Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий словарь базовых управленческих терминов




Аппарат управления — система органов управления, совокупность организаций, обеспечивающих управление в той или иной управленческой деятельности; совокуп­ность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какой-либо организации, выполняющих управленческую работу.

Бит — единица измерения количества информации и объема памяти. Измеряет минимальное количество информации.

Бод — единица скорости передачи информации, исчисляется как бит в секунду.

Власть — право и возможность распоряжаться, определяемые совокупностью полномочий, обеспечивающих с помощью правовых норм, силовых структур, мотивационных факторов организацию согласованных действий людей и организаций.

Воздействие управляющее — сознательное действие субъекта управления по от­ношению к объекту управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Дерево целей — графическое представление взаимосвязи и соподчинения целей одной или нескольких. При построении ДЦ вначале определяются цели верхнего уровня, далее они последовательно разукрупняются на подцели следующего уровня.

Деятельность управленческая — совокупность действий субъекта управления (руководителя, аппарата управления), направленная на изменение объекта управле­ния в заданном направлении. Включает в себя: постановку цели убавления, сбор и анализ информации, оценку проблемной ситуации, организацию системы управле­ния, подготовку и принятие управленческих решении, оценку эффективности уп­равления, осуществление функций социального контроля.

Должность управленческая — первичный структурный элемент в органе управ­ления, определяемый установленными задачами, правами и обязанностями, обус­ловленный также формами разделения и кооперации труда в управлении.

Задача управления — предмет решения, предполагающий необходимость дейст­вий по переводу объекта управления в иное состояние.

Закономерности управления — объективные, необходимые, устойчивые и суще­ственные отношения, связи, определяющие развитие и функционирование систем управления.

Законы науки управления — общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемые наукой управления. Законы науки управления выражают наиболее важные внутренние черты, особенности процесса управления. Например, закон необходи­мого разнообразия требует, чтобы разнообразие управляющей системы было не меньше разнообразия управляемого объекта.

Звено управления — элемент системы управления, в качестве которого может быть ее структурный элемент или отдельный специалист.

Иерархия управления — последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу.

Интенсификация управления — совершенствование управления путем улучше­ния организации управленческого труда, методов разработки и реализации управ­ленческих решений, рационального сокращения количества информации, унификации документов и т. д.

Информация — сведения, знания, сообщения, которые содержат необходимые данные для принятия управленческих решений и их реализации.

Искусство управления — умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки творчески применительно к данной конкретной управленческой ситуации.

Кадры управления — работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управ­ления.

Качество управления — оценка процесса управления, определяемая степенью достижения поставленной цели.

Кибернетика — наука об общих закономерностях управления в природе, обще­стве, живых организмах и технических системах.

Коллегиальность — совместное выполнение управленческих функций коллеги­альным органом управления.

Коммуникация — процесс обмена информацией в социальной системе.

Контроль — функция управления, устанавливающая степень соответствия при­нятых решений фактическому состоянию социальной системы, выявляющая откло­нения и их причины.

Концепция — совокупность понятий и связей между ними, определяющая ос­новные направления развития и свойства какого-либо явления.

Координация — согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

Критерий — признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления.

Лидер управления — человек, способный выдвигать продуктивные цели разви­тия, находить оптимальные пути их достижения и объединять разных людей в социальные организации для решения общих задач, максимально использовать творческие возможности как своей личности, так и окружающих его людей, в том числе талантливых, одаренных, неординарных.

Метауправление — управление самой системой управления, направленное на обеспечение ее эффективной работы, как в целом, так и отдельных подсистем управления.

Методы управления — способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Механизм управления — способ организации управления общественными дела­ми, где взаимосвязаны методы, средства и принципы управления, что и обеспечивает эффективную реализацию целей управления.

Моделирование — исследование объекта управления путем построения и изуче­ния его модели, применение существенных свойств моделируемого объекта к позна­нию мало изученных реальных социальных систем.

Мотивация управления — побуждение работника к управленческой деятельности путем воздействия на всю систему потребностей и интересов личности, группы, организации, возбуждение их осознанной социальной активности.

Научность управления — степень использования в процессе управления обще­ственными делами достижений науки управления, особенно инновационных соци­альных технологий.

