который, чей, сколько Я не знаю, кто пришел.
Неопределенные Кто-то, что-то, некто, нечто, кое-кто, кое-что, некоторый, несколько
Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего
Притяжательные Мой, твой, наш, ваш, Ваш, свой + его, её, их Мы увидели его. Мы увидели его книгу.
Указательные Тот, этот, столько, такой, таков
определительные Весь, другой, каждый, сам, самый, любой, иной, всякий

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (см. учебник 7 кл.).

П Р Е Д Л О Г.

ВЫРАЖАЮТ (зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении) отношения временные: под, п ричинные: из-за, пространственные: в, около,под, целевые: для

ПРОИЗВОДНЫЕ: вокруг, путем, в продолжение, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, вблизи, около, в течение, в счет, в связи с, навстречу, вследствие(=по причине), наподобие, вроде(=подобно), насчет (=о), ввиду, вместо, несмотря на, по причине, в целях, со стороны,

НЕПРОИЗВОДНЫЕ: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, п, под, пред, при, про, с,,у, через, из-за

ПРОСТЫЕ: к, у, около, вблизи, из-за

СОСТАВНЫЕ: в течение, в счет, в связи с

Особая часть речи М Е Ж Д О М Е Т И Е.

(Выражает чувства, настроения, побуждения)

Ах, увы, ай-ай, знать, караул, ура, шабаш, ей-же-ей, прощай, эй, ох, ух, э, ну, у, эге-ге, ого-го, увы, ау,эх, брось, ба...

- непроизводными: а, э, у, ну, увы;

- производными: Ужас! Батюшки! Брось!

С О Ю З.

(связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, предложения в тексте)

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

Соединительные и да(=и) не только – но и как – так и также(=и) тоже (=и)

Разделительные или либо то – то не то – не то

Противительные зато а но да(=но) однако (же)

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

Причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, в связи с тем что, благодаря тому что, вследствие того что

Целевые чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы

Временные пока, когда,едва, лишь, лишь только

Условные как скоро, если, если бы, раз, ли

Сравнительные как будто, как, будто, словно, точно

Изъяснительные что, чтобы, как

 

Ч А С Т И Ц А.

(вносит различные оттенки значения в предложение, служит для образования форм слова)

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ:

Условное наклонение бы, б

Повелительное наклонение пусть, пускай, давай, давайте, да

Время глагола бывало

Степени сравнения наречий и прилагательных более, менее, самый

МОДАЛЬНЫЕ(СМЫСЛОВЫЕ):

Вопрос ли разве неужели

Выделение, ограничение лишь почти только исключительно

Восклицание что за, как

Указание вот а вот вон а вон

Сомнение вряд ли едва ли

Уточнение именно раз как раз

Усиление даже, даже и ни и же ведь уж всё все-таки,-то

Смягчение требования -ка

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Не ни

 

С Т Р О Е Н И Е С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Й.

Сочинительная связь.

Папа и мама; лес да горы; не марки, а открытки; строит, но ломает.

Между однородными членами предложения, между частями сложного предложения.

Подчинительная связь.

Искрящийся снег (зависимое слово + главное слово).

Тип связи.

Согласование в роде, числе и падеже.

Главное слово может быть выражено мест., прил., прич.

Заброшенная усадьба.

 

Управление. Главное слово управляет падежом зависимого.

Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ.

Уехать в деревню (В.п.)

Примыкание. Главное слово связано с зависимым по смыслу.

Зависимое слово может быть выражено нар., дееприч., н.ф. гл.

Приехал неожиданно.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ.

1. Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.

2. Выражается именем сущ. в И.п.

мест. в И.п.

прил. (в значении сущ.)

прич. (в значении сущ.)

числ. (в значении сущ.)

нар. (в значении сущ.)

межд. (в значении сущ.)

неопределенная форма глагола (в значении сущ.)

неделимые словосочетания (в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.

фразеологизмы (в значении сущ.)

Ася задумалась на мгновение.

Она удивилась. Вдали кто-то запел.

Во время детского чая большие сидели на балконе.

Присутствующие говорили о разных предметах.

Десять делится на два.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Далече грянуло ура.

Учиться всегда пригодится.

Шли два приятеля вечернею порой. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Дед с матерью шли впереди всех.

 

ТИПЫ С К А З У Е М О Г О.

1. Простое глагольное. Глагол в форме какого-либо наклонения.

В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы.

Вы тренировались бы более регулярно.

Вы возьмите с собой в поход карту.

2. Составное глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола. Сестра стала рассказывать о поездке.

Группы вспомогательных глаголов:

1) глаголы со значением начала, конца, продолжения (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);

2) глаголы и краткие прил. со значением возможности, необходимости, желательности… (мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).

Скрипач начал играть. Я был рад помочь

3. Составное именное. Глагол-связка + именная часть.

Дедушка был огорчен случившимся.

Группы глаголов-связок:

1) быть(в наст. вр. не употребляется - нулевая);

ты был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый.

2) делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; Совсем стал белый дедушка.

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять;

девушка пришла усталая

4) сочетания вспомогательных глаголов с формой глагола-связки

я хочу быть учителем.

Я был бы рад стать учителем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...