Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

артикуляционного. праксиса звука. Упражнение «Слоник». Упражнение «Дудочка». Упражнение «Куколка заболела». Упражнение «ПарОВОЗ»




артикуляционного

праксиса звука

У

Упражнение «Слоник»


 

На слонёнка погляжу,
Губы хоботком сложу.
На слонёнка погляжу,
Губы трубочкой сложу.


Методические указания

Дети за педагогам повторяют ар-
тикуляционный уклад звука «У».


Упражнение «Дудочка»


 

В дудочку подую я,
Посмотрите на меня!


Методические указания

Упражнение способствует активи-
зации губной мускулатуры, арти-
куляции и ротового выдоха. Необ-
ходимо следить, чтобы при вытя-
гивании губ вперёд не открывался
рот и не выдвигалась вперёд ниж-
няя челюсть.


Упражнение «Куколка заболела»


 

Плачет Уленька: «Уа! »
Моя куколка больна.


Методические указания

Дети повторяют за педаго-
гом «Уа» на мягком выдохе.
Следить, чтобы оба звука
дети произносили плавно.


-23-


Упражнение «ПарОВОЗ»


 

Загудел паровоз: «У! У! У! »
И ребяток повёз: «У! У! У! »


Методические указания

Упражнение проводится на полу в позе
«на четвереньках» с игрушкой «Паро-
воз». Следить за тем, чтобы звук «ле-
тел» из ротика ребёнка. Упражнение
способствует нормализации положе-
ния языка в полости рта и преодоле-
нию чрезмерного участия корня языка
и гортани в произношении звука.


Упражнение «Фокус»


 

Надо фокус показать,
Будем трубочку держать.


Методические указания

В игре используется трубочка для
коктейля, которую дети должны
научиться удерживать без помощи
взрослого.


Упражнение «В лесу»


 

Заблудились мы в лесу
И кричим: «Ay! Ay! »


Методические указания

В звукосочетании «Ау» звук
У надо выделять, произнося
его длительнее, на мягком
выдохе.


-24-


Упражнение «Подуй на меня»


 

Уи, уи, уи!

На меня подуй!


Методические указания

Добиться длительного выдыхания
струи воздуха через рот.


Упражнение «Самолёт»


 

«У-у-у! » — летит самолёт.
«У-у-у! » — так песенку поёт.


Упражнение «Уточка»


 

Как утёнок губы сложим.
Мы на уточку похожи!


Методические указания

С помощью упражнения проводится активизация мышц верхней губы после хейлопластики, а, значит,
и возможность правильного артикуляционного уклада губ при произношении звука «У».

-25-


 

Формирование и развитие

артикуляционного

праксиса звука

Ф


Упражнение «Зайчик»

Ушки — на макушке,
А зубки — на губке!

(нижняя губа прижата к краям верхних зубов,

верхняя губа слегка приподнята, образуется как бы

«заборчик»)

Упражнение «Молчание»

Зайка серенький сидит,
Зубки выставил, молчит,
Ничего не говорит!

Методические указания

В упражнении используется игрушка «Зайчик». Образ игрушки помогает быстро и точно запомнить

положение органов артикуляционного аппарата, необходимое для правильного произношения звука «Ф».                                                                                                                                       »

Упражнение «Уточка»


 

Как утёнок, губы сложим,
Мы на уточку похожи!


Методические указания

Упражнение помогает активизации верхней губы, так как верхняя губа при произношении звука «Ф»
должна быть ненапряжённой, спокойной.

-26-


Упражнение «Улыбка»


 

Улыбнулись губки,
Показались зубки,
И-е, и-е,
Улыбаюсь я тебе!


Методические указания

Уметь удерживать нижнюю че-
люсть опущенной и расслабленной.


Упражнение «Язычок гуляет»


 

Язычок пошёл гулять,

(ротик широко открыт, вывести широкий
расслабленный язык на нижнюю губу)

В домик спрятался опять.

(язык в состоянии покоя лежит за
нижними резцами).


Упражнение «Ветерок»


 

Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
(«Фи» на выдох говори! )


Методические указания

Направить внимание детей на то, что в «заборчике» между губой и зубами остается узкая щель,
посередине которой проходит прохладная воздушная струя.

-27-


Упражнение «Заборчик»


 

Домик — ротик закрыт,
Тут заборчик стоит.


Методические указания

Нижняя губа прижата к краям
верхних зубов, верхняя губа слегка
приподнята, образуется как бы
«заборчик».


Упражнение «Ветерок»


 

Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай.
Ручки вниз опускай,
«Фф», — как ветер, напевай!


Методические указания

Упражнение направлено на
развитие длительной
ротовой воздушной струи.


Упражнение «Игра с Ёжиком»


 

Педагог:

Кто же так пыхтит: «Фи, фи? »

Это Ёжик! К нам иди!

Давайте позовём его ласково, нежно:

«Фи, фи, фи — к нам иди! »

Ёжик:

Фи, фи, фи, а вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Меня зовут Фин.

Педагог:

Как зовут Ёжика?


Методические указания

В игре использовать игрушку «Ёжик». Дети повторяют за педагогом чистоговорку, имя Ёжика. Следить
за правильностью артикуляционного уклада.

- 28 -


Упражнение — игра «Ветер»


 

Педагог:

Слышите, вдали гудит...

Что же это к нам летит?

(фонограмма «голос ветра»)

 

Дети:
Ветер!

Педагог:

В ветерок вас превращаю

И играть всех приглашаю.

Педагогическая установка:
Ротик к ушкам растяните,
Губку мягко прикусите,
Тихо ветерок пустите!

Педагог:

Ветерок летал, играл

И листочки разбросал...

(педагог разбрасывает листики)

Надо листики нам взять,
С ними будем мы играть!

(дети кладут листочки на ладошку и
сдувают их на фонационном выдохе
звука «Ф»).

Сделано с рисунка Н. Пирогова
«Русский язык. Справочник
дошкольника» — М: Фил. общества
«Слово», АСТ-ЛТД, 1997 год.


-29-


 

Формирование и развитие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...