Нововведение управленческое — процесс освоения новых управленческих знаний, идей, организационных форм, методов и техники управления.

Норма — минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое к использованию в процессе достижения целей, например, норма времени, норма ресурсов, в том числе не только природных, но и социальных, информационных, организационных и т. п.

Объект управления — управляемая подсистема (социальные процессы, ресурсы, социальные организации, люди), воспринимающая воздействия со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя).

Оптимизация управления — процесс выработки оптимальных решений. Организационная структура — структура объекта управления (системы, организации), отражающая взаимодействие между его элементами. Она может быть линей­ной, функциональной, функционально-линейной, программно-целевой, матричной.

Организационное проектирование — разработка и внедрение проектов и про­грамм рационализации управленческого труда.

Организация — объединение людей, совместно реализующих программу или цель, действующих на основе определенных правил (формальных и неформальных). Различаются две формы организации — формальная и неформальная.

Организация управления — создание, образование системы управления или вне­сение прогрессивных изменений в порядок ее функционирования и развития.

Организованность — наличие определенного порядка или степень упорядочен­ности социальной системы.

Ответственность управленческая — необходимость, обязанность отвечать за принятие или непринятие управленческих решений.

Отношения управленческие — складывающиеся между людьми в процессе управ­ленческой деятельности.

Планирование — функция управления, процесс разработки планов, где предус­матриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитыва­ются необходимые ресурсы и возможный конечный результат.

Перспектива в управлении — взгляд в будущее, выработка соответствующей стратегии.

Подсистема — часть системы, которая изучается и рассматривается самостоя­тельно и сама обладает системными свойствами.

Потребность — нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.

Правила — совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий (дисциплины, порядка).

Праксеология — наука о принципах и методах эффективной деятельности.

Приватизация — передача государственной или муниципальной собственности в коллективную или частную собственность.

Принципы управления — основные правила, которые должны соблюдаться субъ­ектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Прин­ципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Проблема управленческая — сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов. Проблема требует изучения, анализа проблемной ситуации, получения полной информации, выработки концеп­ции подхода к ее решению.

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможном состоянии (состояниях) объекта или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках их достижения.

Программа — комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей. Оценка и выбор вариантов программ по различным критериям.

Программно-целевой метод управления — совокупность приемов и способов со­гласования целей с имеющимися ресурсами. Разработка программы предполагает: построение дерева целей, мероприятий, определение ресурсов, сравнение альтерна­тивных вариантов и выбор наилучшего.

Проект социальный — совокупность расчетов для построения социального объ­екта по его модели. Реализация проекта требует наличия:

а) замысла плана;

б) управленческой концепции;

в) разработки совокупности действий, исполнителей и средств не только опре­деления целей, но и их достижения.

Процесс управления — управленческая деятельность объединенных в определен­ную структуру субъектов управления, направленная на достижение определенных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих прин­ципов и методов управления.

Разделение труда в управлении — форма его организации в аппаратах управления, при которой управленческий процесс делится на отдельные элементы, функции, каждая из которых выполняется той или иной группой или отдельными работниками.

Резервы — ресурсы, находящиеся на хранении (неиспользуемые в данный мо­мент) и предназначенные для удовлетворения спроса на эти ресурсы в будущем.

Ресурсы — запасы сырья, земли, кадров, управленческих знаний и навыков, научных данных и т. п., которые используются в процессе управления.

Решение управленческое — социально-психологический и интеллектуальный акт выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Руководство — ведущая, направляющая, организующая и регулирующая дея­тельность субъекта управления (органа управления, отдельного руководителя).

Саморегулирование — способность системы самостоятельно без воздействия из­вне реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функциони­рование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

Самоуправление — самостоятельность социальных организаций, заключающая­ся в реальной возможности и праве самостоятельно, под свою ответственность, решать важные вопросы своей жизнедеятельности и принимать управленческие решения для достижения конечных результатов. Самоуправление связано с измене­нием соотношения централизации и децентрализации в системе управления.

Связь — категория управления, отражающая формы взаимодействия элементов системы. Посредством связи формируются отношения, определенные для данной структуры.

Сетевое планирование — система управления, широко применяемая в строитель­стве, в разработке крупных научно-технических проектов, использующая сетевой график как форму предоставления информации об управляемом объекте.

