Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Общая характеристика работы педагога-психолога




1. 2. Общая характеристика работы педагога-психолога

Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

Основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр. ), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Психологическая служба  выполняет следующие функции:

1. Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

2. Профилактика – предупреждение возникновения проблем у обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление особенностей учебной деятельности, поведения и психоэмоционального состояния школьников, которые будут учитываться в процессе сопровождения.

4. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности.

5. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – возможность приобретения новых знаний, с дальнейшей реализацией их в деятельности и общении.

6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

7. Профориентация – оказание помощи в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей.

8. Профессиональный рост - приобретение профессиональных знаний, умений и навыков.

Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования. Она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов'.

В планах работы социально-психологической службы школы 1795 на 2020-2021 учебный год можно выделить ветви: Курс встреч и лекций касаемо содержания существующего законодательства, работа по профилактике правонарушений, профилактика экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, предупреждение проявления суицидальных наклонностей среди обучающихся, выявление семейного неблагополучия на ранних стадиях и работа с родителями.


 

1. 3. Теоретическое описание проблемы

Актульность исследования: В ходе изучение деятельности школы 1795, я выявила проблему сложной адаптации детей с опорно- двигательными нарушениями к школе и особенности социализации детей данной группы здоровья. Данная проблема актуальна не только для данного образовательного учреждения.

В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности дети-инвалиды, наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Дети с недостатками развития, так же, как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг школьного коллектива, создаёт замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребёнка. Всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит в его настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребёнка из изолированного мира обычно развивает в нём навыки, которые ведут к ещё большей изоляции и усиливают его сепаратизм».

Инклюзивное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья после окончания обучения лучше адаптироваться в обществе.

Гипотеза: дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата испытывают больше затруднений в адаптации к школе по сравнению с условно здоровыми детьми.

Методы исследования:

1. Анализ и выбор методик.

2. Изучение источников литературы.

3. Сравнительный анализ по выбранной теме.

Объект: - адаптация детей к школе.

Предмет: являются особенности адаптации к школе детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Цель: выявления особенностей адаптации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата к школе.

Задачи:

1. 1. Изучить источники литературы.

2. Выбрать методики исследования.

3. Исследовать адаптацию к школе как условно здоровых детей, так и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Методологическая основа исследования:

В научных исследованиях широко представлены работы изучения познавательных, речевых, личностных особенностей детей и подростков с легкими проявлениями заболевания (Е. Ф. Архипова, Э. С. Калижнюк, И. И. Панченко, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова.

В структуре хронических заболеваний, заболевание центральной нервной системы занимает одно из первых мест. Имеющиеся нарушения вызывают затруднения в работе с детьми этой категории.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны).

По данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. на учете в России состояли 658, 1 тыс. детей – инвалидов в возрасте до 18 лет, что почти на 60 тыс. больше, чем в 1998 г. Каждый десятый ребенок – инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990г. 91, 7тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. — 547 тыс., а в 2001 г. — 741 тыс. случаев. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2020 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет. По информации министерства, в 2009 году диагноз ДЦП был впервые поставлен 7 409, в 2020 году – 6 978 детям.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. При этом наиболее тяжело страдают “молодые” отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с детским церебральным параличом расширились и уточнились.

Выявление и накопление новых фактов связано с тем, что дошкольное и школьное образование стали получать дети с тяжелыми проявлениями заболеваний, которые до середины 90-х годов XX в. считались необучаемыми.

В научных исследованиях б0-х-90-х годов XX в. широко представлены работы изучения познавательных, речевых, личностных особенностей детей и подростков с легкими проявлениями заболевания (Е. Ф. Архипова, Э. С. Калижнюк, И. И. Панченко, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова и др. ). Именно эти дети составляют основной контингент специальных образовательных учреждений для детей с церебральным параличом (специальные школы VI вида для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

У обычного ребенка, который не имеет проблем со здоровьем первый год обучения в школе - сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.

А вот особенности адаптации ребенка с ДЦП, ему еще сложнее адаптироваться к школе из - за проблем со здоровьем.

К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети - инвалиды, все-таки существуют. В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем вмассовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе - интернате.

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

Обучение в интернате этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром.

Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни это смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

Адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к жизни в современном обществе затруднена не только тем, что ограничены их способности выполнять доступные другим действия в процессах труда, учения, познания, но и сопутствующими личностными деформациями и другими психологическими проблемами. Как правило, эти дети имеют неадекватную самооценку. У многих таких детей имеются сложности в сфере общения, проявляющиеся, например, в форме вербальной и физической агрессии, неумении вступать в контакт, частых ошибках при интерпретации намерений и действий другого – взрослого или сверстника и др.

Рассмотрим обучение детей в нарушенями опорно-двигательного аппарата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...