Система — множество взаимодействующих элементов, находящихся в отноше­ниях связи друг с другом, составляющих целостное образование. Организованная система характеризуется тем, что ее целостность всегда больше составляющих ее элементов подсистем.

Системный подход — совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей, отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый элемент системы.

Социология управления — раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в процессе управления.

Социальные технологии — инновационный раздел социологии управления, изу­чающий систему методов выявления и использования скрытых потенциалов соци­альной системы, получения социального результата при наименьших управленческих издержках.

Способности — предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия. В основе способностей лежит одаренность. Для системы управления важно своевременно выявлять и использовать способности работника, в том числе и управленческие, создавать условия для их проявления и развития.

Стиль управления — совокупность наиболее характерных устойчивых методов решения проблем, используемых руководителями в практической управленческой деятельности.

Стратегия — определение направления деятельности организации. Выражается в обосновании, разработке и претворении в жизнь концепции в решении социальных задач. Присуща любому уровню управления, хотя и отличается определенной спе­цификой в зависимости от уровня управления (Центр, регион, муниципальное образование, трудовая ассоциация, каждая личность).

Субъект управления — управляющая подсистема, звено, элемент в системе уп­равления, воздействующий на другие элементы субъекта управления; в зависимости от целей исследования может рассматриваться и как объект для вышестоящего звена в иерархии управления. Субъективный фактор в управлении — воздействие сознания людей, действующих в соответствии со своими целями и интересами, на принятие управленческих решений.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание мате­риальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

Труд управленческий — целесообразная деятельность человека, выполняемая в процессе управления. В процессе управленческого труда материальные ценности непосредственно не создаются, но он имеет производительный характер потому, что его затраты общественно необходимы и постоянно возрастают, так как без управле­ния никакое общественное производство и нормальная жизнедеятельность не воз­можны.

Управленческая культура — часть общей культуры общества, связанная преиму­щественно с формированием управленческих знаний, суждений, чувств, настроений, управленческих концепций, навыков управленческого и организационного поведе­ния. Она может быть понята как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе развития общества, управленческой деятельности.

Элементы управленческой культуры:

а) управленческие знания (теории управления, соответствующее сознание, чувства, настроения);

б) общественные отношения, прежде всего управленческие и организационные, в которых материализуются знания, нормы, ценности общества и в процессе социализации личности становятся достоянием культуры каждого;

в) управленческая деятельность, имеющая творческий характер, позволяющая также переводить нормы и ценности общества в мотивы личного управленческого поведения, в устойчивые черты личности, творить саму личность как самостоятель­ный субъект управления.

Механизм ее формирования может быть представлен следующим образом:

формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ и т. д.;

развитие управленческих отношений;

мотивация творческой деятельности в сфере управления;

утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;

разработка и внедрение управленческих технологий, которые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

Управление — процесс усиленного воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Управляемость — отношение между управляющей способностью органа управ­ления и сложностью объекта управления. Кризис управления — это результат ост­рого противоречия между объектом и субъектом управления, который сегодня углубляется во всем мире, особенно в России.

Устойчивость системы — способность системы поддерживать намеченный ре­жим функционирования, сохранять равновесие, несмотря на возмущающие внешние и внутренние воздействия.

Фактор — причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состо­яние, условие управленческой деятельности.

Функция управления — определенный вид управленческой деятельности, объек­тивно необходимой для обеспечения установленного воздействия субъекта управле­ния на объект управления.

Функциональный подход — подход, основанный на изучении функций системы, т. е. алгоритма проведения системы.

Целевая комплексная программа — комплекс мер, направленных на достижение заданных конечных результатов и решений конкретных общественных проблем.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто.

Определение целей управления — начальный и важнейший этап процесса управ­ления. Цель управления определяется с учетом имеющихся коренных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения.

Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управ­ляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлет­ворения.

Цикл управления — полная совокупность периодически следующих друг за дру­гом составляющих процесса управления:

а) получения информации;

б) принятия управленческого решения;

в) передачи решения для реализации.

Этика управления — система нравственных норм, которые определяют поведе­ние субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с общегуманистическими, нрав­ственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравствен­ных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности.

Эффективность социального управления — результативность управления, харак­теризующаяся степенью использования имеющихся ресурсов для достижения пос­тавленных целей. Это результат управленческой деятельности, который оценивается системой критериев и показателей (экономических, социальных, культурных и др.), позволяющих определить состояние объекта управления количественно и качественно.

 

ИСТОЧНИКИ КРАТКОГО СЛОВАРЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ:

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.

Социальные технологии. Толковый словарь. М., 1995.

Толковый словарь по управлению. М., 1994.

Социальный менеджмент. Учебник /Под ред. В.Н. Иванова и В.И. Патрушева. М., 1998.

Государственное и муниципальное управление. Справочник /Под ред. Н.И. Гла­зуновой, Ю.М. Забродина, А.Т. Поршнева. М., 1997.

 

 


[1] См.: Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 56.

[2] См.: Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления; Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М., 1974.

[3] См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997; Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997 и др.

[4] См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973; он же. Человек в управлении обществом. М., 1977; он же. Общество: системность, познание и управление. М., 1981 и др.

[5] См., например: Армстронг Майкл. Основы менеджмента. Ростов-на-Дону, 1998; Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М., 1999; Ильенкова СД., Гохберг Л.М. и др. Инновационный менеджмент. М., 1997 и др.

[6] См.: Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 13.

[7] См.: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997. С. 43 и др.

[8] См. там же.

[9] См.: История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. М.,1988. С. 232—233.

[10] См.: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М, 1997. С. 17 и др.

[11] Маркс К. Капитал. Т. 1//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 342.

[12] Маркс К. Капитал. Т. 3//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. I. С. 425.

[13] Там же. С. 422.

[14] Эта глава носит нетрадиционный характер и во многом посвящена «инвентаризации» существующих базовых понятий, уточнению их внутренних связей, которые и определяют целостное представление об управлении как научном знании. Некоторые фрагменты главы затем будут повторяться, но целостность восприятия, уже достигнутая в начале, будет только способствовать целостному восприятию всего последующего материала.

[15] См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1991.

[16] См.: Глущенко Е.В., Захарова КВ., Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 9.

[17] Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 46.

[18] См. подробнее: Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

 

[19] См.: Россия: энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 840.

[20] См.: История государственного управления России. Учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1999.

[21] Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Изд. 3-е. М.-Л., 1924-1925. Ч. 3. С. 209.

[22] См., например: У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. | Л., 1990. С. 4.

[23] Розмирович Е.Ф. НОТ, РКИ и партия. М., 1926. С. 79.

[24] См.: Витке Н.А. Французская школа экспериментального администриро­вания. Хозяйство и НОТ. 1924.

 

[25] Розмирович Е.Ф. Методология и практика техники управления. М., 1930. С. 256.

[26] Там же. С. 26.

[27] Фукс М.П. О некоторых болевых вопросах рационализации управления. Организация управления. 1931. № 1. С. 4—5.

[28] См.: Научная организация труда и управления. М, 1965. С. 8.

[29] См. подробнее: История государственного управления России: Учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1999.

[30] См., напр.: Омаров AM. Социальное управление: Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980; Слепенков Н.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

[31] См. подробнее: Родченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.

[32] См. Пискотин М.И., Лазарев Б.М., Салищева Н.Г., Тихомиров Ю.А. О науке управления //Советское государство и право. 1964. С. 30, 48.

[33] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. С. 133.

[34] См. подробнее: Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

[35] См. подробнее: Колпаков И.И. Методы управления. Киев, 1997.

[36] См.: Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

[37] О'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. Пер. с англ. М., 1979.С. 33.

[38] См., например: Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997. С. 25—50 и др.

[39] Концепция — определенный характер понимания проблемы, центральная идея системы взглядов, которая включает различные формы научного знания: научные факты, теории, научные принципы, законы, понятия. В системе концептуального знания, обращенного к пониманию проблемы и путей ее решения, всегда присутствуют три элемента знания: эмпирический, теоретический, философско-мировоззренческий.

[40] См.: Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995. С. 635—663; Пригожий А.И. Современная социология организаций. М., 1995. С. 50—60; Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск, 1987. С. 108—190 и др.

[41] См. подробнее в кн.: Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М, 1981. С. 154—295 и др.

[42] См. подробнее в кн.: Ладенко И.С., Ломкое И.С. Интеллект управления и консультирование. Новосибирск, 1992; Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск, 1987; Одинаков В.В. и др. Диалоговая система построения дерева целей организационных систем и принцип ее программной реализации. Системы управления и их элементы. Томск, 1980 и др.

[43] См.: Пригожин А.И. Современная социология организаций. М, 1995. С. 57.

[44] См. подробнее в кн.: Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск, 1987. С. 124 и др.

 

[45] См. подробнее в кн.: Мир управления проектами. М., 1994.

[46] См. подробнее в кн.: Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М., 1996; Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. 2-е изд. М., 1988; Дмитриенко Г.А. Стратегический менеджмент. Киев, 1998.

[47] См. подробнее в кн.: Иванов В.Н., Мальцев В.А., Патрушев В.И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. Н. Новгород,-1995; Афонин Ю.А., Иванов В.Н. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М.— Самара, 1997; Программа социальной и экономической поддержки интересов населения (Программа «СЭПИН» в вопросах и ответах). М., 1997.

[48] См.: Муниципальное образование: стратегии и технологии антикризисного развития. М., 1997.

[49] См. подробнее: Стратегия вывода экономики муниципального образования из кризиса. М., 1997.

[50] См. подробнее: Дмитриенко Г.А., Дорошенко ЕЛ. Оценка уровня культуры персонала. Киев, 1998.

[51] См.: Интеллектуальная культура специалиста: Сб. научных трудов. Ново­сибирск, 1988. С. 14.

[52] См. подробнее: Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. М., 1998.

[53] См. подробнее в кн.: Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. С. 249 и др.

[54] См. подробнее: Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности. Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. С. 31—40.

[55] См. там же. С. 38.

[56] См. подробнее в кн.: Дмитрук В.Н. Теория государства и права. М., 1998. Часть II. Некоторые вопросы истории политических и правовых учений. С. 141—209.

[57] Джунусов М.С. Национализм. Словарь-справочник. М., 1998. С. 17.

[58] См. подробнее в кн.: Учебный социологический словарь. Издание 2-е /Под общей редакцией С.А. Кравченко. М., 1997. С. 9.

[59] См. в кн.: Кравченко С.А., Мнацарян М.О., Покровский Н.С. Социолог парадигмы и темы. М., 1997. С. 206—207.

[60] См. там же. С. 207.

[61] Там же.

[62] Кравченко С.А., Мнацарян М.О., Покровский Н.С. Социология: парадигмы и темы. С. 207.

[63] См.: Там же.

[64] См.: Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.

[65] См.: Воронович Б.А., Горелов О.И., Торукало В.П. Управление реформами. M., 1999. С. 18.

 

[66] См. там же. С. 29 и др.

[67] См. подробнее: Паркинеон С., Рустомджи М. Искусство управления. М., 1997.

[68] См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 32.

 

[69] См.: Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., 1984; Методические вопросы создания системы норм и нормативов /Под ред. В.В. Соколова. М., 1983.

[70] Бир Ст. Кибернетика и управление производством. Пер. с англ. М., 1963. С. 23.

 

[71] См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 56—59 и др.

[72] См.: Ладенко И.С., Поляков В.Г. Интеллект управления и консультирование. Новосибирск, 1992. С. 34 и др.

[73] См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 505.

[74] См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом, С. 246.

[75] См.: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. С. 255.

 

[76] См.: Евреинов Э.В, Информациология сред, структур и биокомпьютерных систем. М., 1996.

[77] См.: Информациология Международной академии информации. М., 1998.

[78] См.: Юзвишин И.И. Информациология. М, 1996. С. 23.

[79] См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.

[80] См. там же.

[81] См. подробнее: Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. М., 1996; Колин К.К. Информационные проблемы социально-эко­номического развития общества. Проблемы социальной информатики. М., 1995 и др.

[82] См. в работах: Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. М., 1996; Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке. М., 1995 и др.

[83] См. подробнее: Калин К.К. Информатика в системе опережающего образования. С. 1—11 и др.

[84] См.: Микулинский С.П., Попов Г.Х. Послесловие // Стефанова Н. и др. Програм­мно-целевой подход в управлении. Теория и практика. М., 1975. С. 182.

[85] См. подробнее: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Садовский В.Н. Основание общей теории систем. М., 1974; Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976 и др.

[86] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 4 и др.

[87] См. подробнее: Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.

[88] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. С. 102.

[89] Происходит от греческих слов ergon — работа и nomos — закон. Изучает человека или группу людей и их деятельность в системе современного производства. Объект исследования — система «человек — машина».

[90] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. С. 112.

[91] См. подробнее: Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997. С. 160—163.

[92] См. там же.

[93] См. подробнее: Щекин Г.В. Теория кадровой политики. Киев, 1997.

[94] См. подробнее: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. М., 1997; Профессионализм в системе государственной службы. Ростов-на-Дону, 1997; Государственная служба — теория и организация. Ростов-на-Дону, 1997 и др.

[95] Огарев А.В., Понеделков А.В. Лидер, элита, регион. Ростов-на-Дону, 1995. С. 5.

[96]См.: Армстронг Майкл. Основы менеджмента. М-, 1998; Сухарев В.А. Психология интеллекта. Донецк, 1997 и др.

[97] См.: Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Минск, 1999. С. 219.

[98] См.: Сухарев В.А. Психология интеллекта. М., 1997.

[99] См. там же. С. 225.

[100] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 301—302.

[101] См.: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994.

[102] См.: Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

[103] См.: Курс практической психологии. Ижевск, 1995; Иванов Ю. Как управлять собой и влиять на других людей. М., 1991; Познай себя: 30 популярных тестов. М., 1992; Психологические тесты. М., 1997; Социальный менеджмент. Учебник. М., 1998 и др.

[104] Атгила — предводитель гуннов, совершавший опустошительные походы и отличавшийся вероломством.

 

[105] См. подробнее: Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента. Киев, 1999.

 

[106] См.: Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

[107] Психология: Словарь. М., 1990. С. 282.

[108] См.: Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие решений. М., 1970.

[109] См. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 295—313 и др.

[110] См. подробнее: Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социо­логия: парадигмы и темы. М., 1997. С. 285—286.

[111] См. там же. С. 286.

[112] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. С. 128.

[113] См.: Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Минск, 1999. С. 211—213.

[114] См.: Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М., 1989.

[115] Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общность. М., 1982. С. 240.

[116] См.: Медоуз Д.Х., Медоуз Д., Рендерс Й., Беренес В. Пределы роста. М., 1991.

[117] См.: Шахназаров Г.Х. Куда ищет человечество. Критические оценки будущего. М., 1985.

[118] См.: Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.

[119] См. подробнее: Гаевская О.Б. Управление международным сотрудничеством. Киев, 1999.

[120] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 113.

[121] См. там же. С. 119 и др.

[122] См. подробнее: Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. М., 1998.

[123] Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. М., 1998. С. 11.

[124] См. подробнее: Русский геополитический сборник. М., 1998. № 3.

 

[125] См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 261.

[126] См.подробнее: Хатунцев С.В. О некоторых аспектах российского евразийского кризиса //Русский геополитический сборник. М., 1998. № 3. С. 3—17; Ильин И.А. О России. М., 1995. С. 27—31 и др.

[127] См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997. С. 40 и др.

[128] См. там же. С. 43.

[129] См.: там же. С. 34 и др.

[130] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.

[131] Краткая современная энциклопедия. М., 1994. С. 112.

[132] См. подробнее: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997. С. 34—52 и др.

[133] См. подробнее: История государственного управления России. Учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1999; Государственная служба: Теория и орга­низация. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998.

[134] См.: Грейсон Дж. (мл.), О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М, 1991.

[135] Литторин С.О. Крушение социалистического мифа. М., 1991. С. 19.

[136] См. там же. С. 20.

[137] См. подробнее: Преображенский Е.А., Бухарин Н.И. Пути развития: дискуссии 20-х годов. Вступительная статья «Выбор пути». Л., 1990.

[138] См.: Афонин Ю.А., Иванов В.Н., Мельников С.Б. идр. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М, 1997.

[139] См.: Шилин К.И. Путь в будущее. Экософы, экософия и живая логика будущего: Экософский словарь. М., 1995.

[140] См.: Японский менеджмент: конспект лекций по теории управления. М., 1971.

[141] См.: Японский менеджмент. М., 1971. С. 25.

 

[142] Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991. С. 7.

[143] См.: Вудкок Д.Ф. Раскрепощенный менеджер. М., 1991; Мескон М.Х., Хедоури М.А.Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...